Икра с привкусом зоны

Происшествия

В августе прошлого года на 14-м километре автомагистрали Москва - Минск из «Ауди», принадлежащей жителю Москвы Николаю Сидорову, оперативники ФСБ изъяли 289 полукилограммовых банок черной икры . Элитный продукт доставили на экспертизу в лабораторию столичного ветеринарного управления, где специалистам пришлось вскрывать каждую банку и дегустировать…

Деловые люди

Коренной москвич Николай Сидоров еще в середине 80-х годов прошлого столетия, когда ему было лет 25, «держал нос по ветру». Начавшие развиваться кооперативное движение и свободная торговля привели молодого человека, получившего высшее экономическое образование, в Польшу. Там он обзавелся друзьями, познакомился с Янеком Никоненко. Гражданин Польши и россиянин быстро нашли общий язык. Янек иногда по делам приезжал в Москву. Николай тоже не забывал навещать польского друга.

Никоненко возглавил крупную транспортную компанию, и после распада Советского Союза связи давних друзей окрепли еще больше - потоки польских товаров в Россию стали неиссякаемыми.

Но в 2003 году у Сидорова наступила полоса невезения: он потерял хорошо оплачиваемую работу. Начались финансовые трудности. Тогда и вспомнил Николай поговорку: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Янек знал, что в России браконьеры добывают икру тоннами, и он предложил Николаю заняться ее поставкой в Польшу. Рынок сбыта ценной черной икры поляк гарантировал. Сидоров занялся поиском «черных» поставщиков черной икры. Однако за деликатесный продукт деньги требовали вперед. В Москве у поляка Никоненко были должники. И вскоре 10 тысяч долларов оказались у Сидорова.

Первый образец черной российской икры Сидоров отправил в Польшу поездом. Но удача отвернулась от него. Заказчикам рыбный деликатес пришелся не по вкусу - не понравился запах. Второй, направленный в конце 2004 года, устроил покупателя. И уже в июне 2005 года Сидоров закупил 325 килограммов черной икры, расфасованной в банки. Но скоропортящийся продукт не помещался в холодильнике, поэтому его часть Николай поместил в гараже во дворе дома, часть - в квартире матери. Переправкой груза в Польшу «заведовал» Янек Никоненко.

Рейс с «черной» отметиной

8 августа Владислав Братковский из польского города Выжков на грузовом «Мерседесе» с фурой отправился во Францию, где загрузился медикаментами для Москвы. В российской столице, прежде чем тронуться в обратный путь, по заданию Янека Никоненко, он созвонился с незнакомым ему Николаем. Договорились, что москвич привезет ему груз на легковой машине. Для упаковки этого товара еще в Польше Владислава снабдили гофрокартонными коробками и пенопластом.

11 августа 2005 года Владислав встретился с Николаем у одного из московских таможенных терминалов в районе Шереметьево. Однако выяснилось, что коробки и пенопласт, которые он вез сотни километров, не подошли по размеру. Поэтому Сидорову пришлось отправиться на рынки в поисках другой тары. Ждать пришлось долго.

И лишь в двенадцатом часу ночи Владислав подъехал к таможенному посту «Красная Горка» в Краснинском районе Смоленской области. Здесь Братковского ожидали не только таможенники, но и оперативники, чекисты. Приготовив документы на медикаменты, которые привозил в Москву, он спокойно вышел из кабины. На вопрос таможенника о наличии груза в автомобиле Братковский развел руками, дескать, ничего нет, пустой. Таможенник потребовал представить машину на досмотр: в фуре действительно ничего не было. Зато в хозяйственном отсеке, под полуприцепом, лежали коробки. Сначала Владислав заявил, что там подарки детям, затем стал говорить, что это… сигареты. От рекомендации задекларировать товар поляк наотрез отказался и предложил «договориться» за 150 «баксов». Убедившись, что таможенник взятки не берет, Братковский занервничал. У польского грузовика собрались сотрудники ФСБ (они «вели» Братковского от Москвы до «Красной Горки») и понятые. Из отсека автомобиля извлекли на свет 12 коробок с 360 банками черной икры, общим весом 180 кг. По рыночным оценкам, на 1 миллион 440 тысяч рублей. Ему показали видеозапись, где была запечатлена погрузка ящиков Николаем Сидоровым. Сам Братковский в это время держал крышку отсека. Польского водителя вместе с автомобилем задержали по подозрению в контрабанде икры .

Постановление Правительства РФ от 17. 08. 1998 года № 968: «Вывоз с территории РФ осетровых рыб, продукции из них, включая икру, допускается при наличии специальных разрешительных документов, предусмотренных Конвенцией, а также лицензией федерального органа исполнительной власти, за исключением вывоза с территории РФ икры осетровых рыб не более 250 граммов на человека независимо от возраста».

Никаких документов на икру лососевых у Братковского не было.

Пока допрашивали Владислава, Сидорова не трогали и продолжали наблюдение. Судя по телефонным разговорам Николая с Янеком (прослушивались по решению Московского городского суда), несмотря на провал, он готовил к отправке очередную, оставшуюся у него, партию икры.

26 августа Никоненко позвонил Сидорову, спросив, куда тот может подвезти банки с икрой. У Одинцовского рынка Николая должен был встретить некий Сергей. Загрузив в «Ауди» почти 300 банок икры, Сидоров подъехал к условленному месту. Но Сергея Николай так и не дождался. Почти 150 кг черной икры на сумму более 1 миллиона 150 тысяч рублей из его автомобиля изъяли чекисты. Следствие по уголовному делу вело УФСБ по Смоленской области.

Янека Никоненко объявили в международный розыск. Но по законам Польши контрабанда, совершенная вне ее границ, не считается преступлением. Польские власти не выдали своего гражданина российским властям. Но если бы он оказался на территории РФ, то мог быть задержан. Практически всю изъятую икру уничтожили, реализовать ее в торговой сети оказалось невозможным. «Данная икра произведена с нарушением ГОСТа, не соблюдена зрелость зерна. Тара неизвестного происхождения, не используемая в настоящее время, на банках отсутствует дата выработки, информация для потребителя и сведения о производителе», - отметил в заключении эксперт. К тому же исследованная икра по химическим и микробиологическим показателям не соответствовала требованиям госстандартов.

Николая Сидорова и Владислава Братковского судил Краснинский районный суд. Каждому из них назначили по три года колонии, условно.

Имена осужденных и разыскиваемого гражданина Польши изменены по этическим соображениям. Благодарим за помощь в подготовке материала УФСБ по Смоленской области.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 11:05

Напомним, мужчину обвиняют в покушении на убийство. Об инциденте...

сегодня, 10:27
Газовики провели техническое обслуживание оборудования на 15...
сегодня, 09:52

В региональном ГУ МЧС России напомнили, что решать конфликты...

Новости партнеров