Смоленского преступника выдал след на стекле

Происшествия

Один из обвиняемых в грабеже и кражах крупных сумм денег из офисов предприятий убеждал участников процесса в том, что совершать «подвиги» его заставляли жизненные обстоятельства.
Когда он ограбил завод, было «виновато» открытое окно на третьем этаже административного здания. А рядом с ним как будто специально кто-то положил лестницу. А в кустах, как по щучьему велению, нашлась «болгарка», с помощью которой он и выпилил стальную дверь в кассу. Но сколько чужих дензнаков оказалось в его карманах, он не знал - в кассе и других помещениях было темно.
А пересчитать их на улице не успел, потому что его с подельником задержали милиционеры.

 

Свадебное путешествие не удалось


Октябрь 2007-го Светлане Родниной запомнился приятными хлопотами. Через неделю - свадьба с любимым мужчиной, а затем молодоженов ждало свадебное путешествие. Зарплата Светланы, как и ее будущего супруга, по смоленским меркам, средняя, поэтому, чтобы увидеть мир, нужны были дополнительные средства. На семейном совете молодые решили продать мебель и вырученные от реализации деньги отложить для поездки.
Собрали больше 60 тысяч рублей. Открывать счет в банке не было смысла, но и оставлять дома такую сумму Светлана не рискнула. Решила отнести деньги на предприятие, где работала дизайнером. Кабинет, в котором она работала, располагался на шестом этаже. В небольшом коллективе трудились порядочные люди. По крайней мере, никаких разговоров о том, что на работе хотя бы раз у кого-то пропали деньги, не было. Положив деньги в ящик стола, Светлана заперла его на ключ и успокоилась.
В понедельник, как обычно, она приехала на работу. Просмотренный утром гороскоп ничего плохого ей не предсказывал, но, когда девушка поднялась на шестой этаж и увидела вскрытую дверь в офис, ее сердце екнуло. А войдя в помещение, в котором царила разруха и валялись раскуроченные ящики стола, она поняла, что с деньгами придется проститься. О том, что Светлана хранила сбережения на работе, знала только ее начальница. Но не могла же она устроить подобный погром?
Потом выяснилось, что в административном здании поработали грабители. Взломали восемь сейфов, на ремонт которых после было истрачено более 100 тысяч рублей. Но преступники не оставили после себя следов, только на осколке разбитого стекла был отпечаток спортивной обуви. С такими скромными уликами надежды на раскрытие преступления практически не было. Светлане пришлось окончательно распрощаться с мыслью о романтическом свадебном турне.
Ситуацию изменило происшествие, случившееся через день, но уже на соседнем предприятии.


Люди на заборе


В ту октябрьскую ночь экипаж сотрудников отдела вневедомственной охраны при ОВД по Промышленному району находился на маршруте патрулирования на улице Попова, когда с дежурного пульта централизованной охраны поступило указание срочно отправиться на улицу Индустриальную. На заводе сработала охранная сигнализация. Спустя четыре минуты после получения тревожного сигнала экипаж был на месте происшествия. Забегая вперед, следует отметить, что, опоздай они хоть на минуту, у милиции появился бы очередной «висяк».
Из остановившейся «ВАЗ-2114» вышли два члена экипажа в милицейской форме и направились к проходной предприятия. Третий, остававшийся у машины, увидел, как метрах в 50 от забора показались двое мужчин. Заметив милицию, ночные «акробаты» спрыгнули на землю и бросились бежать вдоль улицы. Сомнения, что это и были грабители, развеялись окончательно. Им вдогонку старший экипажа крикнул: «Стоять, милиция!» Но эти слова только еще больше раззадорили бежавших. Один из сотрудников бросился на перехват преступников на машине, двое преследовали их бегом. Оказавшись заблокированными, «спринтеры» спрятались под трубами теплотрассы. Милиционеры, не знавшие, вооружены ли преследуемые, действовали осторожно. Вызвав подмогу, старший патруля приказал одному из лежавших преступников встать и не двигаться. Первую команду незнакомец выполнил, но тут же снова бросился бежать. Чтобы заставить его остановиться, стражу порядка пришлось разрядить в воздух не один патрон. Наконец убегавший остановился, и на его руках защелкнули стальные браслеты. Задержанным оказался Алексей Салямин. Затем, уже совместно с прибывшими на помощь коллегами, из-под трубы вытащили второго беглеца, Сергея Кузнецова, которому в пору было выступать в КВН. Молодой человек сразу же выпалил, что ему, бедному, негде ночевать, поэтому он и спит под теплотрассой.


Погром


К месту происшествия прибыла и следственно-оперативная бригада. При личном обыске Алексея Салямина у него изъяли более 430 тысяч рублей, 5, 67 тысячи долларов и 9,35 тысячи евро. Но Алексей тут же заявил, что 128,56 тысячи рублей из изъятых денег - его личные. Над такой «шуткой» присутствовавшие при обыске представители правоохранительных органов наверняка посмеялись от души. Хотя позже оказалось, что это была правда.
Несмотря на ночное время, на подвергшийся налету грабителей объект, кроме милиции, приехали руководство предприятии, специалисты, кассир. На третьем этаже административного здания их взору предстала картина из фильма ужасов. В коридоре и во взломанных кабинетах все было покрыто толстым слоем пыли и грязи. Железная дверь снаружи помещения кассы и решетка с внутренней стороны в нижней части были выпилены. А из кассы, на горе ее хозяйки, исчезли и хранившиеся там ее личные сбережения - 9 тысяч евро и 5,2 тысячи долларов. Женщина собиралась купить себе автомобиль и решила, что надежнее хранить деньги за неприступными запорами кассы предприятия...
При осмотре места происшествия, у открытого окна кабинета главного инженера, обнаружили универсальную лестницу, опиравшуюся на козырек пристройки. А к отопительной батарее под подоконником была приторочена надежная веревка. О том, что преступники основательно готовились к операции, свидетельствовали и обнаруженные на территории пара хлопчатобумажных перчаток и две металлические монтировки. Также были изъяты два рюкзака, электродрель, «болгарка» и сменные диски для нее, несколько различных отверток, электрический фонарь и даже электрический удлинитель.
Как и в первом случае, на заводе пострадали частники. Кроме того, что «увели» инвалюту кассира (на сумму 448 460 рублей), ночные налетчики унесли из кабинета и личные деньги технического директора на общую сумму почти 250 тысяч рублей.
Уже в самом начале следствия выяснились любопытные детали. 34-летний Алексей Салямин и 32-летний Сергей Кузнецов проживали в Подмосковье: один в Рузском, другой в Подольском районах. По словам Салямина, 2007 год стал для него не очень удачным. То болезни одолевали, то «Мерседес» начальницы фирмы, где он работал, разбил. Пришла пора большого безденежья. Оказавшись в трудном материальном положении, он приехал на Смоленщину к своей сестре в поселок Красный, чтобы взять у нее денег в долг. На ремонт иномарки и другие насущные расходы он попросил у родственницы 1,2 миллиона. У нее оказалось 20 тысяч евро от продажи квартиры, доставшейся ей от матери. Забрав деньги, брат исчез, и о его дальнейшей судьбе сестра узнала в милиции.
Уехав от сестры, Алексей оказался на съемной двухкомнатной квартире в Смоленске, где проводил время со своим подельником Сергеем Кузнецовым (который приехал к нему якобы занять денег) и подругой Еленой. Кто был квартиросъемщиком, так и осталось невыясненным, поскольку, по показаниям хозяйки, она сдавала квартиру с весны 2007 года за 10 тысяч рублей в месяц другим молодым людям, которые ежемесячно приносили ей квартплату. При обыске в жилище подельников обнаружили две рации, а при личном досмотре у Елены изъяли три мобильных телефона, более 116 тысяч рублей и 7,1 тысячи евро, а также доверенность на управление автомобилем «Мерседес». Женщина сказала, что эти деньги принадлежат Алексею Салямину.
Следствие уже не сомневалось, что молодые люди составляли организованную преступную группу и совершали криминальные гастроли не только в регионе под номером 67. Нераскрытая кража из офиса предприятия 62 тысяч рублей, принадлежавших молодоженам, тоже их рук дело. Сергей Кузнецов подписал явку с повинной, где сообщалось, что ночью в выходной они с Алексеем Саляминым приехали к высотному административному зданию и по лестнице забрались на четвертый этаж. Алексей взламывал офисы по очереди, и таким образом они добрались до шестого этажа. Салямин же твердил, что к этому преступлению он не имеет никакого отношения. Но Алексея подвел след обуви, обнаруженный на осколке стекла. По заключению экспертов, отпечаток на 99,9 процента совпал с протектором кроссовок, изъятых у него при задержании.
Отвертеться от ограбления завода с применением металлорежущего инструмента у подельников не было никакой возможности. Но «тертые калачи» попытались «смягчить посадку». Понимая, что совершение преступления группой, тем более организованной, может стоить им большого срока, они заявили, что роль Кузнецова заключалась лишь в том, что он по просьбе Алексея помог ему поднести лестницу. При этом он, бедолага, не знал, для какой цели. От явки с повинной Сергей тоже отказался, мотивировав тем, что подписал ее по совету отца, как следует не разобравшись.
Следствие предъявило обвинение Кузнецову и Салямину по двум преступлениям в составе организованной группы. Однако суд посчитал квалификацию организованной группы недоказанной и исключил ее из обвинения. Салямина признали виновным в кражах и грабеже, приговорив его к 3,5 года колонии общего режима. Деньги, находившиеся в качестве вещдоков в милиции, возвратили пострадавшим кассиру завода и техническому директору. Повезло и новобрачным. Из денег, которые суд признал принадлежащими Алексею Салямину, им вернули 62 тысячи рублей, и семейная пара может отправиться в путешествие. Из его же средств возместили стоимость испорченного имущества или его восстановление. Остальные передали сестре Алексея. За Саляминым оставили только грабеж на заводе, назначив 2 года 9 месяцев лишения свободы.

Имена и фамилии осужденных и потерпевших изменены.


Комментарий прокурора


- Мы не согласны с решением суда, посчитавшего не нашедшим подтверждения наличия в действиях подсудимых квалифицирующего признака «совершение преступления организованной группой лиц», и подали кассационное представление об отмене приговора, - рассказывает государственный обвинитель, помощник прокурора Промышленного района Виталий Ситников. - Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ, об устойчивости организованной группы может свидетельствовать не только большой промежуток времени ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления и другие обстоятельства. В данном случае подсудимые договорились заранее, о чем свидетельствуют их спланированные и согласованные действия.
В судебном заседании было установлено, что Салямин и Кузнецов познакомились в исправительном учреждении в период отбывания наказания и с тех пор поддерживали отношения. К доводам Кузнецова, что он приехал в Смоленск, чтобы занять деньги у Салямина, суду надлежало отнестись критически, поскольку деньги он не одалживал и не уехал, а, наоборот, стал проживать в одной квартире с Саляминым и Еленой, занялся совместной подготовкой к преступлению. Факт использования специфических методов при подготовке и совершении преступления также свидетельствует о высокой организованности преступной группы. Подсудимые утверждали, что лестницу они случайно обнаружили на пустыре около предприятия. На самом деле лестница аналогичного типа имеет высокую ценность и совокупность полезных свойств, поэтому никто бы ее не бросил на пустыре. Для совершения грабежа подсудимыми использовалось специальное оборудование. Обнаруженные в ходе обыска радиостанции использовались ими в целях конспирации, потому как, в отличие от мобильных телефонов, в случае, если заранее не проводились оперативно-технические мероприятия, впоследствии нет технической возможности установить время, место, длительность и содержание переговоров.
Кроме того, Салямин заявлял, что накануне преступления он находился в административном здании, где изучал продукцию, выпускаемую предприятием. На самом деле судом не установлено, что он когда-либо занимался коммерческой деятельностью. Необходимо учесть и личность подсудимых. Например, Салямин неоднократно привлекался к уголовной ответственности за кражи. А в 2000 году в Санкт-Петербурге был осужден за кражу, совершенную аналогичным способом и на таком же, как в Смоленске, предприятии.
Кроме того, обвинение считает, что приговор подлежит отмене и в связи с чрезвычайной мягкостью наказания Салямина и Кузнецова.
К словам прокурора следует добавить, что суды в редких случаях соглашаются с позицией обвинения по организованным преступным группам, ссылаясь на слабую доказательную базу следствия.








Загрузка комментариев...
Читайте также
25 минут назад
Реклама. 6+ ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjdJk3VT

Tele2 к началу...
сегодня, 16:49

Глава региона ответил на вопросы военкора Семена Пегова,...

53 минуты назад
Команда регионального ГУ МЧС победила на межрегиональном эта...
сегодня, 16:14

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

Новости партнеров