Польский контрабандист в Смоленском СИЗО

Происшествия

В результате операции, проведенной сотрудниками Московской и Смоленской ФСБ, а также Смоленской таможни, задержан гражданин Республики Польша, пытавшийся вывезти из нашей страны культурно-исторические ценности.

В прокуратуре сообщили, что 3 августа судьей Заднепровского районного суда Анатолием Хлебниковым вынесен приговор, по которому польскому гражданину придется провести в российской колонии общего режима три года и три месяца. Приговор еще не вступил в законную силу и может быть обжалован в областном суде.

Черный чемоданчик

Как рассказала Елена Антонова, помощник прокурора Заднепровского района, в октябре прошлого года в поле зрения Московской ФСБ попал некий гражданин Украины, активно скупавший на рынках столицы старинные иконы. За мужчиной, которого уже судили в Брянске за контрабанду культурных ценностей, было организовано наружное наблюдение, поэтому сотрудники правоохранительных органов не упустили момент, когда 26 октября прошлого года контрабандист появился на Белорусском вокзале с вполне обычным черным чемоданом на колесиках.

Отыскав на перроне 11-й поезд Москва - Варшава, мужчина подошел со своей ношей к одному из трех польских вагонов и осмотрелся. Заметив человека с черным чемоданом, 44-летний проводник, появившийся в окне, едва заметно кивнул и направился к выходу. Не предъявив никаких билетов (которых, собственно, у него и не было), мнимый пассажир с усилием втащил тяжелый багаж в тамбур.

Сотрудник ФСБ, осуществлявший наружное наблюдение, видел, что по коридору, который хорошо просматривался с перрона через окна вагона, никто так и не прошел. Это позволяло предположить, что «пассажир» дальше служебного купе проводников не перемещался.

Через пару минут контрабандист вышел из вагона, но уже без чемодана. А вскоре после этого, в десятом часу вечера, поезд отправился в путь.

Тайник в купе

В половине четвертого ночи крепко спавшего польского проводника разбудили таможенники, которых сопровождали сотрудники Смоленской ФСБ. Группа села в поезд на станции Смоленск, и сотрудники правоохранительных органов попросили проводника заполнить декларацию, поинтересовавшись, не пытается ли он провезти через границу некие запрещенные предметы. Поляк почувствовал легкое беспокойство, хотя поводов, казалось, не было, поскольку досмотры на границе случались и раньше. Он заполнил декларацию, в которой ничего не сообщалось о каких-либо ценностях, а было указано лишь то, что проводник имеет при себе два чемодана с вещами. Когда мужчину спросили о пустом черном чемодане, он, не моргнув глазом, ответил, что там были его вещи.

Таможенники осмотрели служебное купе и, не найдя ничего подозрительного, попросили проводника открыть пустующие пассажирские купе. В одном из них в глаза проверяющим бросилась деталь, на которую обычный человек не обратил бы внимания: некоторые шурупы, державшие стеновую панель над окном, либо были плохо завинчены, либо вообще отсутствовали. Вскрыть панель оказалось непросто, сделать это мог только опытный человек, ведь нужно было демонтировать крепления верхней спальной полки купе. Даже сотрудники ФСБ, имевшие определенные навыки, провозились не меньше 20 минут.

Чутье не подвело сыщиков, решивших вывинтить «говорящие» шурупы, и под панелью им открылся тайник с девятью иконами, завернутыми в полиэтиленовые пакеты, и напрестольным восьмиконечным деревянным крестом с изображением распятия.

Хотя «клад» был оценен экспертами музея-заповедника в 120 тысяч рублей, понятно, что контрабандисты рассчитывали получить за него больше чем 3,5 тысячи евро.

Дороги, которые мы выбираем

Увидев иконы, проводник «несказанно удивился». И, видимо, не до конца осознав, что с ним произошло, стал уверять российских таможенников, будто видит эти «предметы культа» впервые. Поляк рассказал, что, когда поезд прибыл в Москву и состав отогнали в «отстойник» железнодорожного депо на уборку, мужчина расплатился с уборщиками, закончившими свою работу, и пошел в город за покупками. Вагон при этом оставался открытым. «Депо ведь охраняется, зачем мне закрывать свой вагон?» - удивлялся проводник. Поляк также предположил, что кто-то мог устроить тайник по пути.

Любопытная деталь: сотрудники правоохранительных органов обратили внимание на интересный момент в рассказе подозреваемого. Проводник признался, что два раза заходил в дирекцию по обслуживанию пассажиров на Белорусском вокзале, чтобы забрать ведомости о билетах, проданных в польские вагоны, хотя его об этом никто не просил. Проверяющие предположили, что таким образом находчивый поляк мог выяснить, какие купе в его вагоне будут пустовать после отправки поезда из Москвы.

У сотрудников ФСБ были веские причины не поверить складно говорившему иностранцу, поэтому на следующей остановке в Орше они покинули поезд, бережно придерживая под руки перепуганного проводника. 27 октября поляк ночевал уже в Смоленском СИЗО, по-прежнему отрицая свою причастность к контрабанде. В разговоре с польским консулом он также не признался и твердо стоял на своем вплоть до суда. Правда, такое упорство, как и усилия адвокатов, взывавших к исконному русскому гостеприимству, не помогло избежать наказания.

Любопытно, что одним из доводов защиты было то, что иностранцу будет трудновато выдержать суровые условия российских колоний. Может быть, «гостю» нужно было задуматься об этом еще на Белорусском вокзале в Москве, когда он принимал от посредника чемодан с русскими иконами?








Загрузка комментариев...
Читайте также
34 минуты назад
45 минут назад
Сегодня, 20 апреля, в столице и районах региона прошел общео...
сегодня, 14:58
В соцсети сообщают, что байкера бил таксист.
Новости партнеров