Геннадий ПОСОХИН: В Смоленской области больше 400 предприятий-банкротов

Экономика и бизнес

Недавно назначенный руководитель управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области Геннадий Посохин дал обозревателю «Рабочего пути» свое первое интервью. Его основной темой стали результаты социально-экономического развития Смоленской области за девять месяцев нынешнего года. Беседа оказалась весьма подробной, и некоторым из затронутых в ходе разговора тем в ближайшее время решено уделить особое внимание.

- Каким вы нашли положение дел в областном управлении ФНС, Геннадий Николаевич? Считаете ли вы необходимыми какие-то изменения в его работе?

- Деятельность налоговых органов во всех субъектах РФ строго регламентирована и находится под постоянным контролем Федеральной налоговой службы. Нужны ли изменения в работе управления? Безусловно, нужны. У коллектива хороший потенциал. Управление может и должно работать лучше и эффективнее по многим направлениям деятельности и занимать более высокое положение как в Центральном федеральном округе, так и в России. Такая задача поставлена, и ее выполнение является стратегической задачей всего коллектива.

Одна из основных проблем, требующих немедленного решения, связана с управлением персоналом. В налоговых органах очень важную роль играют специалисты среднего звена. До последнего времени они работали недостаточно эффективно из-за того, что был нарушен баланс между их правами и ответственностью. В настоящее время начальники отделов управления наделены максимальными правами в решении вопросов по своим направлениям, но и ответственность за результаты возросла многократно. Это решение уже приносит результаты.

Сегодня мы не удовлетворены качеством обслуживания налогоплательщиков в налоговых инспекциях и в их филиалах. Потери времени, низкая информационная обеспеченность, невнимательное отношение к нуждам и проблемам налогоплательщиков, свойственные отдельным инспекциям, не добавляют авторитета налоговой службе. Это вызывает досаду, потому что основная часть коллектива работает очень напряженно и эффективно, а отдельные недостатки в обслуживании налогоплательщиков имеют объективные причины.

Одним из важнейших направлений в решении этой проблемы является развитие материально-технической базы. На проспекте Гагарина в Смоленске хорошими темпами строится наше новое административное здание - только в этом году будет освоено 120 миллионов рублей. В этом здании мы планируем улучшить условия не только для работников налоговых органов. В комплексе с основным административным корпусом строится отдельный четырехэтажный блок для налогоплательщиков, где будут созданы все необходимые условия для приема отчетности и регистрации предприятий по принципу «одного окна».

Строительство административного здания - не единственный строительный объект управления. К концу этого года мы планируем завершить реконструкцию здания налоговой инспекции в Сафонове, уже завершена реконструкция филиала межрайонной инспекции в Холм-Жирковском районе, приступаем к реконструкции филиала инспекции в Десногорске.

- Не могли бы вы, опираясь на налогооблагаемую базу, охарактеризовать социально-экономическое положение Смоленской области?

- Географическое положение Смоленской области уникально, и именно оно, на мой взгляд, должно стать определяющим в дальнейшем социально-экономическом развитии Смоленщины. В первом полугодии 2006 года возросли индекс промышленного производства, грузооборот транспорта, оборот розничной торговли, инвестиции в основной капитал и другие показатели. Наблюдается положительная динамика социально-экономических показателей, в частности, увеличилась среднемесячная заработная плата, которая на 1 июля 2006 года составила 7288 рублей - на четверть больше, чем в I полугодии 2005 года. Все это в совокупности с успешной работой многих предприятий оказывает определяющее влияние на формирование налогооблагаемой базы региона.

Мы постоянно проводим анализ налоговых поступлений с учетом индикаторов развития региона не только на уровне субъекта Российской Федерации, но и путем сопоставления показателей экономической деятельности отдельных предприятий. Сегодня нас тревожат сокращение численности населения, изменение структуры городского и сельского населения, развитие сельского хозяйства, экономическое состояние отдельных предприятий. Эти проблемы могут отрицательно повлиять на формирование и рост налоговой базы. Обнадеживает то, что сегодня областной администрацией многое делается для повышения инвестиционной привлекательности региона и развития отдельных отраслей и предприятий.

- Как обстояли дела со сбором налогов в Смоленской области за 9 месяцев 2006 года?

- Объем поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей, с учетом единого социального налога и государственных внебюджетных фондов, составил более 15 млрд. рублей, что на 2,7 млрд. больше, чем за 9 месяцев 2005 года. Отмечен рост поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет Смоленской области - на 11 и 26 процентов соответственно. Поступления в Пенсионный фонд увеличились на 24 процента. Большая часть поступлений сложилась за счет налогов на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на добавленную стоимость, а также акцизов по подакцизным товарам. Так, налога на доходы физических лиц, который, напомню, целиком остается в областной казне, за 9 месяцев поступило 2,7 млрд., налога на прибыль организаций - 1,9 млрд., поступления по акцизам составили более 800 млн. рублей. Основные поступления обеспечили предприятия обрабатывающей отрасли, организации торговли, транспорта, связи и строительства.

- В каких муниципальных районах Смоленской области есть проблемы по сбору налогов, и чем они, по вашему мнению, объясняются?

- На сегодняшний день одной из проблем является наличие и рост числа убыточных предприятий. По данным Смоленскстата, по результатам работы за 9 месяцев нынешнего года каждое третье предприятие области сработало с убытком, причем доля таких организаций по сравнению с прошлым годом возросла в Кардымовском, Духовщинском, Ярцевском, Ершичском, Глинковском и Темкинском районах. Низкие темпы роста среднемесячной заработной платы по сравнению со среднеобластным показателем отмечены в Сычевском, Ершичском, Краснинском, Смоленском, Темкинском, Новодугинском и Вяземском районах области. Данное обстоятельство негативно сказывается на поступлениях налога на доходы физических лиц и пополнении областной казны.

За 9 месяцев работы есть определенные успехи и по сбору транспортного налога, однако недоимка, образовавшаяся за прошлые годы, снижается медленно. Работа в этом направлении ведется, все территориальные инспекции активно применяют предусмотренные законодательством механизмы воздействия, однако граждане сами обязаны платить налоги.

На 1 октября текущего года в области насчитывалось более 400 предприятий-банкротов, налоговые поступления от которых, как правило, минимальны. Наибольшее количество банкротов расположено в городе Смоленске, а также Сафоновском, Починковском, Смоленском, Вяземском и Ельнинском районах области.

Имеется и ряд других проблем - например, налогообложение физических лиц, сдающих квартиры внаем; проблемы сбора земельного налога, своевременности уплаты налогов индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере малого бизнеса.

- Один из муниципальных руководителей недавно отметил, что успешному наполнению доходной части бюджета помогает не столько законопослушность бизнеса, сколько работа, в принципе, выходящих за рамки российского законодательства межведомственных комиссий, вызывающих нерадивых руководителей на ковер и устраивающих им выволочку. Могли бы вы как-то прокомментировать это наблюдение?

- Не могу согласиться с формулировкой. Говорить о том, что деятельность комиссий выходит за рамки российского законодательства - по меньшей мере, неправильно. Основная форма работы межведомственной комиссии на первом этапе - собеседование, разъяснение, выяснение причин низкого размера заработной платы. Это приносит результаты. За период с мая по август 2006 года на заседания комиссий было приглашено 1229 работодателей - треть от общего числа, выплачивающих зар-платы ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. В результате прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума 830 работодателей - две трети заслушанных на комиссиях. По нашим расчетам, в результате работы комиссий фонд заработной платы в области вырос на 323 миллиона рублей, уплаченная сумма налога на доходы физических лиц увеличилась с 16 до 42 миллионов рублей, единого социального налога - с 33 до 64 миллионов рублей.

Главной причиной «теневых» зарплат является несовершенство налогового, трудового и уголовного законодательства. Устранение этой причины - забота, в основном, федеральных властей. Однако, учитывая тяжелые последствия этого явления, решать проблему необходимо и на местном уровне - прежде всего путем разъяснительной работы. Комиссии будут работать до тех пор, пока в этом деле не будет порядка. Правоту наших действий подтверждает и федеральный центр, планирующий законодательно ввести жесткие санкции против работодателей, вы-плачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума и в конвертах, - вплоть до закрытия предприятий.

- Как областное управление ФНС участвует в реализации приоритетных национальных проектов?

- Все национальные проекты ничего не значат без денег, их успех или неудача зависит от наличия денег в бюджете. Наша задача - пополнять государственную казну путем сбора налогов в полном объеме и в установленные сроки, то есть заниматься каждодневной черновой работой, чем мы и занимаемся. Поэтому мы по праву считаем, что непосредственно участвуем в реализации всех четырех приоритетных национальных проектов и отчасти несем ответственность за их реализацию.








Загрузка комментариев...
Читайте также
7 минут назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

сегодня, 16:48
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
Новости партнеров