Над городом пролетели «Гадкие лебеди»

Культура

Конкурсная программа фестиваля была на редкость сильной, зрелой и серьезной. В особенности документалистика: в конкурсе приняли участие свыше 30 неигровых фильмов из 13 стран. Для сравнения: на первый кинофестиваль «Новое кино» документалисты стран Содружества и Балтии прислали всего 10 работ. К тому же очевидно, что «Новое кино. XXI век» ориентируется на международные стандарты: вершинами победы на смоленском кинофестивале, как и в Каннах, являются две награды - «Специальный приз жюри» и Гран-при. Председатель Большого жюри Владилен Арсеньев признался: ему было радостно, что смоленский аналог Пальмовой ветви присужден узбекскому режиссеру Зульфикару Мусакову за фильм «Родина». В этом году эта работа Мусакова удостоилась малого Оскара в Америке. Между прочим, на малый Оскар претендовали режиссеры из 80(!) стран мира. Как заметил упомянутый уже Владилен Арсеньев, «профессиональный уровень виден сразу. Армянское кино, грузинское, русское, киргизское, белорусское, эстонское, литовское - кино высокого класса. Такова объективная картина, сложившаяся на фестивале в Смоленске. Здесь нет места упрощенному подходу: «Давай-ка не обидим это кино! В смысле - эту страну». Жюри обязано быть объективным. Мы же не на фестивале фольклорного кино собрались! Кино - своеобразное послание человечеству, и каждый автор приехал в Смоленск со своим индивидуальным посланием».

Короткий метр. Политике вопреки

В конкурсе короткометражного высокую оценку судей получили работы Андрея Зайцева «Плакат», Игоря Угольникова «Гони монету, фронтовик!» (Россия) и Марата Алыкулова «Граница» (Кыргызстан). По мнению председателя жюри режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, лучшим фильмом конкурсной программы игрового короткого метра явилась картина грузинского кинематографиста Вано Бурдули «Еще ничего не стерли». «Признание заслуг кинематографа Грузии является очередным доказательством, что для людей искусства не существует границ и политической казуистики», - заявили со сцены ценители качественного кино. Также дипломом «За верность традициям» была отмечена полнометражная картина Георгия Шенгелая «И шел поезд», еще одна яркая работа грузинских режиссеров, представленная на «Новом кино».

Дебют. Прорыва не случилось

Маленький диалог внутри большого - программа начинающих режиссеров «Дебют». Смоляне в который раз проявили живейший интерес к молодому кино - на просмотрах в «Лисьей норе» зрители сидели буквально на головах друг у друга. Что и неудивительно: именно здесь состоялся показ успевших нашуметь картин - «Связь» Авдотьи Смирновой и «Хотт@быч» Петра Точилина, а также творческая встреча с Валерием Золотухиным, снявшимся в дебютной работе Татьяны Фирсовой «Птицы небесные». Однако, как заявил режиссер и телеведущий Александр Гордон, на сей раз крылатую смолянку вручить некому: «Все ленты по-своему интересны, но настоящего прорыва не случилось».

Детское кино. Сеансы без зрителей

Программу детского кино, которая впервые прошла проверку на прочность в Смоленске, не стыдно показать на любом кинофестивале с громким именем. Жаль только, что зрителей в зале «Октября», где совершенно бесплатно крутили кино для детей, маленьких зрителей, недоставало - просмотры шли в пустых (!) залах. Учитывая, сколько в Смоленске и области интернатов и детских домов, а также детей из социально незащищенных семей, это - нонсенс! Лучшим детским фильмом фестиваля «Новое кино. XXI век» признана картина Федора Попова «4 таксиста и собака-2». Приз кинопрокатчиков («За оригинальность») получила работа Юрия Морозова «Марфа и ее щенки».

Гран-при, украшенный венчиком из бриллиантов, впервые за короткую историю смоленского кинофестиваля был вручен Константину Лопушанскому за лучший полнометражный фильм «Гадкие лебеди», созданный по мотивам романа братьев Стругацких «Хромая судьба».

По словам Владилена Арсеньева, из 15 конкурсных фильмов 14,5 достойны крылатой статуэтки «За лучшую операторскую работу». А главного приза заслуживают два оператора - Анатолий Иванов («Сотворение любви») и Владислав Гурчин («Гадкие лебеди»). Кстати, «Гадкие лебеди» - первый серьезный опыт операторской работы Гурчина в большом кино.

Особо были отмечены документальные фильмы, отражающие жестокие реалии действительности по отношению к детям, - дипломы получили ленты «Лиза» (Украина) и «Первая остановка» (Узбекистан).

Председатель жюри неигрового кино Владимир Двинский вручил специальный диплом фестиваля фильму Армана Ерицяна «Привет Феллини». Главного приза оказались достойны две картины - «Вера. Надежда. Любовь» (Армения) и «СССР-Россия-транзит» (Россия). Призы жюри получили работы «Вокзал для 32-х» Бориса Дворкина и «Фантомы Мариинки» Марианны Каат (Эстония).

Лучшая женская роль - Маарья Якобсон («Магазин мечты», Эстония)

Лучшая мужская роль - Валентинас Масальскис («Лес богов», Литва)

Лучший сценарий - фильм «Мариам» (режиссер Эдгар Багдасарян, Армения)

Лучшая работа художника-постановщика - Юрие Матей - Илие Йову («Сотворение любви», Молдова)

Лучшая музыка - фильм Эльдара Кулиева («Заложник» Азербайджан)

Лучшая режиссура - Нурбек Эген («Сундук предков», Кыргызстан)

Приз зрительских симпатий - режиссер Валериу Жереги ("Сотворение любви" Молодова)








Загрузка комментариев...
Читайте также
15 минут назад
Губернатор Смоленской области сообщил о новых атаках украинс...
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
вчера, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

вчера, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров