Четверг, 13 декабря 2018 года

Погода -2..-4 С о

«Пощечины» искусства «общественному вкусу»

Культура 10:33, 22 февраля 2018
«Пощечины» искусства «общественному вкусу»

22 февраля в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Линия любви. Эротизм в творчестве великих мастеров XX века».
Модель обнажает тело, художник - душу. Выставка в жанре «ню» - головокружительное исследование, которое не только будоражит эмоции и чувства, но и предлагает зрителю самостоятельно проанализировать отношение графиков и живописцев к сексуальности в искусстве прошлого столетия. Экспозиция - попытка проникнуть во внутренний мир художника, где он предстает по-детски открытым и уязвимым… экспериментатором и революционером.

На выставке представлены 64 графических произведения из частных коллекций Европы. Вечную тему раскрывают создатели известных откровенных полотен XX века: Пабло Пикассо, Анри Матисс, Эгон Шиле, Пауль Вундерлих, Гильом Корнейль.
Работы этих художников крайне редко встречаются в одном собрании, но именно их творчество наиболее глубоко и разносторонне анализирует чувственную анатомию эроса, неразрывно связанную с вечными темами жизни и смерти. У каждого творца был свой Эрос, своя Линия Любви. Однако в XX веке на первое место вышел эксперимент.
 Неистовая сексуальность Эгона Шиле – яркое свидетельство новой эпохи в развитии «изобразительного эротизма». Общество воспринимало его обнаженную натуру как оскорбление – с их абсолютной агрессивной наготой, с маниакально-точным исследованием плоти, которая предельно тактильна. Тело – субъект, а не объект любования!
 Эротика Шиле болезненна, главные отличительные особенности – линия и контур. Австрийский художник исследует тело взглядом хирурга. Нервные цветовые контрасты, изощренно-гибкий рисунок, где ломкая экспрессивная линия превращается в кости, мышцы, в каждый нерв модели.
 В его работах нет перспективы, искусственные позы обнаженных придают композиции динамику. Нервные, истерические жесты – Шиле интересует экспрессия жеста и мимики. Фигуры гротескны, ракурсы странно – вывернутые. Кисти рук конвульсивно сжаты, лица искажены гримасами…
Эгон Шиле, равнодушный к революционным идеям в рисунке и жизни, вошел в историю как один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма. Его искусство – это дух, настроение, исповедь, образ.
 Мир Анри Матисса – мир цвета и музыки, сочных плодов и экзотических растений, пестрых рыбок и птиц, причудливых ковровых узоров и пасторальных пейзажей. Чувственная красота обнаженной натуры в его работах связана не с любовными переживаниями, а с естественным дыханием жизни. Ничто не могло пленить сердце художника больше, чем Искусство.
Своей будущей жене Амели Парейр Матисс признался: «Мадемуазель, я нежно люблю вас, но живопись я всегда буду любить больше». Ту же второстепенную роль приняла на себя «друг и помощница» поздних лет мастера, Лидия Делекторская. Десятки работ Анри Матисса в жанре «ню» сочетают в себе интимность, легкость и абсолютную ясность.
«Выразительность для меня заключается не в страсти, которая вдруг озарит лицо, или в бурном движении, - признавался художник. – Она во всем строе моей картины, место занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношение – вот что имеет значение».
 Пауль Вундерлих – немецкий график, скульптор, дизайнер, живописец. В поисках художественного языка Вундерлих экспериментировал с различными направлениями: модерном, реализмом, ташизмом (европейская разновидность абстрактного экспрессионизма в 1940 - 60 годах). К концу 60-х он наконец-то нашел свой стиль – магический реализм. Или – неосюрреализм, который у Вундерлиха более аналитический, нежели у Сальвадора Дали или Марка Эрнста. С прохладной отстраненностью художник переносит зрителя в мир ирреального, в мир эротики и эстетической символики, где важна каждая деталь.
Литографии Вундерлиха – это хитроумное сплетение истории, мифологии, полотен старых мастеров и сюрреалистических грез самого автора. В 1963 году «игрок с классикой» знакомится с фотохудожницей Карин Шекесси.
«Обычно браки заканчиваются детьми, а наш брак закончился искусством», скажет он. Супруги составили неожиданный творческий тандем: женские образы фотографий Карин вдохновляли Пауля новые произведения, а творчество Вундерлиха стало основой многих фоторабот его жены.
 Любовные отношения всегда служили для Пабло Пикассо источником вдохновения. Каждый новый этап в развитии стиля художника отражал новый виток мировой истории и в то же время был «похож» на женщину, делившую с ним быт. Он любил, оставлял, восхищался, снова любил, объявляя: «Каждый раз, меняя женщину, я должен сжечь ту, что была последней».
В эросе Пикассо всегда переплеталось невероятное количество разнонаправленных сил – борьба и смирение, победа и поражение, чувственность и агрессивность, притяжение и отталкивание.
В интерпретации Пабло любовный акт становился аллегорией самой жизни. «Линия любви» дает ответы на глубинные вопросы, с античных времен будоражащих человечество. Так или иначе, но именно эротическая тематика в искусстве стала своеобразным символом процессов, характеризующих общее духовное состояние человека и общества.
P.S. Выставка проходит при поддержке «Арт-центра» в Перинных рядах (Санкт-Петербург). Закрытие состоится 1 апреля 2018 года.

Автор: Анастасия Петракова


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
Жители райцентра Смоленской области собираются спасать лису
43 минуты назад
Она уже несколько месяцев разгуливает по городу Сафоново.
 Полковник из Смоленска возглавил воронежскую Росгвардию
52 минуты назад
Александр Клименко возглавил управление Росгвардии по Вороне...
Смолянам окажут помощь при переходе на цифровое телевидение
сегодня, 16:29
В рамках мероприятий по подготовке к переходу на цифровое эф...
Смолянке, не заплатившей за товар в магазине, грозит срок
сегодня, 16:25
31-летнюю жительницу Починка задержали сотрудники полиции.

Опрос

С чем у вас ассоциируется Новый год?


   Ответили: 1637