Семь холмов региональной политики

Экономика и бизнес

Всероссийский конгресс «Регионы России - новые формы управления» был создан в 2005 году для решения назревших в обществе социально-экономических задач, определенных Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. В состав его оргкомитета вошли представители Правительства России, Государственной Думы, Совета Федерации, главы полутора десятков российских регионов, включая губернатора Смоленской области Виктора Маслова, а также руководители деловых и общественных организаций. Спектр обсуждаемых в рамках Конгресса проблем необычайно широк - от столь зыбкого предмета, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, до программ, сравнимых по своим масштабам и значению с приоритетными национальными проектами. Контуры одной из таких программ обрисовал участникам Конгресса генеральный директор Вяземского электротехнического завода Владимир Широгоров.

Важнее нефти и газа

- Владимир Владимирович, из вашего выступления на Конгрессе можно сделать вывод, что развитие промышленности Центрального федерального округа вы считаете более важным для страны, чем укрепление топливно-энергетического комплекса. Не могли бы вы объяснить, на чем базируется ваша точка зрения, столь необычная по нынешним временам?

- Регионы, входящие в состав Центрального федерального округа, традиционно являлись индустриальной базой нашей страны, источником трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала для развивающихся восточных и южных районов страны. И хотя сегодня Урал и Сибирь превзошли ЦФО по валовым показателям, промышленность округа по-прежнему играет чрезвычайно важную роль. К числу основных отраслей относятся металлообработка, машиностроение, электротехника, деревообработка, легкая промышленность и химия. Именно здесь сосредоточено большинство средних и малых предприятий, обеспечивающих производство широкой гаммы несырьевых товаров, насыщающих спрос как ресурсодобывающего востока России, так и аграрного юга. Именно эти предприятия обеспечивают России статус промышленно развитой страны, производящей весь спектр промышленных товаров. Если будет утерян или ослаблен промышленный потенциал центральных регионов страны, Россию ждут гораздо более неприятные потрясения, чем сокращение производства экспортного сырья на востоке. В результате снижения добычи нефти и газа страна потеряет всего лишь конвертируемую валюту. Лишившись промышленных предприятий, сконцентрированных в центральных регионах, Россия останется без изделий, потребность в которых ощущается повсюду: в промышленности, в быту, на транспорте, в сельском хозяйстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве, причем далеко не всегда их можно будет заменить импортом.

- Можно ли дать общую характеристику промышленности ЦФО?

- Типичное на сегодняшний день предприятие ЦФО - среднее, с численностью занятых до 500 человек и объемом продаж до 500 млн. руб. Объем производства с 1990 года сократился примерно в 5 - 10 раз, также сократилась численность занятых. Серьезными заказчиками ранее являлись либо Вооруженные Силы, запросы которых к настоящему времени резко сократились, либо такие отрасли, как связь и авиация, изменившие структуру закупок в пользу импорта. Большинство видов выпускаемой этими предприятиями продукции были разработаны не существующими ныне столичными НИИ. Производственные фонды и номенклатура изделий практически не обновлялись. Пытаясь отреагировать на позитивное оживление спроса, большая часть предприятий столкнулась с одними и теми же проблемами, препятствующими им воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Это изъятие квалифицированных кадров, деградация промышленного окружения, агрессия импорта, беспорядок в государственных закупках, несовершенство финансовой системы, диктат монополистов и вандализм налоговых органов. По моему мнению, в этих терминах может быть измерена нынешняя региональная политика. По этим же направлениям ее необходимо менять.

- Руководители смоленских предприятий давно выражают тревогу по поводу нехватки квалифицированных кадров… Как, по вашему мнению, необходимо решать эту проблему?

- В последние годы практически никто не готовил инженерные и рабочие кадры для промышленности - ПТУ и техникумы в малых городах перешли на выпуск бухгалтеров, менеджеров и юристов. Привлечь специалистов, получивших техническое образование в крупных центрах, стало затруднительно, так как у заводов были реквизированы общежития и служебная жилплощадь. Обучение в техникумах, ПТУ и вузах за бюджетные деньги является безадресным, молодые специалисты не стимулируются ни льготной ипотекой, ни служебным жильем, которое предприятия могли бы построить, получив льготы. Государство должно создавать в небольших городах достойную инфраструктуру в сфере образования, культуры, социальных благ. Все это достаточно очевидные вещи, но они по непонятной причине не сформулированы ни в национальной концепции образования, ни в «жилищном» нацпроекте.

ЦФО - промышленный экспортер

- Что вы имеете в виду, говоря о деградации промышленного окружения?

- Промышленность является взаимозависимым комплексом, успех которого должен быть обеспечен конкурентоспособностью отдельных входящих в него субъектов и суммарной конкурентоспособностью, которая проявляется у производителя конечного продукта. Самолет или автомобиль - продукты производства десятков предприятий, каждое из которых влияет на его потребительские свойства, качество и цену. Выпуск некоторых компонентов, необходимых, например, для отечественного производства автономных энергосистем - дизельных двигателей, электронных и электротехнических изделий, - находится на грани исчезновения. Конкурентоспособность производителей конечной продукции в российской промышленности будет еще долго оставаться под вопросом, если государство не создаст механизм, который будет способствовать оживлению производителей комплектующих и компонентов.

- В последнее время в России возникает все больше отраслевых холдингов, так что в этом отношении ситуация явно исправляется.

- Объединение всех и вся в разнообразные холдинги не является панацеей. Неизбежная бюрократизация этих структур воспрепятствует инновационным рискам на местах, а их преклонение перед фондовым рынком или собственником-государством будет сковывать инициативу руководства. Опыт развитых стран показывает, что основой конкурентоспособности в промышленности, при всем блеске Siemens и Caterpiller, являются средние промышленные предприятия, управляемые своими собственниками и поощряемые на уровне региональной промышленной политики.

- Восемь лет назад правительство продемонстрировало один из способов борьбы с агрессией импортных товаров: дефолт сделал отечественную продукцию конкурентоспособной, хотя сам этот ресурс оказался конечным. Какой должна быть, по вашему мнению, региональная политика в этой сфере?

- Центральный федеральный округ, бесспорно, является промышленным экспортером, и важнейшей частью региональной политики в отношении расположенной здесь промышленности должно быть регулирование потребления промышленных товаров в регионах-«импортерах», главными из которых являются добывающие горнорудные и нефтяные области. Между тем такое регулирование практически отсутствует. Государство позволяет компаниям-потребителям привлекать сколь угодно большие «связанные» кредиты для закупок оборудования за рубежом, при этом соблюдение стандартов применения оборудования и материалов иностранного производства не отслеживается или является формальным. Наоборот, наблюдается подчинение отечественных норм иностранным, а вслед за нормами приходит импортное оборудование. Последовательное отстаивание национальных технических стандартов, стандартов производства и потребления промышленной продукции является жизненно важным для промышленности Центрального округа.

Государство отменило таможенные пошлины на ввоз большей части готовой продукции и стимулирует импорт через укрепление рубля. Многие импортные компоненты, в том числе из развитых стран, дешевле отечественных аналогов на 15 - 20 процентов! Цены на готовую продукцию, например в энергетике, также опасно сближаются. При попустительстве органов государственной власти «рейдеры» уничтожили множество НИИ и проектных институтов. В результате сырьевые корпорации, получив средства на модернизацию производства, обращаются в иностранные инжиниринговые фирмы, а те, в свою очередь, закладывают в проекты иностранное оборудование.

- Но ведь кроме закупок частных фирм осуществляются государственные закупки...

- Отсутствие надлежащего регулирования импорта в частном секторе дополняется бесконтрольностью в секторе государственном. «Газпром», РАО ЕЭС, «Транснефть» и Сбербанк закупают огромное количество импортной техники из дальнего и ближнего зарубежья - и это при наличии отечественных аналогов! Прямые бюджетные закупки - немногим лучше. Если не брать Вооруженные Силы, где табу на импорт пока сохраняется, госучреждения предпочитают закупать зарубежную технику. При этом масштабы закупок порой столь велики, что с их помощью можно было бы оживить не одно промышленное предприятие!

Тематическая консолидация спроса со стороны Министерства обороны РФ, силовых ведомств, других госструктур и корпораций могла бы обеспечить запуск в производство и сбыт новых изделий, однако таких попыток не предпринимается. Доведение оборонных разработок до этапа применения позволило бы «расшевелить» промышленность, так как современное вооружение, кроме того что стреляет, на 90 процентов состоит из востребованного в повседневной гражданской жизни транспортного, компьютерного или энергетического оборудования, включающего в себя, в свою очередь, продукты металлургии, металлообработки, химии, электроники и так далее.

У государства есть обязанности

- Упомянув о произволе монополистов, вы, подозреваю, имели в виду ситуацию с газоснабжением предприятий?

- Это одна из проблем. Газ выделяется не в тех объемах, которые необходимы, и не тем, кому он необходим. В основном им пользуются построенные еще в советское время котельные, а новые производства доступ к газу не получают. Эта политика на корню убивает некоторые виды производств в ЦФО - ту же распределенную генерацию в энергетике. Серьезным препятствием для промышленности остается транспортная проблема. Стоимость транспортировки, например, машиностроительных изделий в восточные регионы России сравнима со стоимостью самих изделий, и заграничные конкуренты вследствие этого получают очевидные преимущества. По той же причине российские товары выдавливаются с рынков Казахстана и Средней Азии. Регулирование тарифов, которое способствовало бы перемещению товаров на длительные расстояния внутри России, относится к обязанностям государства. Ни в коем случае нельзя допустить ситуации, при которой в центре страны возникнет анклав, которому будет некуда сбывать промышленную продукцию, а на востоке - анклав, вынужденный вывозить за границы страны сырье, чтобы обеспечивать свои потребности в той же промышленной продукции.

- Какие недостатки, по вашему мнению, есть в действующей банковской системе?

- Высокие кредитные ставки являются одним из звеньев угнетающей промышленность проблемы «дорогих денег». У большинства промышленных предприятий ЦФО нет достаточного объема оборотных средств, что является одной из причин больших сроков производства. В таких условиях практически невозможно использовать заемные средства. Кроме того, действующая система регулирования банковской деятельности прямо препятствует банкам в кредитовании промышленности, так как планка требования к заемщикам очевидно завышена. Выходом из этого положения является не столько дешевый кредит или развитие лизинга, сколько финансовое насыщение базовых отраслей, что позволит им предоставлять своим потребителям товар с отсрочкой платежа. При предсказуемости рынка сбыта производители комплектующих начнут формировать складские запасы, где конечный производитель сможет быстро получить необходимые компоненты. Другим рычагом является стимулирование долгосрочного инвестиционного и потребительского спроса.

- В чем заключается «вандализм налоговых органов»?

- Налоговая политика является важнейшим, если не самым важным, звеном региональной промышленной политики. Для промышленности ЦФО приоритетной ее частью является не региональное, а общенациональное звено. В различных странах неоднократно применялись специальные налоговые и финансовые меры для оживления и структурной перестройки старых промышленных территорий, самыми известными из которых являются программа развития «индустриального пояса» в Шотландии и реконструкция Рура в Германии. Центральный округ ввиду отсутствия востребованных на мировых рынках сырья и энергоносителей является территорией с низким экспортным потенциалом, здесь сосредоточены не слишком рентабельные отрасли экономики. При этом сильно изношена коммунальная инфраструктура, а стареющее население требует больших расходов на социальное обеспечение, в связи с чем налоговые органы постоянно получают повышенные бюджетные задания по всем видам налогов. При жестком административном прессинге эти факторы вынуждают налоговые органы «доначислять» налоги всеми правдами и неправдами. Страдает возврат НДС экспортера, ужесточаются проверки - налоговики цепляются за любую возможность что-то «стрясти». Свою роль играет психология налоговых органов, которые враждебно настроены по отношению к промышленности и видят в деятельности предприятий заведомый криминальный подтекст. По существу эта проблема может решаться только прозрачным перераспределением природной ренты между различными регионами страны, а также выделением производств высокого уровня переработки в «зону особого внимания». Несомненно, в России должен существовать определенный стандарт коммунальных услуг и социальных расходов, которые не могут быть отнесены на бедные бюджеты городов Центральной России, а должны покрываться федеральным бюджетом. Такая региональная политика в налоговой сфере стала бы лучшим стимулом для развития промышленности ЦФО.

- Произвели ли, по-вашему, впечатление на слушателей ваши тезисы и каких результатов вы ждете от Конгресса?

- Региональная промышленная политика, ее теория и практический опыт всегда вызывали повышенный интерес повсюду, где мне приходилось работать: в академической среде, в инвестиционных структурах, в правительственных органах. Не оставили они равнодушными и специалистов, собравшихся на заседание рабочей группы Конгресса «Регионы России». Дело в том, что в региональном разрезе даже самые общие меры государственной политики воспринимаются наиболее близко, а экономические теории легко взвесить на весах практической пользы. Но, к сожалению, многие по-прежнему считают, что региональная политика - это принципы дележа власти между центром, губернаторами и мэрами или «особые меры» на нестабильном Кавказе. Понимание того, что суть региональной политики, в частности, промышленной политики, для Центрального федерального округа заключается в повседневной деятельности «среднего» уровня госуправления, еще недостаточно распространено и не сформулировано на правительственном уровне, на уровне законодателей. Хотелось бы, чтобы мои тезисы послужили этому.








Загрузка комментариев...
Читайте также
44 минуты назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

сегодня, 16:48
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
Новости партнеров