В Смоленске появился эффективный управдом

Экономика и бизнес
Областной рынок услуг ЖКХ до сих пор пребывает в зачаточном состоянии. Его львиную долю удерживают местные МУПы и ГУПы, которые, пользуясь  положением государственных монополистов, больше стремятся к наращиванию тарифов на свои услуги, чем к совершенствованию их качества. На общем фоне ЗАО «Коммунальные системы» выглядит среди остальных белой вороной, а его руководитель - Сергей Маслаков, фигурой, не вписывающейся в стандартный облик коммунальщика.
Его действия, продиктованные логикой здравого смысла, шокируют коллег и привлекают к нему новых клиентов. Чего стоит  одно только мытье подъездов с шампунем! А несанкционированный вывоз мусора с утопавших в нем придомовых территорий, которые не могла очистить специализированная организация? Какой скандал! За это депутату-управдому чуть не дали срок . Казалось бы, преподнесенные властью уроки по теме: «А не будь умнее других!» должны были возыметь действие. Но... Маслаков опять продолжает делать непривычное для нас -берет в управление дома и  приводит их в порядок, начиная с подвалов! Осушает, меняет инженерные коммуникации, запорную арматуру...
- Сергей Васильевич, пару лет назад один из лидеров страны предупреждал всех, кто еще не занялся коммунальным бизнесом, чтоб не медлили. Иначе им в этой нише места не хватит. Сегодня  на рынке управляющих компаний все места заняты?
- Наоборот, они свободны. Среди управляющих компаний конкуренции нет. На это поле деятельности необходимо срочно привлекать частных инвесторов и законодательно стимулировать их деятельность. В Смоленске существует МУП «Жилищник» - муниципальный монополист, но малоэффективный управленец. Сейчас делаются попытки как-то перестроить его работу, но правительство заявляет, что эту сферу необходимо выводить из-под государственного регулирования и создавать конкуренцию, способную обеспечить качество обслуживания и стабилизацию тарифов. Ниша рынка, которую занимают частные управляющие компании, составляет процентов десять от объемов «Жилищника», по-прежнему являющихся «законодателем мод», поэтому о качестве предоставляемых услуг можно говорить только после того, как ситуация в корне изменится.
- Говорят, что  новые дома, которые стройорганизации сдают в эксплуатацию, управляющие компании расхватывают, как горячие пирожки?
- Каждый крупный застройщик создает свою управляющую компанию, поскольку для ввода в строй нового жилья необходимо соблюсти особую процедуру и обеспечить поддержание минимального перечня предоставляемых жильцам коммунальных услуг. Поэтому сложилась такая практика - все дома, которые организации вводят в эксплуатацию, они же сами и обслуживают через свои УК. Естественно, им это выгодно, поскольку жилой фонд – новый, все капитальные вложения произведены при строительстве и дополнительных затрат не требуется.
- «Коммунальные системы» принимают в управление  далеко не новые дома. Можно ли сделать бизнес на пятиэтажках, семидесятых годов прошлого века?
- Нового жилья на все управляющие компании все равно не хватит, к тому же, выходя на рынок жилищно- коммунальных услуг, надо отчетливо понимать, что «быстрых» денег здесь не бывает. На первых порах надо  вкладывать и вкладывать средства, чтобы лет через пять  можно было рассчитывать на  отдачу. Это - нормально! Я ориентируюсь на то, что все равно  придется работать с домами разного возраста, приводить их в порядок, проводить ремонты, на которые с людей десятилетиями брали деньги, но так ни разу и не сделали. Как правило, это дома, которые до нас обслуживало МУП «Жилищник», и ушедшие к нам от этого монополиста. Их состояние – протекающие крыши, залитые водой подвалы, сгнившие коммуникации, разбитые подъезды, проблемы с вывозом мусора, с уборкой дворовой территории. Этот букет мы и получаем наследство.
- Вы перечислили столько проблем, с решения какой из них следует начинать?
