Бюджетные платежи: перспективы развития

Экономика и бизнес
Для Федерального казначейства и его территориальных органов нормативные новшества стали уже привычным явлением, а вот остальные участники бюджетного процесса всегда с замиранием сердца ожидают нововведений, касающихся порядка обслуживания своих счетов органами Федерального казначейства. Тем не менееи у тех, и у других процессы реформирования всегда вызывают множество вопросов.
Время бюджетных реформ еще раз подтвердило закон развития общества: стремление к стабильности, устойчивости и порядку. Претерпел изменения Бюджетный кодекс - процесс исполнения бюджета по расходам стал более усовершенствованным, а это, в свою очередь, потребовало принятия новых нормативных актов.
 В рамках проводимой бюджетной реформы с 1 января 2009 года вступили в силу новые нормативно-правовые акты Минфина России и Федерального казначейства, направленные на актуализацию, совершенствование и систематизацию норм и правил в сфере обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и их кассового обслуживания.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2010 - 2012 гг.» было указано на необходимость обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ.
В связи с этим необходимо ввести среднесрочные «потолки» бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.
Важное место в реализации положений, направленных на сокращение бюджетных расходов и оптимизацию финансовых потоков, отводится органам Федерального казначейства.
На сегодняшний день в Управлении Федерального казначейства по Смоленской области  обслуживается 136 распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает несколько этапов и  включает в себя: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
С 1 января вступил в силу приказ  Минфина РФ от 1 сентября 2008 года №87н, который изменил порядок санкционирования расходов получателей средств федерального бюджета.
Нужно отметить, что раньше отдельного документа, устанавливающего порядок санкционирования расходов, не существовало. Органы Федерального казначейства и бюджетные учреждения выполняли требования нескольких инструкций Минфина РФ.
Для начала рассмотрим, что включает в себя понятие «санкционирование».
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств,  в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Процедура санкционирования расходов федерального бюджета направлена на недопущение принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального  бюджета.
С момента вступления нового порядка в силу получатель бюджетных средств  при проведении расходов предоставляет в орган Федерального казначейства вместо платежного поручения Заявку на кассовый расход, Заявку на возврат - для безналичного списания и Заявку на получение наличных денег - для получения средств в кассе банка.
Заявка на кассовый расход - достаточно объемный информационный документ, состоящий из пяти разделов. Состав разделов и их заполнение зависят от того, какие выплаты проводятся участником бюджетного процесса. В ней содержатся данные, которые необходимы для заполнения полей платежного поручения. Преимуществом Заявки на кассовый расход является возможность указания нескольких кодов расходов бюджетной классификации.
Еще одна форма расчетного документа - это Заявка на возврат. Это документ, необходимый для проведения операций по возврату плательщикам средств, ранее зачисленных на лицевые счета получателей бюджетных средств.
Заявка на получение наличных денег - документ, используемый клиентами не первый год, - также претерпела некоторые изменения. В указанной форме предусмотрена информация не только о кодах бюджетной классификации, но и о содержании производимой операции.
В соответствии со статьей 267 Бюджетного кодекса РФ в процессе проверки платежного документа органы Федерального казначейства осуществляют контроль:
- за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
- за соответствием содержания производимой операции кодам классификации операций сектора государственного управления, указанного в платежном документе, представленном в орган Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета;
- за наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Подписывают заявку на кассовый расход лица, занесенные в карточку образцов подписи.
Получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств представляет в орган Федерального казначейства государственный контракт или договор на поставку товаров, выполнение работ и документ-основание, подтверждающий возникновение денежного обязательства: за поставленные товары - накладную или акт приемки-передачи, за выполненные работы - акт выполненных работ, за оказанные услуги - счет. При плате за аренду имущества предоставляется только договор аренды.
Получатель средств федерального бюджета обязан представить в орган Федерального казначейства при наличии электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи между органом Федерального казначейства и получателем средств федерального бюджета электронную копию, подтвержденную электронной цифровой подписью уполномоченного лица получателя средств федерального бюджета, соответствующего документа-основания.
Хотелось бы обратить внимание на тесную взаимосвязь каждого документа-основания и определенной хозяйственной операции. На практике очень часто возникают проблемы при санкционировании расходов бюджетных учреждений в части несоответствия содержания производимой операции подтверждающему документу.
Так, за октябрь текущего года Управлением приняты 7654 заявки от получателей средств федерального бюджета, возвращены без исполнения 2480 заявок, что составляет 32% от общего количества.
В том числе возвраты по причине несоответствия содержания производимой операции подтверждающему документу составили более 20% от общего количества возвратов.
Согласитесь, цифра довольно внушительная. А если переложить ее на затраты времени и труда работников Управления и специалистов бюджетных учреждений, то эта проблема приобретает поистине масштабное значение.
Несомненным преимуществом вышеуказанного Порядка  №87н для клиентов является обязательное оформление сотрудником органа Федерального казначейства результата проверки документов, т.е. при возврате клиенту документа без исполнения составляется протокол, в котором указывается причина возврата, и направляется клиенту в день поступления расчетного документа в орган Федерального казначейства. Все клиенты Управления Федерального  казначейства по Смоленской области используют систему электронного документооборота, следовательно, они имеют возможность наиболее оперативно получать информацию о состоянии платежей.
Следующая новая функция органов Федерального казначейства - это хранение документов-оснований для санкционирования. Новация заключается в том, что сканированные документы-основания в электронном виде передаются в органы Федерального казначейства получателями бюджетных средств  и подлежат хранению, что дает возможность использовать их в текущем контроле и сохранить историю документа для последующего контроля.
 В целях упорядочения создания, хранения и поиска в базах данных электронных копий - оснований в Управлении утвержден Порядок создания и электронного хранения документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и являющихся основанием для проведения кассовых выплат.
Благодаря новому порядку при наличии электронного документооборота «личное хождение» получателя средств федерального бюджета в Управление существенно сокращается, так как для подтверждения возникновения соответствующего денежного обязательства служит хранящаяся в органе Федерального казначейства ранее созданная электронная копия государственного контракта или договора  на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды.
Если проанализировать изменения, внесенные в процедуру представления документов-оснований в орган Федерального казначейства, то на первый взгляд они носят чисто технический характер. Однако при этом необходимо иметь в виду важное обстоятельство, что находящиеся в базе органа Федерального казначейства электронные копии государственного контракта  или договора, других документов-оснований оставляют так называемый аудиторский след, который может быть использован при последующем контроле.
Отличительные особенности в соответствии с новым порядком имеет санкционирование оплаты денежных обязательств, осуществляемое получателями средств федерального бюджета наличным способом, на основании Заявки на получение наличных денег.
В Заявке на получение наличных денег указывается назначение платежа в соответствии с документом-основанием возникновения денежного обязательства. При этом указание реквизитов данных документов-оснований в Заявке на получение наличных денег не предусмотрено.
При заполнении Заявки на получение наличных денег необходимо руководствоваться специальным приказом, а именно Правилами обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденными приказом Минфина РФ от
3 сентября 2008 года №89н.
Таким образом, порядок санкционирования расходов открывает новые направления в развитии информационного обмена между бюджетными учреждениями и органами Федерального казначейства и существенно облегчает процесс взаимодействия с клиентами при исполнении расходов федерального бюджета.
Хотелось бы обратить внимание на контрольную функцию органов Федерального казначейства. Она интересна тем, что проводимые контрольные мероприятия не исчерпываются констатацией нарушений и контролем их устранения. Орган Федерального казначейства устанавливает причинно-следственные связи  выявленных отклонений полученных результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, которые позволили бы разработать конкретные предложения и рекомендации по улучшению проверяемого объекта.
В рамках этого вопроса специалистами Управления проведена большая работа, направленная в том числе на решение ряда проблемных вопросов по применению классификации операций сектора государственного управления, возникающие у бюджетополучателей при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлении  операции по приносящей доход деятельности.
По результатам проведенного анализа можно выделить следующие несколько причин, которые приводят к возникновению типичных ошибок:
некорректная формулировка предмета государственного контракта или договора:
- оказание транспортных услуг и обеспечение найма транспортных средств,
- оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов,
-  выполнение комплекса работ по строительству объекта с введением объекта в эксплуатацию, государственная регистрация, инженерные изыскания, разработка проектной документации, государственная экспертиза проектной документации и т.д.
Следует отметить, что информация, содержащаяся в Заявках на кассовый расход, не соответствует сведениям, указанным в вышеперечисленных контрактах или договорах. Кроме того, исходя из предмета договора невозможно определить соответствие содержания проводимой операции коду классификации расходов федерального бюджета;
применение писем Минфина РФ и Федерального казначейства, разъясняющих положения приказов Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», которые признаны утратившими силу,  в качестве «системных» писем, направленных в адрес конкретного органа государственной власти;
неоднозначная трактовка отдельных положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации.
Бюджетный процесс в России совершенствуется постоянно. И органы Федерального казначейства в силу возложенных полномочий являются проводниками нововведений. В 2010 году одним из основных направлений деятельности Управлений и его Отделений по районам Смоленской области станет задача совершенствования системы бюджетных платежей.
В рамках этой задачи предстоит улучшить процедуры доведения бюджетных данных, совершенствовать операционную работу, сокращать сроки  проведения клиентских операций. Следует решать задачи минимизации наличного обращения в секторе государственного управления, в частности внедрить современную технологию выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений с использованием банковских карт.
Совершенствование системы бюджетных платежей позволит ускорить оборачиваемость в экономике, повысить уровень ликвидности в банковском секторе, сократить теневой оборот денежных средств.
В деле совершенствования бюджетного процесса предстоит много работы, но специалисты Управления уверены, что благодаря совместным усилиям и слаженным действиям бюджетных учреждений и Управления нам удастся преодолеть все препятствия, внедрить предполагаемые новшества и принять конструктивные решения в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, пресечения злоупотреблений и обеспечения условий для бесперебойного исполнения федерального бюджета.







Загрузка комментариев...
Читайте также
26 минут назад

Напомним, 15 апреля стало известно, что более 200 ребят ...

47 минут назад
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjczvtcq

К началу весеннего...
47 минут назад
Сотрудники Россельхознадзора добились, чтобы молочная продук...
сегодня, 10:52

В обшей сложности они обогатились на 1 миллион рублей. Однако...

Новости партнеров