Василий Кирченко: "При нашем контроле нарушение не проскочит"

Экономика и бизнес

Василий КирченкоЕсли деньги – кровь бюджетной системы, то казначейство – сердце, которое обеспечивает доведение этого ресурса до всех частей государственного организма. О важности подобной работы говорить не приходится, ведь многим памятны времена, когда из-за образовавшихся «тромбов» сотрудники сферы образования, здравоохранения месяцами не могли получить зарплату. О том, как строит свою деятельность Управление Федерального казначейства по Смоленской области для того, чтобы ни одно бюджетное учреждение не испытывало «кислородного голодания», «Рабочему пути» рассказал его руководитель Василий Кирченко.
- Василий Петрович, органы федерального казначейства называют единой бюджетной кассой страны. Как расширялись функции возглавляемого вами учреждения.

- С момента создания в 1992 году казначейство было призвано обеспечивать приход доходов в федеральный бюджет и следить за их последующим целевым использованием в качестве расходов бюджетных учреждений. Потом мы стали распределять поступления доходов, заниматься кассовым обслуживанием всех уровней бюджета, вести реестр госконтрактов. Казначеи представляют интересы Российской Федерации в судах, осуществляют государственную функцию по исполнению судебных актов, участвуют в выполнении социальных обязательств страны.
Казначейская система отвечает и за техническое исполнение бюджетных назначений. По поручению органа исполнительной власти мы должны провести соответствующий платеж, чтобы отправитель своевременно получил информацию об исполнении. Все счета бюджетных учреждений - муниципальных и областных – находятся у нас, и все операции по ним осуществляются через нас. При старой системе финансовые органы проводили операции непосредственно через банки.
- В чем суть продолжающейся реформы бюджетного процесса и как казначейство в нем участвует?
- На сегодняшнем этапе модернизация казначейской системы затрагивает как технологию работы с использованием электронного документооборота, так и управления единым казначейским счетом, на котором концентрируются все бюджетные средства. Дело в том, что финансовые потоки бюджетных учреждений у нас полностью замкнуты на Управлении. А сейчас предлагается их централизовать на уровне Федерального казначейства, чтобы средства казны работали круглосуточно. Фактор часовых поясов в масштабах страны играет большую роль: когда у нас утро, на Дальнем Востоке – ночь. Результатом централизации станет более эффективное расходование бюджетных средств.
- В перечне целей и задач Федерального казначейства в период с 2008 по 2010 гг. предусмотрена разработка и внедрение административных и технологических регламентов по исполнению соответствующих государственных функций. Когда это случится и какой ожидается эффект?
- Без четко прописанных в нормативных документах полномочий, прав, обязанностей, всех технологических процессов невозможно обеспечить качество исполнения бюджетов. Один из видов нормативных актов, которые успешно внедряются в органах казначейства, - административные регламенты. Они выполняют двойную функцию. С одной стороны, предоставляют гражданам полную информацию о том, какие функции мы выполняем, как и в какие сроки, с другой стороны, указанные документы определяют основные технологические процессы, осуществляемые в органах Федерального казначейства.
На базе административных регламентов создаются документы для внутреннего пользования – технологические регламенты, которые на языке алгоритмов описывают функции каждого конкретного работника.
Сегодня подобных регламентов у нас порядка 20 - по каждому направлению работы: по доходам, по расходам, невыясненным поступлениям, по составлению бюджетной отчётности, ведению реестра гос.закупок, и другие. Практически все они работают. Эффект налицо, хотя на начальном этапе их внедрение воспринималось болезненно. Если раньше приходилось самостоятельно придумывать, как нормализовать процесс управления кассовым исполнением бюджета, то сейчас он регламентирован на всей территории России. Есть четкое разграничение функций по каждому направлению, по любой операции. Регламенты определяют взаимосвязь между отделами, прохождение документов и т.д. Каждый работник знает, что входит в его обязанности и какой отдел за что отвечает.
- Получается, что ваша организация идет в этом отношении впереди многих ведомств.
- Это так. И в электронном документообороте у нас прорыв по сравнению с другими структурами. Пытаемся их подтянуть за собой, тем более, что это сказывается на нашем взаимодействии, а в скором времени «цифровой формат» деловой переписки станет обязательным для всех учреждений.
- К концу года обнаружилось катастрофическое отставание от плана исполнения областного бюджета, за что руководство региона очень критиковало департаменты. Но в начале года, когда еще было неясно, как кризис повлияет на доходы казны, давали четкую установку: в первом полугодии не «гнать лошадей», чтобы сориентироваться в ситуации и к концу года наверстать упущенное. Как такая «авральность» влияет на работу казначейства?
 - Что касается учреждений, финансируемых за счет средств федеральной казны, то работа с ними идет равномерно, лимиты и бюджетные обязательства доведены до них своевременно, еще в начале года. Кризис на ритмичность освоения федеральных средств не повлиял.
А с деньгами областного бюджета в конце года всегда много хлопот. Когда все готовятся к празднику, у нас все стоят на ушах. Это, наверное, зависит от систем планирования и прогнозирования, доходной базы, расходов. Перечисления из центра в регион сделали вовремя. Другое дело, что имеет место неоперативность департаментов, управлений при распределении средств по районам и учреждениям. Даже, несмотря на то, что в этом году в отношении субсидий, субвенций, которые идут через нас, отменен целевой  принцип, и у субъекта появилась возможность перекрывать за их счет какие-то другие расходы, например, кассовый разрыв.
- Но это же откат назад. Казначейство для того и создавалось, чтобы государственные деньги расходовались целевым образом.
- В каком-то смысле, это отступление. Видимо, это  была антикризисная мера. Но в отношении бюджета-2010 мы возвращаемся к отработанным механизмам.
- В одном из интервью Вы сказали, что основное предназначение казначейства России, определяется тремя фразами: сохранность и эффективное использование общественных финансов, оперативность поступления доходов и доведения финансирования для выполнения государственных функций и, наконец, качественная и достоверная информация о каждой бюджетной копейке. И, тем не менее, Контрольно-счетная палата областной Думы предъявила объемный отчет о выявленных нарушениях в расходовании средств  казны при строительстве Ледового дворца, федерального центра травматологии и т.д. Казначейство могло повлиять на эту ситуацию? Вы – активный участник бюджетного процесса или механический проводник бюджетных назначений?
-  Казначейство должно обеспечить соблюдение бюджетных ограничений, установленных законодателем. В бюджете расписаны все направления использования средств, классифицирующиеся по соответствующим видам, целевым направлениям и так далее. Мы должны проверить, чтобы на каждом этапе исполнения утвержденного бюджета не было превышения бюджетных назначений, установленных законодателем, а также проконтролировать в момент осуществления кассового расхода целевое использование средств бюджетополучателями. Но следует пояснить, что контроль разделен на предварительный, текущий и последующий. В том, что касается федерального бюджета, за нами остаются первые два вида. Третью функцию у нас три года назад забрали. Таким образом, мы в отношении федеральных учреждений даем санкцию на стадии совершения кассовых расходов. И нужно отметить, что во многом благодаря казначейскому контролю за целевым использованием средств федерального бюджета крупных нарушений, отмеченных контрольными органами, по нашим клиентам нет. Кроме того, с этого года наши полномочия в отношении федеральных учреждений на этапе приема платежных документов несколько расширены: нам обязаны предъявлять полный пакет, включая контракт, счета, акт выполненных работ, акт приемки, что позволяет отследить целевой характер использования средств.
Что касается субъекта Федерации, здесь ни предварительным, ни текущим контролем мы не занимаемся, на нас возложена только техническая часть в проведении расчетов по поручению финансовых органов. Что предписали, то и осуществляем.
На протяжении всего существования казначейской системы мы предлагаем администрации Смоленской области, муниципальным образованиям передать нам полномочия по расчетно-кассовому обслуживанию бюджетов с открытием лицевых счетов региональных, местных бюджетных учреждений по аналогии с федеральными. Но пока результатов не добились, за одним исключением. С 1 июля с нами таким образом работает Печерское поселение, которое перешло к нам на расчетно-кассовое обслуживание. По своему желанию, естественно. Это довольно интересно обеим сторонам. Теперь руководству поселения досконально известно, куда идут деньги муниципалитета. И оперативность присутствует, и ощущение полноценного органа местного самоуправления тоже есть.
