Данила Козловский. Игра на чужом поле

Культура

Накануне Чемпионата мира по футболу в прокат вышла дебютная работа Данилы Козловского – спортивная драма «Тренер».  

Первоначально Данила Козловский думал, что будет участвовать в полнометражном проекте только в качестве актера и продюсера. Аппетит приходит во время еды - в итоге он стал еще и режиссером проекта, а также соавтором сценария.

Козловский ввязался в беспроигрышный компромисс: тема спорта сегодня на пике, достаточно вспомнить головокружительный успех фильма Антона Мегердичева «Движение вверх». Спортивные драмы – лучшее, что наши кинематографисты научились безупречно делать на голливудском уровне, синтезировав кассовый мейнстрим, виртуозную динамику операторской работы и психологизм русской школы кино.

Нетрудно предположить, что Данила решил повторить сенсационный прорыв «фантастического байопика» Николая Лебедева «Легенда №17» и снять по проверенной временем кальке фильм про футбол, всячески позиционируя себя, любимого, во всех возможных ипостасях.

А если учесть, насколько велик сейчас интерес к спорту на фоне допинговых скандалов и обезличившей российских чемпионов зимней Олимпиады, Козловский со своим «Тренером» уверенно взбирается на гребень девятого вала конъюнктуры киноискусства. Фильм пойдут смотреть все. Футбол, сколько бы его не материли, это наше все! Хоть и нет футбольных побед в реальности (исключая матч, сыгранный на Евро-2012 с Чехией), но духоподьемность «Тренера» очевидна: футбольный хэппи-энд захочется увидеть многим. И даже тем, кому Данила Козловский, умудрившийся даже в «Довлатове» Германа-младшего сыграть «вставной зуб», успел намозолить глаза.

Осуждать игру актера мы не вправе, но факт остается фактом: несмотря на потрясающее обаяние, диапазон его актерского мастерства крайне узок. Козловский, как в свое время шутили юмористы, «как Лия Ахеджакова, всегда играет одинаково», будь то «ДухLess», «Легенда №17» или «Экипаж». Провальный «Викинг» - не в счет. Поторгует Данила еще немного лицом, и сойдет. И не его это беда – у нас многих хороших артистов безудержно эксплуатируют, взять того же Сашу Петрова. Результат всегда один и тот же – провоцирование приступов тошноты у зрителя…

Но Козловский в данном случае поступает правильно: уходит от актерской обыденности на новый уровень, взяв за основу проверенную, отшлифованную режиссерами кальку и сделав вполне профессиональную и качественную работу. Выигрышным моментом является и то, что Данила уходит от детализации реальных событий и вместе со сценаристами Андреем Золотаревым и Сергеем Четвертухиным придумывает свою добрую сказку про футбол со счастливым концом.  

«Наше кино -  о людях, которые не совершают ничего великого в мировом масштабе, - говорит режиссер. - Они  просто со всей страстью и верой,  на которую способны, занимаются своим маленьким делом и дают понять другим, что в жизни нет ничего невозможного».

Сказочно – реалистичный «Тренер» - это история бомбардира национальной сборной по футболу Юрия Столешникова (Данила Козловский), который, совершив досадный промах и не забив пенальти в решающий момент игры, не попадает вместе с командой на Чемпионат мира. Дальше – больше. Ввязавшись в скандальную драку, Столешникова вынуждают завязать с Большим спортом. Жизнь дает ему второй шанс – опальный бомбардир становится тренером провинциального «Метеора». Окунувшись в убогую действительность спортивной жизни в глубинке, Столешников принимает решение вырастить из возрастных футболистов настоящих профи. Не мытьем, так катаньем он заставляет их поверить в себя и, в конце концов, совершить чудо – переиграть… «Спартак»!

Таким образом, превратившийся в режиссера Козловский - тренер потащит футбольный клуб ФНЛ через Кубок России вверх.

Совершить рывок ох как непросто!

Создатели фильма показывают грязную изнанку провинциального футбола: сливы матчей по договоренности, тотальное безденежье, отсутствие у спортсменов перспектив роста, «трения с тренером» и судейскую прокупленную конъюнктуру. У Козловского были хорошие учителя: в качестве консультанта фильма выступил заслуженный тренер РФ Леонид Слуцкий. Именно в 2015 – 2016 годах Леонид Викторович был главным тренером сборной России по футболу. 

Кроме того, Данила сделал ход конем, пригласив на съемки реальных футболистов – например, Дмитрия Сычева. Отсюда и достоверность сцен матчей, снятых предельно мастерски, экспрессивно, ярко и сочно. Даже далекого от футбола зрителя завораживает танец камеры и рваная пульсация реперных точек игры. Козловский проявляет математически точный расчет при чередовании динамичных кадров со статичными моментами и, несмотря на злоупотребление рапидом (а эта беда свойственна всему современному отечественному кино), оторваться от экрана в моменты игры просто не представляется возможным!

Конечно же, найдутся знатоки, которые найдут немало досадных огрехов в отснятом и смонтированном материале, но… Не стоит забывать о том, что кино – прежде всего, иллюзия. Даниле удалось создать рельефный и осязаемый слепок этой иллюзии.

Сказочный финал картины тоже, как мне кажется, не стоит особо хаить. Голливуд всю дорогу снимает сказки, а мы чем хуже?! Создание мифологической платформы проецирует желаемое в реальность, слепая, фанатичная вера в свои силы в конечном итоге должна дать положительный результат. А он, как мы понимаем, сегодня очень важен для российского футбола.   

С достоинствами фильма все ясно. Теперь поговорим о недостатках.

«Тренер» безбожно затянут. После часового просмотра начинаешь беспокойно ерзать в кресле и посматривать на часы: когда же обещанная финальная развязка? Козловскому сам Бог велел взять в руки «ножницы» и отсечь ряд сцен, которые явно тормозят действие. От бесконечных объятий с харизматичным отцом (Андрей Смоляков) вяжет во рту… Все моменты – натянутые, неестественные.

Мальчик вырос в тренера, а все детинится и сопли на пропеллер наматывает!

Противовес выморочных сцен со Смоляковым – живые и теплые эпизоды с Александром Ильиным, сыгравшим завязавшего пьяницу – детского тренера Адольфа Бергера. Одним словом, папой можно было пожертвовать!

Второй момент – явная саунд - неудача, постигшая музыкальное сопровождение картины. Почему-то принято считать, что у Данилы Козловского безупречный музыкальный вкус – он ведь не только «швец и жнец», но и «на дуде игрец»! Вернее, певец, обладающий незаурядными вокальными данными. Однако набор саундтреков в «Тренере» показывает, что на сей раз вкус Козловскому изменил. Практически все композиции, имплантированные в «тело» фильма, звучат автономно, отдельно от основного действия. Кажется, еще немного, и спортивная драма… плавно деградирует в мюзикл.

Единственная находка – тема Kaleo ("Way Down We Go"), отражающая крайне нестабильное душевное состояние талантливого футболиста, терпящего фиаско. Однако дьявол заявляет о своем крамольном присутствии в деталях: именно эта композиция прочно ассоциируется у зрителя с комедийным ситкомом СТС. Речь идет о полюбившемся публике сериале «Отель «Элеон», где как раз минор "Way Down We Go" беспощадно эксплуатируется в качестве саундтрека.

И, если забыть про ассоциации с непритязательным «Отелем «Элеон», Kaleo весьма хорош на фоне несущегося в никуда спорткара цвета майской зелени и взятого крупным планом осунувшегося лица дисквалифицированного футболиста «Спартака».

И это лишь первые музыкальные «цветочки», «ягодки» впереди! Беспомощно и нелепо звучит «Последняя поэма» Тагора – Рыбникова в… исполнении фанатов новороссийского «Метеора», выплывших из пивнушки и марширующих по направлению к стадиону по улицам южного городка. Что может быть смешнее бородатых дядек в тату, орущих на эмоциональном подъеме «Это любовь моя?!».

Хватит про музыку, теперь – про любовь. Любовная история «Тренера» - еще одно слабое место, вызывающее у зрителя некоторое недоумение. Врач – реабилитолог Варя (Ольга Зуева) с испуганными глазами лани всем хороша, только в роли возлюбленной футбольной экс - звезды смотрится неубедительно. Особенно по контрасту с предельно убедительной Ириной Горбачевой, сыгравшей сильную женщину – президента футбольной команды и дочку мэра (Виктор Вержбицкий) Ларису Вольскую. Вопрос, зачем акцентировать внимание маленьких зрителей (возрастной порог картины заявлен как 12+) на бюстгальтере субтильной Ольги Зуевой? Совершенно неуместная и ненужная в контексте спортивного фильма «неспортивная» сцена!

И все же будем снисходительны к Даниле Козловскому. «Тренер» заслуживает внимания зрителя и доброго слова. Будем надеяться, что в июне его сказка о российском футболе станет былью…

            Только цифры

Фильм снят за 50 смен, в нем задействовано 9 футбольных команд. Съемки прошли в Москве, Краснодаре и Новороссийске на лучших российских стадионах – «Краснодар», «Открытие Арена», «Арена Химки» в апреле – июле 2017 года при поддержке Фонда Кино и Минспорта РФ.

«Добро» на кастинге получили около 3000 профессиональных футболистов, из них в фильме приняли участие 200 игроков. Игры состоялись на 6 стадионах.

Помимо  игроков, в фильме заняты  более 15 000 человек массовки, среди которых немало настоящих болельщиков.

Для съемок было сшито свыше 5500 единиц спортивной формы,  использовано около 500 мячей (как новых, с символикой предстоящего чемпионата, так и коллекционных),  сожжено около 3000 фаеров.


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
28.03.2023 12:39

Техника, доступная современным аграриям, заставила многих...

36 минут назад

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

15 минут назад
За прошедшие сутки пожарные 6 раз выезжали на ликвидацию воз...
сегодня, 11:47
Ранее основатель проекта WarGonzo объявил о запуске новой ру...
Новости партнеров