Преступления тяжкие, а наказания условные

Происшествия

Сообщение милицейских сводок о 60 преступлениях за сутки в Смоленской области уже не вызывает удивления. За минувший год их было зарегистрировано 28,6 тысячи, в том числе около 200 убийств. Раскрыто 12,6 тысячи - меньше половины. Непростое это дело - найти преступника и доказать его причастность. Причин много. В случае,

о котором мы решили рассказать, правоохранительные органы, казалось бы, сделали все, чтобы обвиняемые в совершении тяжких преступлений в составе ОПГ надолго оказались за решеткой. Вяземский суд приговорил их к... условным срокам.

Дорогая соседка

Пикантная история произошла с молодым жителем Вязьмы Георгием Войтовым. Он рассказывал, как в начале мая 2003 года, возвращаясь «под мухой» с работы домой, встретил соседку. Та пригласила его к себе в гости по случаю приезда брата. В ее доме выпили, и Георгий уснул. Вернувшийся домой муж соседки разбудил его и выставил за дверь. На следующий день Войтов попытался объясниться с соседом, но тот заявил, что разговаривать Георгию придется с другими людьми. Через несколько дней у Георгия Войтова начались неприятности. Однажды вечером в его дом постучал мужчина и сообщил, что его ждут в «Фольксвагене», стоявшем по соседству. В салоне автомобиля сидели трое стриженых парней в спортивных костюмах. Войтову указали место на заднем сиденье. Находившийся рядом с водителем молодой человек, лет двадцати пяти с дефективным глазом, который, похоже, и руководил бригадой вымогателей, сообщил Георгию, что тот обидел своего соседа и их знакомого, изнасиловав его жену. А за все, как известно, нужно платить, и назначил цену в тысячу долларов, которые обидчик обязан отдать в течение недели. В противном случае, его если и не убьют, то дом уж точно сожгут. Войтов сразу понял, что возражать этим ребятам - себе дороже, и пообещал собрать деньги. Но тысяча долларов - не тысяча рублей, набрать такую сумму он не смог. И спустя две недели темно-синий «фольц» вновь стоял у дома Войтова. Услышав, что денег нет, ему еще раз пригрозили расправой и дали неделю отсрочки. Посоветовавшись с соседом, с которым был в добрых отношениях, Георгий решил обратиться в правоохранительные органы и отправился к вымогателям записать разговор на диктофон. В третий раз услышав, что денег нет, косоглазый огорчился: «Ну что, устроить тебе «показательное выступление» и поджечь забор?» Войтов уговорил не делать этого, вновь пообещав рассчитаться, записывая разговор на пленку.

По факту вымогательства возбудили уголовное дело. Но в августе 2004 года следователь по особо важным делам следственного управления УВД вынес постановление о прекращении дела в связи «с неустановлением лиц, совершивших данное преступление».

Потом Вяземская межрайонная прокуратура постановление следователя отменила и следствие возобновили.

Красный петух

В ночь со 2 на 3 июня, по заключению Госпожнадзора, произошел умышленный поджог индивидуального жилого дома по улице Новосадовая в Вязьме. Дом сгорел полностью.

Алексей Разин с напарником работали грузчиками в магазине стройматериалов. Ежемесячно в их торговой точке проводили ревизию. В тот раз, в конце марта 2003 года, проверку закончить не успели, и хозяйка предложила грузчикам выйти на работу в воскресенье. Те отказались, за что и были уволены. Их зарплату и отпускные хозяйка магазина оставила в счет погашения якобы выявленной недостачи.

В начале мая в полдень Алексей Разин находился дома, когда с улицы прибежал его младший брат, сообщив, что пришли какие-то крепкие ребята. Во дворе стояли двое стриженых парней в спортивных костюмах, без обиняков заявивших, что Алексей со своим напарником должны хозяйке магазина по 8 тысяч рублей, которые обязаны вернуть не позднее 12 мая. На заявление Разина, что он ничего ей не должен, косоглазый здоровяк с желтой цепью на шее припугнул Алексея поджогом дома, а его подельник пообещал прострелить колено.

Услышав, что у брата требуют деньги, Разин-младший побежал за подмогой. Но когда вчетвером они пришли к дому, там оставался один Алексей.

Алексей наведался к своей бывшей хозяйке, поинтересовавшись, зачем ей понадобилось присылать «вышибал», но та ответила, что она никого об этом не просила. В середине мая глубокой ночью Разин проснулся от удара в стену. Выглянув в окно, увидел зарево - снаружи горел угол дома. Тогда Алексею удалось самостоятельно потушить пожар. Но в ночь на 3 июня со звоном битого стекла в окно дома Разиных влетела бутылка с горючей смесью. Тут было не до спасения дома. Алексей с ночевавшим у него братом жены, едва спаслись сами, с ожогами покинув горящую обитель. Дом вместе с хозяйственными постройками сгорел дотла.

По факту поджога дома было возбуждено уголовное дело и приостановлено тем же следователем СО УВД и по тем же основаниям. Позже постановление о приостановке уголовного дела отменила межрайонная Вяземская прокуратура.

«Услуга» за «услугу»?

В конце мая 2004 года в четвертом часу ночи дежурные вневедомственной охраны получили сигнал «тревоги» из павильона тира, находящегося в районе стадиона «Салют». Прибыв к месту происшествия, патрульные заметили убегающих. Одного из них, по фамилии Чаев, удалось задержать. Вскоре вохровцы заметили, что в тире пожар. Вовремя подоспевшие пожарные не дали сгореть спортивному сооружению. А на месте происшествия оперативники обнаружили две пятилитровые, одну литровую канистры, а также пластмассовую и стеклянную бутылки.

Александр Райков открыл свой спортивный бизнес в августе 2003 года. Однажды зимой для катания на катке у него взял коньки здоровый, крепкий парень, похоже страдавший косоглазием. Тогда Александр и познакомился с Семеном Ивановым. Позже Иванов предложил Райкову «услуги» по охране тира. Но тот отказался. Весной Семен снова напомнил Александру о необходимости охранять павильон, но опять получил отказ.

Задержанный вохровцами Чаев написал явку с повинной ( впоследствии освобожден от уголовной ответственности) и рассказал следствию, что ночью на его мобильник позвонил знакомый Тихонов и сообщил, что он с приятелями - Ивановым и Рыжиковым - ждут его на улице. Когда подошли к хоккейной «коробке» стадиона, там уже стояли канистры с бензином и стеклянные бутылки. Кто-то сказал, что все приготовлено для поджога тира. Правда, рядом располагалось здание РОВД, и появились сомнения в безопасности огненной операции. Но жажда мести оказалась сильнее. В бутылки налили горючее, вставили фитили, облили бензином стены тира и забросали бутылками.

Вину не признали

Все три уголовных дела объединили в одно. Расследование вело следственное управление УВД под тщательным контролем Вяземской межрайонной прокуратуры и прокуратуры области. Выявленные участники преступлений Иванов, Тихонов, Рыжиков и Шеховцов, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, от дачи показаний отказались и ни по одному эпизоду преступлений вину не признали. Но все потерпевшие опознали их. Как по фотографиям, так и на очных ставках.

По просьбе прокуратуры области фоноскопическую экспертизу диктофонной записи проводили в ЭКЦ УВД Тульской области. По мнению следователей, были собраны все необходимые доказательства вины подозреваемых в преступлениях. Следствие доказывало, что преступления совершены с особой дерзостью, и его участникам было предъявлено обвинение в совершении вымогательства в составе организованной преступной группы по ч.3 ст. 163 УК РФ. А она предусматривает наказание от 7 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Кроме того, обвиняемым вменялась ст. 167 УК РФ - умышленное уничтожение или повреждение имущества (до 5 лет лишения свободы). Множество вязьмичей, пострадавших от преступников, были уверены, что наступило возмездие - виновные надолго окажутся за решеткой. Радовались преждевременно.

В приговоре от 11 ноября 2005 года судья Вяземского городского суда отметил, что следствием не добыто достаточных доказательств, свидетельствующих об организованности и устойчивости преступной группы, и посчитал необоснованным вменение предварительным следствием ч. 3 ст. 163 УК РФ. В остальном суд согласился с обвинением. Иванова признали виновным по двум эпизодам вымогательства и одного поджога. По первому случаю вымогательства ему назначено наказание 4 года лишения свободы, по второму - 2. За поджог тира - 2 года лишения свободы. Путем частичного сложения Иванову вынесено окончательное наказание - 5 лет лишения свободы без штрафа, условно, с испытательным сроком 4 года. Рыжикова приговорили к 4,5 года, Тихонова - к 2 годам и Шеховцова - к 3,5 года. Всех условно.

Государственный обвинитель не согласился с приговором, посчитав его слишком мягким - наказание не соответствовало тяжести совершенных преступлений и личности виновных, и обжаловал его в областном суде. Коллегия областного суда оставила приговор без изменения.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили начальника отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области Сергея Кульгавого:

- Прокуратура области с уважением относится к вынесенным судебным решениям, однако это не значит, что всегда соглашается с ними. Считаю позицию государственного обвинителя совершенно обоснованной. Ориентируя суд на назначение подсудимым наказания, связанного с лишением свободы, он учитывал обстоятельства совершения этих дерзких преступлений, личности виновных. К сожалению, с нашими доводами по этому делу кассационная инстанция не согласилась. Но и в настоящее время считаю приговор, в части наказания, несправедливым. Однако нормы ст. 405 УПК РФ не допускают поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора. Несмотря на признание вышеуказанной нормы постановлением Конституционного суда РФ от 11 мая 2005 года не соответствующей Конституции РФ, точных и четких оснований, условий и порядка пересмотра вступивших в законную силу судебных решений не определено.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров