Социоэкономика оказалась не по зубам СССР. А России?

Экономика и бизнес

Социоэкономика - термин новый не только для рядового россиянина, но и для многих специалистов. Упрощенно говоря, это то, что мы называем шведской, немецкой, датской и прочими моделями социального государства на Западе. А что это такое в деталях? Каковы закономерности перехода рыночного капитализма к социоэкономике? Доберется ли когда-нибудь Россия до этой стадии и при каких условиях?

Об этом и многом другом я беседую с гостем рубрики Фридрихом Бородкиным, доктором экономических наук, профессором двух государственных университетов: Высшей школы экономики и Российского гуманитарного.

1. Империалисты мы?

Только я включил диктофон, как Фридрих Маркович заговорил, не дожидаясь вопроса:

- Если непредвзято задуматься, то вызывает удивление: куда на Западе подевался классовый протест? Именно классовый, а не бытовой, как это недавно было, например, во Франции. Но там особое положение в связи с импортом этнического меньшинства, которое, конечно, не ко двору пришлось. Не меньше удивляет и отсутствие воровства при этой-то свободе, особенно на нашем фоне. Почему у них ловят и судят за воровство?

- Наверное, система какая-то работает?

- Это слишком банально. Там же нет полицейских на каждом шагу, как у нас.

- Может, государство не дремлет?

- Тамошнее государство не представляет полицейской силы. Президент Буш боится высказаться - не выберут. В Германии лишний раз оглядываются: что народ подумает? Почему у них водители не ездят так, как у нас? Почему, когда я в России выхожу на «зебру», то чувствую кожей, что на меня идет охота? Что, там люди другие?

- Наверное, другие…

- Но ведь много наших туда переселилось и в большинстве ведут себя как коренные жители.

- Может, среда обязывает?

- Такие отговорки, что, мол, другая культура, менталитет, - тоже общие места.

- Но согласитесь, что в Европе становление государств, во-первых, шло на основе римского права, которого у нас не было. Во-вторых, когда в России кони на некошеной траве валялись, в Европе уже были крупные города с научными центрами и университетами. В-третьих, существовал институт вассалитета, при котором не только вассалы делегировали часть своих прав верховному правителю, но и тот - вассалам, что позволяло постепенно выстраивать вместе с вертикалью власти и горизонтальные связи между вассалами, а последним - с крестьянами. У нас же при царях и генсеках существовала одна вертикаль. Горизонталь только-только стала наклевываться, как грянула революция, и горизонтали след простыл.

- С одной стороны, это верно. Но я все больше убеждаюсь в правоте того, что в 1917 году произошла вовсе не революция, о которой все время трубили, а событие, после которого началось спасение империи. Большевики продлили ее агонию, по крайней мере до 1990 года. Называлась империя СССР, вместо царя были коммунисты, но принципиального значения это не имело.

- Но ведь в СССР капитализма не было…

- И при царе он только зарождался. Царь ведь не был абсолютным правителем, он просто имел всю Россию. Да, у него земля не была закреплена актами, человек был властелином всея Руси по обычаю. А большевики развили империю до абсолютизма уже с помощью конституции. И пронизали все насквозь. Если вы посмотрите на признаки крепостничества в начале XIX века, то увидите их полное развитие в начале XX века при коммунистах, начиная с прикрепления к месту жительства и кончая лишением документов и запретом ездить по стране, а уж за границу и думать не смей. Так что все царские социальные институты поднырнули под октябрьский переворот. Крестьяне, как и прежде, мечтали о халяве, о барине добром. Они были детьми крепостных и детьми хозяев - в буквальном смысле слова. Да, была очень тонкая прослойка интеллигентов, даже вкрапления всех, кто желал свободы.

- А потом власть почистила их ряды, кого-то выслала из страны, кого-то расстреляла…

- И отношения царизма стали восстанавливаться в простом и ясном виде, закрепляться. Царизм превратился в то, что называли строительством социализма. Абсолютно самодержавный, рабский, включенный в зону одного большого лагеря с охраной по периметру и населением, осужденным условно на пожизненные сроки.

- С вашей точки зрения, этот режим 70 лет куда-то развивался, эволюционировал?

- Нет, нет. Это была агония империи.

- В чем она заключалась?

- Скажу. Римская империя агонизировала лет 300. Турецкая - столько же. В последнем случае агония замедлилась, потому что коммуникации не были столь развиты и плотность населения меньше, средства уничтожения не такие. А Великобритания и все другие империи агонизировали намного быстрее.

- Агонии ускорялись под влиянием научно-технического прогресса?

- Да, но от этого легче не становилось. Вот и в СССР 70 лет шла агония, но организм старался сохранить старые институты. И после 1991 года они стали восстанавливаться во всех кусках СССР, которые отвалились. У спрута отрубили щупальца, а они стремились самовосстановиться. Но - с той же самой нервной системой.

- Значит, мы не только люди из советского прошлого, а еще и империалисты?

- Конечно. И даже не советские, а российские.

- Хорошо. Это выяснили. А есть ли среди нас люди будущего общества?

- Конечно, есть. И они интуитивно нащупывают модель будущего. Первые и самые главные направления - это поиски возможностей разрешать любые конфликты с помощью консенсусов, а не подавлением. По этому пути должны идти все.








Загрузка комментариев...
Читайте также
7 минут назад
Добровольцы формируют отряды для выезда в Вязьму.
43 минуты назад
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
Новости партнеров