- У нас есть очень простая методика. Первое - ремонт кровли, потом - в подвалы. Логика понятна, когда  дождь и талые воды текут на  головы, все остальные отходят на второй план. А вода в подвале – угроза разрушения фундамента, основной несущей конструкцией дома. Люди терпели многие годы, им надоели подобные неудобства, они ушли от  старой компании под крыло новой и, в какой-то мере, надеются на чудо. Чудес мы не обещаем, но первоочередные работы, в том числе ремонт труб отопления и водоснабжения, выполняем сразу. Холодные и горячие системы водоснабжения  переводим на полипропилен. Стараемся четко выдерживать графики проведения ремонтов и, несмотря ни на что, полностью меняем инженерные сети во всех наших домах, даже если трубы еще не совсем сгнили. Этим мы избавляем жильцов и себя от лишних проблем в ближайшем будущем и затрат на их решение.
- Сегодня тарифы растут такими темпами, что даже самые ленивые жильцы озаботились установкой приборов учета, если не квартирных, то  внутридомовых. Ваша компания их в этом поддерживает?
- Безусловно, мы обязаны обеспечить все дома теплосчетчиками. Это дает экономию по оплате тепловой энергии (до 30 процентов), по холодной и горячей воды.
- Но у многих в квартирах стоят свои  приборы учета горячей и холодной воды. Если показания домового и квартирных счетчиков не совпадают, кто платит за  образовавшуюся разницу?
- Для таких случаев существует специальный механизм, предусмотренный Постановлением  Правительства России за  № 307. Те, у кого в квартирах стоят счетчики, платят по ним, все остальные – по нормативу. Бывают случаи, когда данные  общедомового счетчика превышают нормативное потребление и сумму показаний квартирных приборов учета. Это случается из-за внутридомовых потерь воды или из-за того, что кто-то из тех, у кого счетчики не установлены, потребил больше воды, чем положено. Тогда эта разница, по тому же Постановлению № 307, должна быть пропорционально разделена между всеми жильцами дома. Но мы такое не практикуем. Мое мнение – эти доплаты надо распределять только между жильцами, в квартирах которых счетчики не установлены. Думаю, что скоро появятся на свет соответствующие нормативно-правовые акты, которые станут стимулом для всех остальных, еще не поставивших приборы учета.
- В каждом доме есть  «Ахилессова пята» - подъезды. Как решаете проблемы с ними?
- Просто ремонтируем. Конечно, с этим можно было бы повременить. Но люди бывают в подъезде по нескольку раз в  день. И вид этого «места общего пользования» влияет и на их культуру, и на настроение. Поэтому, взяв дом на обслуживание, мы в течение года, максимум полутора лет приводим в порядок подъезды.
- Как вы оцениваете исполнение Федерального закона № 185 в пределах Смоленске?
- На «хорошо». Выделяемые деньги осваиваются эффективно. В том числе и в наших домах было отремонтировано пять крыш. Графики работ контролируются очень жестко комиссиями из Москвы, Жилищной инспекцией. Ремонт металлических кровель в прошлом году заканчивали в декабре, но в сроки уложились. В нынешнем будет проще, поскольку деньги уже получены и  работы начались в июне. Для повышения эфективности использования выделяемых центром средств я предлагал властям распределять деньги на капремонт по конкурсу среди управляющих компаний, готовых участвовать в софинансировании приведения жилья в порядок. Заинтересованность УК в качественном освоении этих средств прямая, и бюджет сэкономит немалые средства. Сейчас мы благоустраиваем дворовые территории. Асфальтируем, укладываем брусчатку… Самим нам это сделать трудно. Если бы бюджет профинансировал половину стоимости работ, проблема была бы решена значительно быстрее.







Загрузка комментариев...
Читайте также
35 минут назад
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
3 минуты назад
сегодня, 13:57
44 минуты назад
Генеральным партнером акции стал завод ЭГГЕР

Новости партнеров