Максим Шкадов:«Из кризиса мы выйдем еще более сильными»

Экономика и бизнес

Максим Шкадов«Кристалл» не останавливался ни на один день» 
- Ходят слухи, что в связи с кризисом на «Кристалле» работают три-четыре дня в неделю. Это правда?
- Завод пока еще не останавливался ни на один день и работает в полной загрузке.  А слухи, видимо, берутся оттого, что в соответствии с Уставом обо всех изменениях графика работы мы должны предупреждать людей за два месяца. Поэтому приказ о двух-,трехдневной рабочей неделе на всякий случай есть. Ситуация сегодня на рынке, мягко говоря, непростая. Надо признать тот факт, что этот кризис сильно ударит по малым предприятиям отрасли, не только по смоленским, но и по российским в целом. На сегодняшний день они прекращают работу. Вызвано это рядом факторов. Прежде всего абсолютно непонятна сбытовая политика компании «Алроса», которая привела к тому, что с ноября на рынке нет предложений сырья. Внутриотраслевой кризис уже назревал, и его подстегнул мировой.
Сегодня в наиболее плачевном состоянии оказались те, кто сырье добывает. Компании «Алроса», «Де Бирс» - основные игроки на рынке - сейчас мучительно ищут выходы из этой ситуации.  «Де Бирс» остановил добычу на всех своих рудниках. «Алроса» этого не делала, хотя положение в компании достаточно сложное. И, соответственно, мы, как участники этого процесса, перешли на антикризисную  программу (она была принята еще в октябре прошлого года) и сейчас работаем в соответствии с ней.
Кризис, конечно, не стимулирует спрос на продукцию, которая не является предметом первой необходимости, но движение на рынке присутствует. Исходя из реальных возможностей своих продаж мы и строим экономику. Статус государственного предприятия нам достаточно серьезно помогает, потому что сейчас принимается программа господдержки алмазно-гранильного комплекса и мы являемся ее неотъемлемой частью. Кроме того, «Кристалл» - системообразующее предприятие в отрасли, фактически единственное государственное, которое занимается огранкой алмазов.
Первый квартал мы проработали, ни на один день не останавливая производство. Регулярно выплачиваем зарплату. И персонал ощущает этот кризис опосредованно,  хотя, безусловно, уровень зарплаты на заводе упал, потому как никаких премиальных выплат, которые достигали 30 - 35 процентов, теперь нет. Но сейчас не до премий. Речь идет о сохранении штата, о выживаемости предприятия. Потому массовых сокращений мы не проводили. Идет естественный процесс. С учетом того, что в Смоленске закрылись несколько МП, мы приняли оставшихся без работы. Это порядка 70 человек. Так что больших потрясений на предприятии не происходит. Хотя жизнь идет исходя из реалий, которые существуют.
К сожалению, кроме падения ликвидности на рынке, например на бриллиантовом и на алмазном, кризис подстегнул ряд тенденций в банковской системе. Предприятия - члены Смоленской ассоциации (я не беру «Кристалл») оказались в трудном положении. Банки приняли решение срезать им лимит кредитования вдвое. Конечно, так работать нельзя. Если предприятия работают на гарантии определенного объема, производственной мощности, в одночасье им сказать: «Ребята, хватит, мы вам финансов больше не дадим» - это нонсенс. Зачастую банковские предприятия увеличивают ставки до каких-то непонятных величин: во всем мире их опускают, чтобы поддержать производство, а у нас они растут.
- А почему у нас растут проценты по кредитам, а у них падают?
- Политику Центробанка мне сложно комментировать. Фактически это происходит потому, что власти пытаются остановить вывоз капитала. Сейчас многие привлекают кредиты, которые потом переводят в валюту,  отправляют за границу. В качестве способа борьбы с этим явлением решили избрать высокую процентную ставку. К сожалению, все это распространяется на промышленность. А 18 - 20 проц. годовых ни один нормальный бизнес просто не может «переварить». Поэтому кризис вокруг этого и крутится.
Во всем мире по-другому. Там существует система понижающих коэффициентов для банковских ставок, чтобы, наоборот, подстегнуть реальный сектор экономики.
И когда деньги вкладываются, механизм начинает крутиться и что-то начинает работать.
А у нас, с одной стороны, обрезали финансирование, с другой - налицо кризис ликвидности. Ну и поведение компании «Алроса», нашего монополиста на рынке, такое, что источник сырья стал вообще призрачным. Компания сегодня ничего не продает.
Она надеется на помощь государства. В данном случае это нормальная практика. У нас  50 лет был Госфонд, который алмазы собирал, хранил и помаленьку выдавал. С учетом того что произошла либерализация экономики, в 90-х годах ситуация кардинально поменялась. Кризис показывает, что все возвращается обратно к национализации. Это на самом деле неплохо, когда государство алмазы и драгоценные камни собирает в Госфонд. А наступит момент, когда рыночная конъюнктура будет высокой, - выпустит их на рынок. То же самое сейчас происходит с золотом. Два-три года назад его закупали по одной цене, сейчас оно стоит в 1,5 - 2 раза дороже. Несмотря на кризис, золото продавать выгодно.
- И бриллианты тоже выросли в цене?
- За счет подорожания золота, с одной стороны, и с учетом курса доллара, с другой, во всем мире бриллианты привязаны к валютной составляющей. Отсюда и рост. Скачок курса доллара должен был в конце концов отразиться на рынке, и он отразился.

 

Главное - сохранить людей


- А что будет делать «Кристалл» для выхода из кризиса?
- Во-первых, у нас принята программа жесткого сокращения всех расходов. Для того чтобы не допустить опасных финансовых последствий для предприятия, ведется закупка только того сырья, продукцию из которого можно реально реализовать и по ценам, и по ассортименту. Объемы, конечно, сильно упадут, но это даст возможность сохранить потенциал производства. Главная задача сейчас - сохранить людей, технологические наработки. Вокруг этого и строится наша антикризисная программа. Мы не сидим сложа руки, мы занимаемся реализацией, работаем с клиентами. В общем-то реализация, хоть и не в таких объемах, идет: и на внешнем, и на внутреннем рынках. Отслеживая ситуацию и смотря по тому, как она будет развиваться, будем предпринимать дальнейшие шаги.
Я уверен, что, когда выйдем из кризиса, мы будем одними из сильнейших игроков на  этом рынке. Сейчас необходимо укрепить свои позиции.
- Когда закончится кризис вообще и в вашей отрасли в частности?
- До конца года кардинальных изменений на рынке уже не произойдет. Эксперты называют разные сроки, но реально, наверное, 2010 год, чтобы восстановить в полном объеме производство и продажи. 
- Почему у них все дешевеет, а у нас - дорожает?
- У  нас большая зависимость от импортных товаров, и при той политике, которая существует (у нас разогнался курс доллара-евро), - переработчики начинают и цены на свою «рублевую» продукцию переводить в инвалюту. Это надо запретить делать с помощью госрегулирования.
В каждой стране уважают свою валюту. В Америке уважают доллар, в Европе - евро, а у нас все начинают на у.е. переходить, причем курсы какие-то неимоверные. Это отражается на покупательной способности. В данном случае нужен регулятор.

 

Мы передали городу два лучших детских сада


- А как регулируется социальная программа на заводе?
- Социальная программа предприятия не урезана. При этом мы пересмотрели некоторые из ее элементов. Не в связи с кризисом, а в связи с позициями коллективного договора, который будет сейчас заключаться в новом виде.
Мы безвозмездно передали городу два детских сада. Так было записано еще при акционировании. Было определено, что в течение пяти лет никаких изменений статуса детских садов не должно происходить. В 2003 году передали все общежития, и это естественный процесс. Не наши это функции - содержать общежития и другие объекты соцназначения. При социализме система была другая. А сейчас каждый должен заниматься своим делом.
Думаю, что город от этого только выиграл. Лучшие детские сады в Смоленске, они абсолютно в порядке, капитально отремонтированы. Мы сохранили квоту для своих работников, которые имеют гарантии в получении места для своих детей. На сегодня мы смогли даже за счет квоты расширить географию детских садов в зависимости от места жительства.

 

Смоленск - город спортивных традиций


- На сколько уменьшены расходы на спортивные программы?
- Не такие уж большие затраты, чтобы их урезать. Спортивная программа на предприятии успешно осуществляется. Завершили турнир по мини-футболу, а до этого были по волейболу, баскетболу. Спортзалы, секции постоянно работают, люди занимаются. Отдельная новая программа - хоккейная команда «Кристалл» - показала, что в Смоленске может быть нормальный хоккей. В результате мы создали интригу, азартный, хороший прецедент, хотя обнажились и проблемы. Федерация хоккея существует, но она не управляет процессами, здесь надо наводить порядок. Нужно выстроить систему - есть приоритетные направления, они должны развиваться. Должны быть регламент, правила, по которым все должны работать. А у нас какая-то вакханалия получается.
Все говорят: «Финансов не хватает». Проблема на самом деле не в финансах, а в организации. Есть спортивная программа на «Кристалле» и в Сбербанке - есть и результат. В финале сошлись две самые организованные системы, которые показали, что хоккей в городе существует. А почему другие это не могут? Нет организации, заинтересованности со стороны определенных руководителей. Уж кто-кто, а на финальную игру в Смоленске мэр как минимум должен прийти. Может, пока времени не хватает. Но это очень бы не помешало и самому вновь избранному мэру, и спорту в городе.
Есть футбол. Есть хоккей. Надо принимать участие во всех программах, и в федеральных в том числе. Мы в этом плане можем помочь.
В Америке я был несколько раз на хоккее. Это шоу, это эффектное зрелище! А у нас, чтобы заставить людей вернуться даже на футбольные трибуны, представляю, что надо сделать. Разрушена вся футбольная система, которую «Кристалл» в свое время создавал. Она нормально функционировала. Ее нужно было просто взять и использовать дальше. Но ее развалили, а взамен нового ничего не создали. Надеюсь, что теперь что-то создадут. Смоленск должен иметь свою команду, крепкую, на уровне второй лиги. То же самое надо делать с хоккеем.
Я помню, в детстве в каждом дворе была хоккейная коробка. Что, теперь, когда времена поменялись, ноги отнялись? Просто система была. Сейчас, благодаря появлению Ледового дворца, интерес возрождается. Вопрос, повторяю, в организации, а не в деньгах.

 

Почему на улице Шкадова все в порядке?


- Хорошая улица, вся освещается. Сюда люди приходят вечером гулять. Приятно, красиво. Поделитесь секретами ее содержания.
- Чтобы вовремя и хорошо убирать улицы, много денег не нужно. Нужны хорошая организация и система ответственности. Вот после снегопада в Смоленске на улице Шкадова в 8 утра уже все было убрано и песком посыпано. А я ехал от Медгородка на завод - весь правый ряд машин стоял в пробке из-за того, что дорога завалена снегом и никому дела не было до того, что люди теряют время.
Спросите, сколько человек у нас отвечает за озеленение улицы Шкадова?
- Сколько?
- Всего два человека:девушка и дедушка. Они и убирают, и ухаживают за деревьями, газонами, клумбами, сами покупают рассаду. Мы все были свидетелями того, как девушка-озеленитель выхаживала дерево, которое умирало. Спасла в конце концов. Вот пример ответственности.
Почему в другие города приезжаешь, в тот же Белгород, Липецк, таких проблем нет? Потому что работают. А у нас то техники не хватает, то еще чего-то.
- Кризис опять-таки...
- Кризис в данном случае - это отмазка для слабых, которые вместо того, чтобы принимать меры, ищут отговорки. Все на кризис списывают. А кризис еще больше обнажает проблемы, которые надо решать.

 









Загрузка комментариев...
Читайте также
32 минуты назад
Глава региона отметил, что донорами становятся отзывчивые и ...
44 минуты назад
Водитель одной из легковушек грубо нарушил правила дорожного...
сегодня, 18:02
В региональном УМВД рассказали подробности сегодняшней авари...
сегодня, 17:33
«Спасибо всем участникам субботника за подготовку нашей обла...
Новости партнеров