Регулировать отношения между огранщиками и алмазодобытчиками должно государство

Экономика и бизнес

Генеральный директор ПО Генеральный директор смоленского ПО «Кристалл», крупнейшего производителя бриллиантов в РФ, Максим Шкадов считает, что алмазный рынок не справляется с саморегулированием.

«Этот год показывает все те проблемы и болячки рынка, который претерпел достаточно серьезные изменения с начала 2000 года, когда De Beers объявила, что прекращает быть монополистом. Всегда, во времена любого кризиса, De Beers регулировала ситуацию: накапливала большие стоки, либо отпускала этот товар. Но сейчас ситуация несколько сложнее. Рынок отпустили на саморегулирующиеся рельсы, а в результате этого саморегулирования не произошло», - сказал М.Шкадов в интервью «Интерфаксу» и телеканалу «Вести».
По его словам, в настоящее время мировой рынок близок к затовариванию. «Рынок такого просто никогда не переживал. Проблема будет, когда дилеры, которые накопили очень большие сырьевые стоки для спекулятивных операций, начнут этот товар «скидывать». Это может ввергнуть рынок в хаос. И заявления «АЛРОСА» и De Beers (о снижении поставок. - «ИФ») направлены на то, чтобы этого не произошло», - считает Максим Александрович.
В условиях финансового кризиса гранильные и ювелирные предприятия испытывают проблемы с ликвидностью. Это касается в первую очередь Индии, которая является мировым лидером по производству бриллиантов. Ранее сообщалось, что индийские ювелиры уже просят поставщиков о сокращении объема поставок, а также предлагают рабочим длительные отпуска.
«В среднем индийский бизнес построен по такому принципу: работает от силы 10 - 15 процентов собственного капитала, все остальное - привлеченные деньги. И чем больше эти предприятия имеют лоббирования в банках и госструктурах, тем ближе они подойдут к этому источнику финансирования и тем быстрее разрастается их бизнес. В результате произошло то же самое, что произошло, в общем-то, с ипотекой в Соединенных Штатах. Потому что накачан был товаром ювелирный сектор настолько, что американские ювелиры в принципе перестали платить за товар. Связь с рынком потерялась. Поэтому на сегодняшний день этот индийский «пузырь» начинает лопаться и затронет достаточно серьезную цепочку», - сказал М.Шкадов.
Он отметил, что в сложившейся ситуации спрос на сектор индийского товара может рухнуть и производителям сырья будет очень сложно продавать товар. «На самом деле это на рынке уже происходит. Ситуация может ввергнуть рынок в штопор, и сложно сказать, кто сможет остановить падение. Если только De Beers возьмется скупать обратно товар уже по более дешевой цене, чтобы как-то выравнивать ситуацию. Но будет ли она это делать, большой вопрос», - сказал М.Шкадов.
По его словам, спекулятивные операции на рынке привели к тому, что последние 2 - 3 года «большинство алмазов просто кружились по миру из сейфа в сейф, не доходя до реального производителя». «Ситуация дошла до абсурда, когда алмазы стоят дороже бриллиантов. На сегодняшний день производить бриллианты из алмазов - это однозначно терпеть убытки, и вопрос только в том, кто и какие убытки готов на себя взять», - считает М.Шкадов.
Говоря о российском рынке, он отметил в этой связи необходимость формирования государственной политики, которая регулировала бы отношения между огранщиками и госкомпанией «АЛРОСА».
«Россия - это единственная страна, имеющая одновременно мощности и по добыче, и по огранке алмазов. Но, имея более 20 процентов влияния на рынок в сырье, в бриллиантах она имеет от силы 5 процентов. В данном случае государственная политика должна быть направлена на выстраивание правильных отношений между добывающей и перерабатывающей компаниями. Эта политика должна работать в условиях сегодняшнего финансового кризиса. Но, к сожалению, она до сих пор не выстроена в достаточно долгосрочной перспективе, и у нас существует еще очень много проблем», - сообщил он.
Кроме того, по его словам, остается нерешенной проблема с возвратом налога на добавленную стоимость. Государство возвращает НДС на товар, изготовленный на экспорт, в течение 9 - 10 месяцев. «Это оборотные средства для производственных нужд, для закупки алмазов, они на сегодняшний день просто заморожены», - отметил М. Шкадов.

«Русская огранка» - это достаточно популярный продукт среди дилерского слоя. Он не очень пока известен и популярен на уровне конечного потребителя, потому что там, где идет конкурентная борьба среди брендов, достаточно сложно создавать новый бренд. Мы имеем предварительные договоренности с компанией «АЛРОСА» и собираемся этот бренд все-таки выводить на рынок», - сказал М.Шкадов в интервью «Интерфаксу» и телеканалу «Вести».

«Русская огранка» предполагает соблюдение жестко регламентированных пропорций и геометрии камня.

По его словам, возможен и вариант развития российского бренда совместно с известными ювелирными брендами. «Прорабатывались вопросы и с Tiffany, и Chopard выводил самостоятельно русскую коллекцию, но у них пока нет привязки к конкретному российскому производителю-поставщику. Они в общем-то от этого страдают. Он у них не имеет того эффекта», - сказал он.

Для поддержки бренда предлагается ставить на каждый бриллиант идентификатор, который будет показывать место добычи алмаза, данные об огранке и поставщике. «Это целая брендовая программа, в сертификате все отражается, делается индивидуальный номер, заводится компьютерная база, в которой про этот камень можно узнать все, что угодно. Эта программа - она на сегодняшний день разработана и практически готова. Просто финансовый кризис немного спутал карты», - сообщил гендиректор.

«Кристалл» в настоящее время участвует в развитии ювелирного бренда ассоциации «Смоленские бриллианты», специализируясь в основном на выпуске камней массой 0,3 - 0,5 карата.

«Это один из самых в общем-то быстро развивающихся рынков в последнее время, тем более на нашу продукцию ниша была всегда достаточно пустой и свободной. Здесь царствовали турецкие, индийские, китайские производители - кто угодно, но здесь не было хорошей качественной продукции, либо была очень дорогая продукция. «Середина», которую мы заняли, дала возможность активно развивать сбытовую структуру. Ювелирный сектор остается 5 - 6%-ным рынком для нашего общего объема производства. Безусловно, мы всегда будем сосредоточены на рынок зарубежный, поскольку объем выпускаемой продукции российским рынком никогда не поглотится», - сказал он.

Долю «Кристалла» на мировом рынке бриллиантов в настоящее время М.Шкадов оценил в 3 - 4%. «Но рынок разделяется на секторы, скажем, дешевой продукции, так называемой средней коммерческой продукции, и продукции элитной. В элитной продукции ниша Russian cut у нас где-то порядка 10%, спрос на этот товар будет достаточно стабилен», - отметил он.

«Интерфакс».








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 17:10
Смоленской региональной общественной организации ветеранов л...
27 минут назад
В рамках партпроекта «Чистая страна» активисты провели уборк...
Новости партнеров