- То есть призывы рачительно использовать каждую копейку от руководителей города и области должны реализовывать, прежде всего, они сами?
- Подобный лозунг можно воплотить в жизнь, если все операции будут проходить две стадии - предварительного и текущего контроля. Мы готовы за это взяться, если нам дадут соответствующее поручение. Приведу пример. С момента образования органов казначейства мы проверяли целевое использование средств бюджетными учреждениями, и поначалу нарушений было очень много. По мере того как мы подрастали, их становилось меньше. И по отзывам бывшего КРУ – сейчас это служба финансово - бюджетного надзора -  по федеральным деньгам нарушений с каждым годом становится все меньше и меньше, а серьезных нет вообще – максимум, зарплату кому-то переплатили. При наличии предварительного и текущего контроля, серьезное нарушение проскочит, только если что-то «химичат».
- Одна из ваших функций – ведение госконтрактов. В последние дни в центральных СМИ пошел вал сообщений о расточительности региональных властей. Информацию журналисты брали с федерального портала госзакупок в Интернете. Теперь вся страна знает о приглашение за 500 тысяч рублей бурундийских барабанщиков на прием Сахалинского губернатора, о командировке за несколько сот тысяч долларов на Лазурный берег нижегородских чиновников. Может ли казначейство каким-либо образом пресечь такие расходы?
- Примеры, которые вы приводите, касаются региональных бюджетов. Мы ведем реестр федеральных контрактов, и то пока только технически. Причем на сегодняшний день контракты даже не привязаны к бюджетным обязательствам. То есть организация заключила контракт, а есть у нее на это лимиты расходов, нет ли – остается на ее совести. С 1 января 2010 года круг должен  замкнуться – контракты привяжутся к финансированию. Таким образом, будут увязаны регистрация в реестре и санкционирование расходов.
- Какие еще новшества с 1 января вступают в силу?
- В ближайшем будущем предполагается распределение на все территориальные органы Казначейства России системы страхового механизма повышения ликвидности единого казначейского счета, экспериментальной апробацией которого занималось непосредственно УФК по Смоленской области.  Речь идет о возможности использования для осуществления расходных платежей из федерального бюджета свободных остатков средств от внебюджетной деятельности и средств, находящихся во временном распоряжении, клиентов казначейства. Эксперимент идёт и совершенствуется, а с 1 января будущего года такой порядок будет внедряться по всем субъектам РФ.
Если обобщить итоги этой работы, то на территории Смоленской области мы можем перекрывать бюджетные расходы в течение 10 из 20 рабочих дней в месяц, вообще не прибегая к подкреплению единого казначейского счета средствами федерального бюджета. 
- Каков механизм предусмотрен в отношении расходования средств, которые выделят на череду грядущих юбилеев – 1150-летие Смоленска и т.д.?
-  По моей информации, средства пойдут через казначейскую систему.
- Казначейство работает с исполнительными листами по судебным решениям, принятым в пользу граждан против государственных органов. Как идут дела в этом направлении?
- Если бюджетное учреждение в течение трех месяцев не исполняет решение суда, мы приостанавливаем операции на его лицевых счетах. Кстати, Смоленщина занимает шестое место среди субъектов РФ по количеству предъявляемых исполнительных листов – не только к Минобороны, но и МЧС, миграционной службе, МВД. Около полгода назад нам даже пришлось приостанавливать операции по счетам УВД, но оно быстро «исправилось».  Основной удельный вес исков приходится на учреждения Минобороны и особенно областной военкомат – наши военные пенсионеры очень активны.

Справка
Федеральное казначейство РФ - система федеральных органов в ведении Министерства финансов РФ, главная задача которой - организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета, управление его доходами и расходами, для чего в Центральном банке РФ открываются счета казначейства, исходя из принципа единства кассы.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 14:44

Инцидент произошел сегодня, 19 апреля, на улице 25 Сентября....

29 минут назад
сегодня, 13:31
Ведомство возбудило уголовное дело за контрабанду стратегиче...
Новости партнеров