Дело краснинских «гангстеров»

Происшествия

Сегодня, по данным милиции, на территории Смоленщины существуют два организованных преступных формирования. А еще несколько лет назад предприниматели в буквальном смысле стонали от разнообразных бандитских «крыш». Но со временем часть братков погибла при переделе сфер влияния, часть ушла в бизнес, а некоторые ударились в бега. Немало их оказалось и за решеткой. Отзвуки лихих 90-х доходят до нас в формулировках из приговоров суда.

Святая ложь

В июле Ленинский районный суд вынес приговор 31-летней Виктории Сормовой из поселка Гусино Краснинского района, которой инкриминировали лжесвидетельство.

В марте 2007 года областной суд рассматривал дело ее брата, обвиняемого по ряду статей Уголовного кодекса, в том числе по ст. 105 «Убийство». Суд разъяснил Виктории, что она имеет право не свидетельствовать в отношении близкого человека, и предупредил об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Следствие обвиняло ее брата Игоря Сормова в том, что он, управляя автомобилем «ВАЗ-2112», принадлежавшем Виктории, способствовал убийству подельником молодого человека. Однако сестра настаивала в суде на том, что свое авто незадолго до происшествия продала по доверенности одному жителю Смоленска. А коль не было автомобиля, то и ее брат к убийству не причастен. Несмотря на усилия сестры, Игоря осудили. А против Виктории возбудили уголовное дело по ст. 307 УК РФ и передали в суд. Ее приговорили к штрафу в размере 2500 рублей. По делу Игоря Сормова к уголовной ответственности за лжепоказания привлекли и двоих потерпевших, которые испугались мести со стороны преступников и отказались в суде от своих свидетельств, данных на предварительном следствии.

Наша попытка выяснить подробности истории вывела на след остросюжетной детективной драмы, произошедшей в поселке Гусино.

Дело пахнет керосином

Несколько лет назад оставшийся без работы Игорь Балов, на иждивении которого находились маленький ребенок и жена, со своим приятелем Иваном Дорошевичем решили открыть собственный «горючий» бизнес. Молодые люди скупали у машинистов тепловозов «сэкономленную» солярку по 600 рублей за 200-литровую бочку и искали покупателей. По 150 - 200 рублей с каждой бочки «приятели-бизнесмены» имели. Однако вскоре началась полоса невезения. По словам Балова, гусинские бандиты запретили ему заниматься этим бизнесом.

А спутница жизни Ивана Дорошевича дополнит: «В поселке все знали, что это предводители гусинских бандитов - Игорь Сормов и Владимир Волков по кличке Волк».

Несмотря на четырехлетнюю разницу в возрасте (Игорю тогда не было и 20), приятели с крутым характером в конце 90-х, ничем не брезгуя, начали прокладывать себе дорогу в бизнесе. В те годы деньги можно было делать буквально из земли. К примеру, на территории Шаталовского авиагарнизона местные жители открыли «месторождение» авиакеросина... Долгие годы топливо, проливавшееся из цистерн на землю, накапливалось в слое песка над природным «замком» из глины. Предприимчивые местные жители бурили небольшие скважины и набирали керосин в пластиковые бутылки. Таким образом можно было добывать тонны горючки. Рассказывают, что на бензовозах за ней приезжали какие-то ребята, возможно из Гусина. Закачав керосин, продавцам они платили мизерные деньги.

А пытавшимся возражать угрожали расправой.

Сормов, Волк и компания занимались перепродажей солярки и, узнав, что этим промышляют и их земляки Балов и Дорошевич, предложили конкурентам «крышу». Когда те отказались, посыпались угрозы. За несговорчивыми бизнесменами устроили слежку. Машинистов тепловозов «волковские» вынуждали продавать солярку только им и в больших объемах. Балов с Дорошевичем стали покупать дизтопливо только по ночам. Весной 2002 года под покровом темноты, когда приятели подкатывали наполненную соляркой бочку к «каблучку» Балова, их застукали Сормов с Волком и еще два братка.

«Мы же вас предупреждали, - гневно выпалил Игорь. - Если не понимаете по-хорошему...» Они заставили обескураженных предпринимателей погрузить бочку в «каблучок» и отвезти к гаражам, расположенным у школы. Рассчитываться за 200 литров дизельного топлива они не стали. Но перечить «гангстерам» Балов и Дорошевич даже не пытались. На этом бизнес незадачливых предпринимателей приказал долго жить. Зато компания Волкова продолжала процветать.

В семье Сормовых было два автомобиля - «ВАЗ-2112» и «КамАЗ». У Волкова, кроме «восьмерки», - бензовоз и другая техника.

Директор Руднянского гортопсбыта рассказал следователю, что осенью 2004 года один предприниматель попросил разрешения оставить на территории предприятия, на которой стояли локомотивы,

«ГАЗ-53», принадлежавший его знакомому - Волкову. Вскоре руководитель предприятия заметил под машиной масляное пятно, а заглянув в кузов, обнаружил там бочки с соляркой и насос для закачки топлива. Машину он приказал перегнать за территорию предприятия, где она и простояла до марта 2005 года. Однако автомобиль продолжал приносить прибыль владельцу. По признанию одного из сторожей, только в его смену машина раз пятнадцать подъезжала к тепловозам, и с их баков топливо «перекочевывало» в бочки, находившиеся в кузове грузовика. В конце концов его водителя задержали и осудили за кражу солярки. Волков же отделался лишь потерей источника дохода.

Бандитские разборки

В апреле 2005-го в одну из больниц Смоленска привезли молодого человека, 1979 года рождения, с огнестрельным ранением. Усилия врачей результата не дали, и вскоре пострадавший Даниил Вахрушев скончался.

- В ходе следствия было установлено, что еще в школе Вахрушев занимался боксом. Спортивную карьеру продолжил в институте физкультуры, но после второго курса оставил вуз. Официально числился сторожем. А в 2002-м его осудили за хранение оружия. Через год Даниил освободился, - рассказывает старший следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре РФ Сергей Носков.

Чем Вахрушев занимался в оставшееся до своей гибели время - неизвестно. А хронологию последнего дня его жизни восстановило следствие.

Смолянин Николай Бобров рассказал, что в апреле его знакомый Стадников попросил съездить с ним в Гусино на «стрелку» с Волковым. Нужно было забрать у него долг за разбитую машину, которую тот брал на время. Встреча была назначена на территории Волка, Стадников решил взять с собой еще четырех человек. В их числе оказался и Даниил Вахрушев.

«Жигули»-«тройка», прикатившие из Смоленска, остановились на пустыре, невдалеке от серебристой «ВАЗ-2112» без регистрационных номеров. Все пятеро гостей вышли из салона. «Двенадцатую» покинули Сормов, сидевший за рулем, и Волков. Когда к нему подошел Стадников, должник, крепко выругавшись, выпалил: «Никаких денег ты не получишь!» За оскорбленного шефа вступился Даниил. После удара его кулака Волков едва устоял на ногах, однако тут же получил удар в лицо. Тем временем двое из смоленских мутузили Сормова. Стадников дал команду прекратить драку. Но его помощники, вошедшие в раж, остановиться уже не могли. «Шеф» направился к машине и, открыв дверь, крикнул: «Не прекратите - уеду!» Но и это не помогло. Следовавший за Стадниковым Бобров оглянулся назад. «Даниил Вахрушев, удерживая за шиворот полусогнутого Волка, бил его пистолетом по голове. Затем он оттолкнул окровавленное тело от себя и дважды выстрелил ему в ноги. Сормов лежал на земле», - вспоминал Бобров.

Вахрушев с двумя оставшимися с ним парнями сели в «трофейный» «ВАЗ-2112». Тем временем Сормов побежал в сторону домов.

Стадников с Бобровым уехали, решив, что остальные члены команды отправятся на «двенадцатой». Но не прошло и 10 минут, как на его сотовый телефон позвонил один из парней, сообщив, что у железнодорожного переезда ранили Даниила. Стадникову пришлось разворачиваться и ехать обратно в Гусино.

Позже выяснится: Волк, поняв, что с городскими не совладать, крикнул Сормову, чтобы тот бежал домой за ружьем. Пока Вахрушев с приятелями пытались завести чужую машину, Игорь вернулся со «стволом», заряженным картечью. Почувствовав, что в воздухе запахло порохом, гости бросили непослушный автомобиль и рванули в сторону переезда. Хозяина, точнее брата хозяйки, автомобиль послушался. Волк, взяв у него ружье, сел на переднее пассажирское сиденье, и машина тронулась.

Из материалов уголовного дела: «Из чувства мести за избиение, с целью убийства они стали преследовать убегающих Вахрушева, Сидорова и Щипачева. Около железнодорожного переезда убегавшие пытались спрятаться в помещении старого кирпичного склада. Сормов, управлявший автомобилем, способствуя Волкову в совершении умышленного убийства, выбирая наиболее удобную позицию для производства выстрела... выехал на переезд. Учитывая хорошую видимость и небольшое расстояние до потерпевшего, Сормов осознавал, что в данных условиях причинение смерти Вахрушеву при выстреле Волковым картечью будет неизбежным».

Игорь опустил стекло с водительской стороны, и Волк выстрелил в окно. Подельники тут же скрылись. Вахрушев, доставленный в смоленскую больницу вернувшимся Стадниковым, скончался через несколько часов.

Я не я, и машина не моя

Игоря Сормова задержали в июне 2005 года. При обыске в его доме обнаружили карабин «Сайга». На оружие имелись разрешительные документы. Но дело в том, что из-за особенности конструкции со сложенным прикладом выстрелить из него нельзя. По версии следствия, Сормов переделал ствол, и оружие могло стрелять в укороченном варианте. Игорь Сормов заявил, что он не причастен ни к одному из пунктов предъявленного обвинения. Догонять на автомобиле убегающих он не мог, поскольку машина, на которой он якобы пустился в погоню и которая принадлежала сестре, была продана ею еще до убийства Вахрушева. Своих земляков - конкурентов по топливному бизнесу он не грабил. Карабин не переделывал. Словом, ни в чем не виноват. Уверенность Игорю придавало состряпанное при помощи подельников «алиби».

По показанию Боброва, в мае того же года в Смоленске на улице Багратиона он со Стадниковым встретили мужчину из краснинских братков. На вопрос, как они будут расплачиваться за убийство парня, тот ответил: «Поможем семье деньгами. Но ведь и вы подстрелили Волка». Мужчина также сообщил, что со свидетелями договорились о даче ложных показаний. В частности, машину они назвали зеленой. Ребят попросили собрать все гильзы. И заверили, что по этому делу никаких проблем с правоохранительными органами не будет. Не угадали. Волку пришлось удариться в бега. А Сормова приговорили к 6,5 года. По его жалобе Верховный суд снизил срок на полгода.

Имена и фамилии изменены.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров