Академик Аганбегян рассказал в Смоленске, когда Россия выйдет из кризиса

Экономика и бизнес
Абел Аганбегян рассказал, когда Россия выйдет из кризиса и на что может рассчитывать Смоленщина в посткризисном мире.
Ученый с мировым именем приехал в Смоленск уже в пятый раз. Абел Гезевич представил участникам семинара в обладминистрации - чиновникам, предпринимателям, преподавателям - свою новую книгу «Экономика России на распутье. Выбор антикризисного пространства».
Нам повезло, что мы успели выкарабкаться из ямы, в которую скатилась российская экономика после развала СССР, сказал Аганбегян. С 1999 по 2008-й российский ВВП практически удвоился, достигнув 15 тысяч долларов на душу населения (правда, не в абсолютном значении, а по паритету покупательной способности). Постперестроечная волна унесла Россию с третьей ступени экономического пьедестала (речь о РСФСР; Советский Союз уступал лишь Штатам) на 10-е место. В последние годы, обогнав по валу Великобританию, Францию, Бразилию, поднялась в мировой табели о рангах до шестой позиции. В группе лидеров с большим отрывом - США, Китай, Япония, Индия и Германия. Впрочем, обязаны мы этим взлетом не каким-либо сверхусилиям и продуманной политике, а капризам мировой конъюнктуры - тому, что «черное золото» подорожало в 10 раз. Вообще-то, в 90-х российская экономика «упала» в два раза. А в «жирные» 2000-е превысила уровень 1989 года... лишь на 10 процентов, так и не догнав СССР по строительству и инвестициям.
Тем не менее приток нефтедолларов позволил создать колоссальные золотовалютные резервы (больше только у Китая и Японии) и откладывать излишки денег, которые не могла переварить экономика, в стабфонд. Эта подушка безопасности и смягчила удар, который настиг Россию в четвертом квартале 2008-го.
Предыдущие десять лет были проведены бездарно, констатировал академик. И когда баррель в 2008 году подешевел со 140 долларов до 40, начались серьезные проблемы. Ведь страна не модернизировала основные отрасли. На Саяно-Шушенской ГЭС вышел из строя агрегат, который работал без перерыва 34 года, притом что физически он рассчитан максимум на 32. А в Петербурге недавно миллион человек остался без света потому, что поломались 40-летние трансформаторы. Средний срок службы оборудования в России - 18 лет, в развитых странах - восемь. Соответственно, по производительности труда нас опередили в три раза, по материалоемкости - в два, по затратам энергии на единицу продукции - в 2,5 раза.
Технологическая отсталость влечет за собой шлейф социальных проблем. Разрыв в доходах богатых и бедных достигает 17 раз (для расчета этого показателя берут по 10 процентов из верхней части рейтинга доходов и столько же из нижней) - соответственно, 35 и 2(!!!) тысячи на человека в месяц. То есть десятая часть россиян не имеют даже прожиточного минимума! Кстати, в Западной Европе богатые зажиточнее бедных в восемь раз, в Японии - в пять. Но людей с 35 тысячами в месяц можно отнести в лучшем случае к среднему слою. Настоящих нуворишей, которые ездят на крутых иномарках, всего 100 тысяч. Зато по числу долларовых миллиардеров мы уступаем только США.
Но именно они извлекли наибольшую выгоду из экономического роста - у высшей прослойки доходы растут не на 10 процентов в год, как в среднем по стране, а на все 40. Между тем бремя инфляции ложится прежде всего на бедноту - за счет удорожания продуктов и стоимости ЖКУ. Притом что расходы богатых не работают на отечественную экономику: лозунг «Покупай российское!» явно не из их арсенала...
В таких условиях Россию накрыл кризис. Сильнее, чем любую другую из стран «двадцатки». Только благодаря предпринятым сверхмерам население это не очень почувствовало. Стоимость антикризисного пакета Аганбегян оценил в четверть ВВП - самый высокий показатель в мире.
И выходить на уровень 2008-го нам еще долго, потому что экономика делает шаг вперед - два назад. Так, в начале года Россия резво пошла вверх, а летом запнулась, промышленный рост резко замедлился, и осень, скорее всего, тоже будет трудной. По прогнозу Минэкономразвития, окончательно мы оправимся от удара в третьем-четвертом квартале 2012 года.
Аганбегян объяснил, почему нынешние невзгоды ставят на одну доску с Великой депрессией. Обычно спад в одних странах компенсируется ростом, пусть небольшим, в других. В результате общемировой ВВП выходит в плюс. В минусе он оказывался только в 1929 - 1933 годах да сейчас. Нам крупно повезло, что «черный день» не застал нас врасплох.
В будущее ученый смотрит с оптимизмом. Лет через 20 мы достигнем уровня развитых стран, через 30 - Германии, Японии. И оговаривается: если удастся слезть с нефтяной иглы, для чего нужно, прежде всего, уделять внимание развитию наукоемких отраслей. Кстати, в прогнозе одной из крупнейших инвестиционных компаний, «Голдман-Сакс», на первую половину XXI века говорится, что на лидирующие позиции в мире выйдут страны БРИК (Бразилия, Индия, Россия и Китай). Но эксперты делают оговорку: мы написали о возможностях, а будет ли реализован сценарий, зависит от того, как себя поведут правительства этих стран.
По поводу перспектив нашего региона в посткризисном мире Аганбегян сказал: «Я давно езжу в Смоленскую область, знаком здесь со многими хозяйственниками. У региона огромные нереализованные перспективы по сельскому хозяйству, в том числе в области льноводства, овощеводства, молочного животноводства. На Смоленщине можно развивать и машиностроение, жилищное строительство из легких конструкций. Ясно, что должно быть максимально учтено исключительное географическое положение области на пересечении важнейших стратегических дорог, близость столичного региона».







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров