Геннадий ПОСОХИН: В Смоленской области больше 400 предприятий-банкротов

Экономика и бизнес

Недавно назначенный руководитель управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области Геннадий Посохин дал обозревателю «Рабочего пути» свое первое интервью. Его основной темой стали результаты социально-экономического развития Смоленской области за девять месяцев нынешнего года. Беседа оказалась весьма подробной, и некоторым из затронутых в ходе разговора тем в ближайшее время решено уделить особое внимание.

- Каким вы нашли положение дел в областном управлении ФНС, Геннадий Николаевич? Считаете ли вы необходимыми какие-то изменения в его работе?

- Деятельность налоговых органов во всех субъектах РФ строго регламентирована и находится под постоянным контролем Федеральной налоговой службы. Нужны ли изменения в работе управления? Безусловно, нужны. У коллектива хороший потенциал. Управление может и должно работать лучше и эффективнее по многим направлениям деятельности и занимать более высокое положение как в Центральном федеральном округе, так и в России. Такая задача поставлена, и ее выполнение является стратегической задачей всего коллектива.

Одна из основных проблем, требующих немедленного решения, связана с управлением персоналом. В налоговых органах очень важную роль играют специалисты среднего звена. До последнего времени они работали недостаточно эффективно из-за того, что был нарушен баланс между их правами и ответственностью. В настоящее время начальники отделов управления наделены максимальными правами в решении вопросов по своим направлениям, но и ответственность за результаты возросла многократно. Это решение уже приносит результаты.

Сегодня мы не удовлетворены качеством обслуживания налогоплательщиков в налоговых инспекциях и в их филиалах. Потери времени, низкая информационная обеспеченность, невнимательное отношение к нуждам и проблемам налогоплательщиков, свойственные отдельным инспекциям, не добавляют авторитета налоговой службе. Это вызывает досаду, потому что основная часть коллектива работает очень напряженно и эффективно, а отдельные недостатки в обслуживании налогоплательщиков имеют объективные причины.

Одним из важнейших направлений в решении этой проблемы является развитие материально-технической базы. На проспекте Гагарина в Смоленске хорошими темпами строится наше новое административное здание - только в этом году будет освоено 120 миллионов рублей. В этом здании мы планируем улучшить условия не только для работников налоговых органов. В комплексе с основным административным корпусом строится отдельный четырехэтажный блок для налогоплательщиков, где будут созданы все необходимые условия для приема отчетности и регистрации предприятий по принципу «одного окна».

Строительство административного здания - не единственный строительный объект управления. К концу этого года мы планируем завершить реконструкцию здания налоговой инспекции в Сафонове, уже завершена реконструкция филиала межрайонной инспекции в Холм-Жирковском районе, приступаем к реконструкции филиала инспекции в Десногорске.

- Не могли бы вы, опираясь на налогооблагаемую базу, охарактеризовать социально-экономическое положение Смоленской области?

- Географическое положение Смоленской области уникально, и именно оно, на мой взгляд, должно стать определяющим в дальнейшем социально-экономическом развитии Смоленщины. В первом полугодии 2006 года возросли индекс промышленного производства, грузооборот транспорта, оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал и другие показатели. Наблюдается положительная динамика социально-экономических показателей, в частности, увеличилась среднемесячная заработная плата, которая на 1 июля 2006 года составила 7288 рублей - на четверть больше, чем в I полугодии 2005 года. Все это в совокупности с успешной работой многих предприятий оказывает определяющее влияние на формирование налогооблагаемой базы региона.

Мы постоянно проводим анализ налоговых поступлений с учетом индикаторов развития региона не только на уровне субъекта Российской Федерации, но и путем сопоставления показателей экономической деятельности отдельных предприятий. Сегодня нас тревожат сокращение численности населения, изменение структуры городского и сельского населения, развитие сельского хозяйства, экономическое состояние отдельных предприятий. Эти проблемы могут отрицательно повлиять на формирование и рост налоговой базы. Обнадеживает то, что сегодня областной администрацией многое делается для повышения инвестиционной привлекательности региона и развития отдельных отраслей и предприятий.

- Как обстояли дела со сбором налогов в Смоленской области за 9 месяцев 2006 года?

- Объем поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей, с учетом единого социального налога и государственных внебюджетных фондов, составил более 15 млрд. рублей, что на 2,7 млрд. больше, чем за 9 месяцев 2005 года. Отмечен рост поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет Смоленской области - на 11 и 26 процентов соответственно. Поступления в Пенсионный фонд увеличились на 24 процента. Большая часть поступлений сложилась за счет налогов на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на добавленную стоимость, а также акцизов по подакцизным товарам. Так, налога на доходы физических лиц, который, напомню, целиком остается в областной казне, за 9 месяцев поступило 2,7 млрд., налога на прибыль организаций - 1,9 млрд., поступления по акцизам составили более 800 млн. рублей. Основные поступления обеспечили предприятия обрабатывающей отрасли, организации торговли, транспорта, связи и строительства.

- В каких муниципальных районах Смоленской области есть проблемы по сбору налогов, и чем они, по вашему мнению, объясняются?

- На сегодняшний день одной из проблем является наличие и рост числа убыточных предприятий. По данным Смоленскстата, по результатам работы за 9 месяцев нынешнего года каждое третье предприятие области сработало с убытком, причем доля таких организаций по сравнению с прошлым годом возросла в Кардымовском, Духовщинском, Ярцевском, Ершичском, Глинковском и Темкинском районах. Низкие темпы роста среднемесячной заработной платы по сравнению со среднеобластным показателем отмечены в Сычевском, Ершичском, Краснинском, Смоленском, Темкинском, Новодугинском и Вяземском районах области. Данное обстоятельство негативно сказывается на поступлениях налога на доходы физических лиц и пополнении областной казны.

За 9 месяцев работы есть определенные успехи и по сбору транспортного налога, однако недоимка, образовавшаяся за прошлые годы, снижается медленно. Работа в этом направлении ведется, все территориальные инспекции активно применяют предусмотренные законодательством механизмы воздействия, однако граждане сами обязаны платить налоги.

На 1 октября текущего года в области насчитывалось более 400 предприятий-банкротов, налоговые поступления от которых, как правило, минимальны. Наибольшее количество банкротов расположено в городе Смоленске, а также Сафоновском, Починковском, Смоленском, Вяземском и Ельнинском районах области.

Имеется и ряд других проблем - например, налогообложение физических лиц, сдающих квартиры внаем; проблемы сбора земельного налога, своевременности уплаты налогов индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере малого бизнеса.

- Один из муниципальных руководителей недавно отметил, что успешному наполнению доходной части бюджета помогает не столько законопослушность бизнеса, сколько работа, в принципе, выходящих за рамки российского законодательства межведомственных комиссий, вызывающих нерадивых руководителей на ковер и устраивающих им выволочку. Могли бы вы как-то прокомментировать это наблюдение?

- Не могу согласиться с формулировкой. Говорить о том, что деятельность комиссий выходит за рамки российского законодательства - по меньшей мере, неправильно. Основная форма работы межведомственной комиссии на первом этапе - собеседование, разъяснение, выяснение причин низкого размера заработной платы. Это приносит результаты. За период с мая по август 2006 года на заседания комиссий было приглашено 1229 работодателей - треть от общего числа, выплачивающих зар-платы ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. В результате прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума 830 работодателей - две трети заслушанных на комиссиях. По нашим расчетам, в результате работы комиссий фонд заработной платы в области вырос на 323 миллиона рублей, уплаченная сумма налога на доходы физических лиц увеличилась с 16 до 42 миллионов рублей, единого социального налога - с 33 до 64 миллионов рублей.

Главной причиной «теневых» зарплат является несовершенство налогового, трудового и уголовного законодательства. Устранение этой причины - забота, в основном, федеральных властей. Однако, учитывая тяжелые последствия этого явления, решать проблему необходимо и на местном уровне - прежде всего путем разъяснительной работы. Комиссии будут работать до тех пор, пока в этом деле не будет порядка. Правоту наших действий подтверждает и федеральный центр, планирующий законодательно ввести жесткие санкции против работодателей, вы-плачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума и в конвертах, - вплоть до закрытия предприятий.

- Как областное управление ФНС участвует в реализации приоритетных национальных проектов?

- Все национальные проекты ничего не значат без денег, их успех или неудача зависит от наличия денег в бюджете. Наша задача - пополнять государственную казну путем сбора налогов в полном объеме и в установленные сроки, то есть заниматься каждодневной черновой работой, чем мы и занимаемся. Поэтому мы по праву считаем, что непосредственно участвуем в реализации всех четырех приоритетных национальных проектов и отчасти несем ответственность за их реализацию.








Загрузка комментариев...
Читайте также
54 минуты назад

Глава региона ответил на вопросы военкора Семена Пегова,...

18 минут назад
Команда регионального ГУ МЧС победила на межрегиональном эта...
сегодня, 16:14

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

сегодня, 15:09
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
Новости партнеров