Космический код Смоленской области

Культура

В КВЦ им. Тенишевых открылась выставка смоленских художников «КОСМОС 67» (6+).

Начиная с первого полета Юрия Гагарина тема освоения космоса неразрывно связана со Смоленщиной. Она находит постоянное воплощение в творчестве местных деятелей культуры. При этом можно наблюдать, как со временем происходит расширение орбиты их эстетических поисков.

Это наглядно демонстрирует нынешняя выставка, где представлены работы нового поколения смоленских художников, чьи творческие взгляды сложились в постсоветскую эпоху. Здесь нет парадных портретов покорителей Вселенной и прямолинейных иллюстраций к межпланетным достижениям. Сегодняшние художники трактуют космос не однозначно, а как метафору. Полет их фантазий устремлен не только за пределы воображения, но и в бесконечность человеческой души.

Цифра 67 в названии проекта соответствует коду нашего региона. В эзотерике число 67=6+7=13=1+3=4 есть твердь в тонком понимании мира и расширении сознания за счет открытия тайны новых миров.

Это вполне соответствует тематике - на выставке представлены своего рода закодированные послания художников, некоторые из них они расшифровывают в своих комментариях.

Денис Петруленков (один из инициаторов проекта): «Космическая тема интересна мне тем, что через нее наиболее эффективно можно показать бессмысленность, а иногда губительность человеческой деятельности на планете. В детстве многие мечтали стать космонавтами. Мечты сбываются… В магазинах появилось много продуктов в тюбиках. На симуляторах можно совершать космические полеты и путешествия. Осталось надеть скафандры, чтобы не дышать отравленным воздухом…»

Елена Граф: «Космос, туманности, Вселенная... Для нас эти понятия прочно связаны с пространством вокруг человека, вокруг нашей планеты. Но если, находясь в тишине, закрыть глаза, то каждый из нас увидит свою собственную вселенную, которая не уступает по масштабам внешней Вселенной. В своих работах я пытаюсь раскрыть эту тему на примере моего героя. Это Вася - простой смоленский парень. Он мечтает, действует и существует. Здесь и сейчас, каждый миг и каждую секунду».

Татьяна Резник: «Все мы порой любуемся звездным небом. Стоит подумать о том, что и космос смотрит на нас».

Алена Дроздова: «Первый космонавт мира когда-то был простым деревенским мальчиком, пас корову по кличке Буянка, которая в войну спасла от голода всю их семью. Картина написана по впечатлению от рассказов Юрия Нагибина о военном детстве Гагарина. «...Когда их заставал на пастбище ливень, Юра забирался под брюхо Буянки, громадные вздутия боков надежно защищали от секущих холодных капель. Случалось, он засыпал под хлест дождя, и Буянка стояла не шелохнувшись, чтоб не повредить спящего под ее чревом мальчика...»

Тим Гексли: «В своих работах я хотел показать Вселенную, сжавшуюся в точку. Прошлое и будущее в одном едином целом. Как непостижимо много заложено в этом определении: бесконечность пространства! И никто, по большому счету, не может осознать глобальности пространственно-временной сущности нашей Вселенной».

Катя Епихина: «Моя работа называется «Полет» - это чувство полета знакомо каждому - оно из детства, когда ты еще ничего не боишься и все можешь. Мой привет Юрию Гагарину из детства».

Елизавета Часнык: «Отношение к космосу у народов Земли тесно связано с представлением о происхождении мира. На протяжении многих лет оно менялось. Сегодня на планете соседствует разный «космос», от колыбельных цивилизаций до современной, и разная вера в него».

Алексей Костенков: «На моей картине представлено три времени: прошлое, настоящее и будущее. Взгляд из прошлого афинских кариатид устремлен на летящий аппарат будущего, то время как часть современного индустриального пейзажа представлена незначительно в нижней части композиции. Такое расположение отражает уважение автора к высоким достижениям в культуре прошлого и надеждам на достижения человечества в будущем».

Роман Выдрин: «Фантастическая идея прошлого стала реальностью. Мы свернули пространства, нашли точки перехода. В научном поиске гибли лучшие из нас, но мы победили. Пришли с прогрессом во все уголки космоса, но не учли, что мы люди Земли. Терроформирование для иных миров - смерть. Наш выход - контакт».

Елена Шумахер: «Моя работа называется «Неправильная галактика». Это вымышленное пространство, где среди безмолвия зарождается жизнь. Очень хочется надеяться, что мы не одиноки во Вселенной».

Мария Потапова: «Космос - как притяжение, стремление к неизведанному. Он как погружение в сон, в недостижимые и далекие пространства».

Татьяна Колодяжная: «Наши миры - это островки нашей фантазии, вырывающиеся за пределы разумного, которые обусловлены ограниченностью нашего ума. Космос расширяется с пугающей силой для разума, и мы задаем себе вопрос: а почему бы и нет? Сколько жизней нужно мысленно пролететь, чтобы очутиться на неизвестной планете? И не только очутиться, а вдохнуть ее красоту, свободу разума и красоту творения. Это ли не мечта людей, заболевших космосом...»

Мария Семченкова: «Собака - друг человека, а из лучшего друга и соратника сделать героя легко. Развитие космической индустрии было визитной карточкой СССР, показателем мощи и прогресса державы. Много четвероногих героев погибло ради будущего человечества: Лайка, Лисичка, Чайка, Пчелка, Мушка... Но были и успешные полеты, например, полет Звездочки. Благодаря собаке, другу и соратнику человека, мы стали первыми в космосе!».

МНЕНИЕ

Яна Двоенко, искусствовед: «Тема космоса нагружена большим количеством смыслов, формировавшихся с древних времен до техногенной цивилизации. Это продемонстрировали работы участников данной выставки.

Прежде всего, бросаются в глаза картины, отражающие осуществившееся стремление человека покорить Вселенную. На них запечатлен момент столкновения одиночки с иным пространством, которое оказывается непостижимым.

Так, на картине «Сон» Марии Потаповой, продолжающей традицию образов и идей советской научной фантастики, в стекле гермошлема персонажа отражается все тот же бескрайний простор, что создает ощущение, будто синяя звездная бездна стала частью человека, захватив его устремления целиком. Подчеркнуто литературный характер несет в себе работа Татьяны Колодяжной «Синяя чайка», изображающая пейзаж неизвестной планеты и, по-видимому, героев произведений писателя Кира Булычева - корабль и капитана. Подобную образность носят и картины Дениса Петруленкова, благодаря своему внутреннему динамизму близкие к кинематографическому кадру. Обо всех этих художниках можно сказать, что их сюжеты вполне реальны, только это реальность другого уровня.

Метафизический космос отражен в работах Артемия Кулемина, Георгия Моисеенкова, Тима Гексли, Константина Шелковского и Елены Шумахер. В разной степени эти художники развивают идею философа Николая Бердяева: «Человек родствен и подобен космосу, но не потому, что он дробная часть его, а потому, что он сам целый космос и одного с космосом состава».

Такая духовная взаимосвязь, уровни макро- и микрокосмоса выражаются в самых разных образах: от огромной, вмещающей в себя целый мир фигуры зверя до полуабстрактных масок и световых лучей. У этой традиции богатая история, и прежде всего благодаря идеям русского биокосмизма, последователи которого находятся и по сей день».

КСТАТИ

В рамках выставки «КОСМОС 67» каждую субботу до 5 мая будут проходить мастер-классы. Вход свободный.

21 апреля, в 15.00, - демонстрационный мастер-класс Алены Дроздовой «Весенний натюрморт маслом», 28 апреля, в 15.00, - демонстрационный мастер-класс Тима Гексли «Глитч Арт» (новая техника изображения, изобретенная автором. Глитч-арт – искусство ошибки, цифровых помех).

5 мая, в 15.00, - совместный урок - творческая постановка «Космонавт». Ответственные - Владимир Петьков, Денис Петруленков.


Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
вчера, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров