Время «Ревизора»

Культура

Гран-при VI Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» завоевала  комедия «Ревизор» Костромского государственного драматического театра имени А. Н. Островского.

Фестиваль проходил в Смоленске с 10 по 17 апреля. За восемь дней смоляне увидели постановки коллективов из Швеции (Этран), Беларуси, Казахстана (Шымкент)  и России. Россию представили Москва, Челябинск, Орел, Кострома,  Липецк,  Орск и Смоленск.  Всего в проекте приняли участие около двух десятков театральных трупп. Спектакли шли с аншлагами!

Фестиваль - это не только праздник для города, но и своя внутренняя, профессиональная история. И дело не только в призах и наградах. Театралам из других регионов удалось в течение нескольких дней повариться на проекте, посмотреть конкурсную программу, наладить новые контакты и связи. Фестивальное «варево» всегда на пользу и дает режиссерам серьезный творческий импульс! Еще бы: «Смоленский ковчег» дает возможность творческим людям не только себя показать, но и увидеть, что интересует их зарубежных коллег. А коллеги, надо сказать, весьма любопытные. Взять тех же шведов - спектакль Роберта Якобссона «1917 - Когда часы остановились», (Tеатр «Альбатрос», Этран)  был отмечен специальным призом фестиваля   
«За социально-активное противостояние тоталитаризму». Постановка, на создание которой ее авторов вдохновило творчество Шагала, Малевича, Кандинского, Маяковского и Шостаковича, -  откровенный рассказ - импровизация о России и Советском Союзе с 1900-го  до 1953 годов. И, конечно, о современном мире.

Быть может, в чем-то шведы по-детски наивны – человеку из другой страны трудно понять всю сложность перипетий и причинно – следственных связей  процессов, взбудораживших Россию в начале прошлого века. Но суть не в этом, суть – в затейливом театральном языке, симбиозе слова и пластики, особенностях художественной подачи сценического действа и оригинальной системе образов. Роберт Якобссон с помощью минимума выразительных средств (сцена практически пуста, за исключением конусов, в росписи которых угадывается тематика русского авангарда, и дворовой детской карусели) дает зрителю уникальную возможность проследить пройденный страной кровавый путь.

Спектакль – полифонический, его повествование ведется от лица нескольких человек. В российскую историю вплетаются голоса крестьянина-еврея, сотрудника ГУЛАГа, лидера рабочего движения, Троцкого, бывшего деятеля революции, который в ужасе ждет ареста, его дочери – водителя «воронка»… Простого парня – рыбака из Швеции и его возлюбленной, студентки Анетты.

В этом многоголосии бьется мощный пульс эпохи, из ниточек – голосов ткется история России, изменившей ход событий во всем мире. Ход изобразительного искусства, музыки, поэзии, архитектуры и политики. Визуализация жизни и смерти маленьких людей, гибели и  парадоксального бессмертия великой страны, остановившей часы своей жизни, по мнению Якобссона, в 1917 году.

Часы – вообще зловещая штука… Символ уходящего в песок времени, отпущенного человеку.  Якобссон уделяет символике времени особое внимание: его старинные часы, расставленные по углам сцены, увенчаны коровьими черепами. Время – знак равенства – смерть. И его личный Ленин, вещающий с трибуны, - всего лишь напольные часы с черепом набекрень. Время идет по кругу, вращается и скрипит в пустоте ржавая детская карусель… И она пуста. И, чтобы не сойти с ума от этой пустоты, нужно пить. Пить вино, поэзию, добродетель – кому что больше по вкусу. Якобссону по вкусу уход от сковывающих движение кандалов классического театра. Балаган, гротеск, вызывающая искренние эмоции простота поиска новых пластических форм…

Поиск справедливости.                

Справка «РП»

 «Альбатрос» - свободный шведский театр, созданный в 1984 году. Руководитель – Роберт Якобссон. Труппа известна во всем мире – постановки «Альбатроса» облетели 23 страны!

- Мы действительно очень много работаем над остросоциальной проблематикой, волнующей общество, - говорит Роберт Якобссон. – Одна из тем, поднятых в свое время «Альбатросом», - холокост и нацизм. В 1986 году мы показывали спектакль на эту тему в помещении барака в бывшем концлагере Майданек (Польша). Нашими зрителями были выжившие заключенные…

И не случайно наша труппа подняла в свое время вопрос чрезмерного отлова рыбы, многократно превышающего насущные потребности человека. Эту постановку «Альбатрос» сделал в сотрудничестве с жителями рыболовецкой деревни в Камеруне.

Вы могли видеть на одном из фестивалей в Смоленске и спектакль «Мэри Кингсли», повествующий о западно - европейском колониализме в Африке и освобождении женщины от оков социального рабства. Так, в 2010 году «Альбатрос» совершил турне по Демократической республике Конго – постановка «Мэри Кингсли» стала частью празднования 50-летия независимости этого государства.

Большую роль в формировании эстетики театра сыграло сотрудничество труппы в 90-х с известным во всем мире польским скульптором Владиславом Хасиором. Именно с тех пор мы (в частности, художник и сценограф Оса Либерат, отвечающий за визуальную часть) делаем попытку органически сочетать изобразительное  искусство и театр.       

Последние годы «Альбатрос» посвятил пьесе о русской революции 1917 года. Для создания спектакля «1917 – Когда часы остановились» совершили несколько турне по России и Беларуси, а также предприняли несколько исследовательских поездок с целью интервьюирования людей, выживших в Гулаге.

Над постановкой «1917 – Когда часы остановились» , кроме меня, работали Оса Либерат – автор сценографии к 50 спектаклям больших и малых театров Скандинавии, выпускник парижской школы Жака Лекока Петер Йегбринг - актер, режиссер и музыкант, художник по свету и звукорежиссер Еспер Бергер, художник из Беларуси Кирилл Демчев и Федор Салюк. Федор – удивительный человек! Сквозь грохот московского метро он расслышал, что «Альбатросу» нужен переводчик со шведского…  

Он помогает нам вот уже несколько лет.

    «Смоленский ковчег» №6. Избранное
«Лучшая режиссура. Спектакль большой формы» - постановка Марины Дударевой «Ромео и Джульетта» (Вильям Шекспир), Драматический театр Белорусской Армии (г. Минск).
«Лучшая режиссура. Спектакль малой формы» - фантасмагория заслуженного артиста России Сергея Тюмина «Тьма египетская» по мотивам «Записок юного врача» Михаила Булгакова (Смоленский государственный драматический театр  имени А. С. Грибоедова).
«Лучшая сценография» -  музыкальная комедия Алексея Истомина (сценическая версия Олега Богаева) «Вечера на хуторе», Липецкий драматический театр.
«Лучшая женская роль спектакля большой формы» - сестра Рэтчед (Олеся Жукова) в спектакле Олега Белинского «Полет над гнездом кукушки» по пьесе Дейла Вассермана, Южно-Казахстанский областной русский драматический театр (г. Шымкент).
«Лучшая женская роль спектакля малой формы» - актриса Смоленского государственного драматического театра имени А. С. Грибоедова Ольга Федорова (Она, расстановка  запятых Алины Сорокиной «Любить нельзя помиловать»).
«Лучшая мужская роль» - Сергей Загребнев (моноспектакль «Записи Ковякина» Независимого театрального проекта актера «Московского государственного «Театра на Покровке» Сергея Загребнева,  г. Москва).
«Лучшая мужская роль второго плана» - Битти (Александр Кологрив) в спектакле Геннадия Мушперта по мотивам повести Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» (Адольф Шапиро), Гродненский областной драматический театр.
Специальные призы фестиваля:
«За яркое ансамблевое решение» - исследование Адгура Кове «Алексей Каренин» по пьесе Василия Сигарева, Орский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина, (Оренбургская область, г. Орск).
«За оригинальную музыкально-пластическую версию русской классики» - пластический спектакль Смоленского камерного театра «Шинель» (балетмейстер – постановщик Александра Иванова) по мотивам произведения Николая Гоголя.
«За яркое визуальное решение» - «страшная сказка на ночь»  Павла Акинина «Семья вурдалака», Смоленский областной театр кукол имени Светильникова
«За поиск языка поэзии в театре» - драматический эксперимент с поэтическими текстами Евгении Зензиной «Стрекоза. Ежевика», Новый Художественный театр (г. Челябинск).
«За верность гуманистической театральной традиции» - спектакль Александра Лукашенко «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо Полесский драматический театр (Республика Беларусь, г. Пинск).
Специальный приз продюсера фестиваля – комедия жизни Игоря Черкашина «Русское тайнобрачие» (Николай Лесков), Орловский государственный академический театр имени И. С. Тургенева (г. Орел).
Приз зрительских симпатий присужден спектаклю «Полет над гнездом кукушки» Южно-Казахстанского областного русского
драматического театра (г. Шымкент).

Фотогалерея из спектакля театра "Альбатрос" (Швеция) "1917 - Когда часы остановились".


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
15.03.2024 15:22
Документ предусматривает взаимодействие сторон в вопросах ду...
вчера, 13:48
Свое избирательное право реализовали подозреваемые, обвиняем...
27 минут назад
Депутат Госдумы от «Единой России» побывал в нескольких учре...
сегодня, 12:31

Мужчина не оставлял требуемые подписи в публикациях. На ...

Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 103