Суббота, 03 декабря 2016 года

Погода -5..-7 С о

Кино не для всех

Культура 12:00, 26 октября 2006

Владимир Двинский - известный российский кинорежиссер, действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника». И, наконец, вице-президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Новое кино. XXI век», председатель жюри неигрового кино. Поскольку Владимир Двинский является специалистом в сфере документального кино, мы и решили побеседовать «по душам» о судьбе нынешней российской документалистики. А судьба ее, увы, нелегка и печальна...

«Мой папа работал в «Рабочем пути»

Владимир Эммануилович признался, что ему «очень приятно дать интервью именно «Рабочему пути».

- Мой покойный папа именно в этой газете в 1924 году начинал свою журналистскую и писательскую деятельность в качестве ученика редакции. Папе, будущему сценаристу и режиссеру Эммануилу

Двинскому, тогда было всего 15 лет... И моя бабушка работала в Смоленске швеей на знаменитой швейной фабрике. Ее во время войны эвакуировали в Пятигорск - надеялись, что немцы не дойдут до Кавказа, а они очень быстро ворвались в этот город. И расстреляли бабушку в ярах...

-Телевидение настоящее неигровое кино не показывает, в лучшем случае ограничиваясь журналистскими репортажами. В чем причина?

- На телевидении принято считать документалистикой все информационные программы. Авторское документальное кино, которое рассказывает о человеческих характерах и судьбах, где есть авторская позиция и свой, сугубо индивидуальный, взгляд на жизнь, иногда показывают, но крайне редко, на канале «Культура». В телевизионном эфире нет настоящего документального кино - его подменили телевизионными историями. Качественное документальное кино только на кинофестивалях и можно увидеть.

- Истинное кино ведь некоммерческое?

- Да, телевизионщики уверяют, что оно нерейтинговое и смотреть такие фильмы никто не будет. И рекламодатели не дадут рекламы. А то, что в результате политики рейтингов деформируется человеческое сознание, вот это как раз телевизионных бонз не беспокоит. Что вдвойне обидно! Иногда встречаешься с руководителями телеканалов, формирующими информационную политику, на семинарах (которые крайне редко сегодня проводятся), и между ними и документалистами всегда разгорается спор. Они нам доказывают, что мы «не то кино снимаем», а то, какое нужно им, документалисты делать не умеют, и поэтому наше кино им не нужно. Что они иногда транслируют (наступив на горло собственной песне!) наши «поделки». И, что самое ужасное, речь идет, в частности, о прекрасных работах Андрея Осипова, автора потрясающих по глубине и силе воздействия фильмов о поэтах Серебряного века. Они говорят: «Ну вот, мы выпустили в эфир одну из его работ!» В час ночи ее показали... Результат - нулевой рейтинг. К глубочайшему прискорбию, настоящая, зрелая, художественная документалистика остается за кадром.

- Можете ли вы назвать режиссера, который может сочетать в своих работах и «коммерческое», и «для души»?

- Кто его знает! Все мы вынуждены идти на компромиссы, потому что жить как-то надо. Профессия режиссера требует, чтобы ты постоянно держал себя в тонусе, тренировался. Перестаешь тренироваться, и «мышцы» деградируют. Но я, к сожалению, не могу назвать успешные в плане коммерции проекты режиссеров неигрового кино.

- Насколько сильна современная школа документалистики?

- Российское документальное кино очень сильное и разнообразное по тематике и охвату социальных проблем. Практически нет ни одного международного фестиваля, где российские документалисты не получали призов. Но должен признать: в 90-е годы все же произошло нивелирование профессии документалиста. Тогда камеру хватали все, кому не лень. Радостно, что нам удалось победить дилетантизм, - сейчас молодое поколение документалистов становится все профессиональней, в документальном кино рождаются целые интересные направления, отражающие жизнь той России, о которой мы ничего не знаем.

- В этом, наверняка, и заключается преимущество документального кино перед игровым?

- Между игровым и неигровым кино существует принципиальная разница. Игровое кино живет в мире вымыслов и замыслов. Режиссер создает некую среду обитания, в которой происходят события, которыми он может руководить. Документалист тоже создает свой мир на экране. Но есть одно «но»: он вынужден передавать реально существующую действительность. Неигровое кино - драматургия реальной жизни. Истинная документалистика - это всегда сугубо индивидуальная авторская интонация. Вы вполне можете представить себе этого человека, когда смотрите документальное кино на экране. Но сегодня в документалистике, по крайней мере телевизионной, наметилась опасная тенденция - непринципиально, кто автор неигрового фильма. И сам фильм представляет собой некий усредненный продукт со строго определенным форматом: 30 секунд - интервью, картинка, потом опять интервью, потом картинка и компьютерный фокус. Стандартный набор изобразительных средств, которого сегодня требуют от всех документалистов, нивелируя авторство.

- Выходит, что искусства нет?

- Там все профессионально и грамотно сделано. Но души - нет. Искусства без души не бывает. В противном случае оно становится трюкачеством. Как раз трюкачества в современной документалистике много, а души... Что говорить о телевидении, когда даже на фестивальных просмотрах нет зрителя. Это наша общая трагедия: мы не знаем, как созданное нами кино донести до людей. И все же каждый кинофестиваль дарит надежду в тот критический момент, когда режиссер теряет веру и начинает мучиться от мысли: «Зачем ты снимаешь кино, ради чего?» Приезжаешь в Екатеринбург, на фестиваль неигрового кино «Россия», и видишь: не один ты такой сумасшедший. Нас много. И легче становится на душе. Понимаешь: «Нет, братцы, вы наше документальное кино своим бизнесом не задушите».

- А имеют ли право на жизнь в неигровом кино постановочные сцены?

- Очень сложный вопрос. Телевидение не стесняется использовать так называемую реконструкцию событий. В научно-популярном кино, которое когда-то у нас в стране было хорошо развито, реконструкция событий допускалась. Если снимали фильм о творчестве писателя или ученого, непременно приглашали актеров, чтобы создать атмосферу ТОЙ жизни. Все зависит, безусловно, от степени достоверности реконструкции и от ее необходимости. Мною давно уже написан сценарий, но никак не удается его воплотить, называется он условно «Театр Соломона Михоэлса и Иосифа Сталина». Я хочу рассказать о том, как каждый из них - великий режиссер и актер Михоэлс и великий политик Сталин - играл роль в жесткой пьесе, которая называется жизнь. И ценой этой постановки была жизнь Михоэлса. Вот и размышляю долгое время, имею ли я право на инсценировки, и не могу ответить на этот вопрос. Полагаю, что неигровое кино оттого и называется документальным, поскольку работает в реальном времени с реальными людьми, и неважно, из прошлого они или из настоящего.

- Вы смотрите кино как профессионал?

- Когда ты председатель жюри, само собой. Обычно я увлекаюсь просмотром фильма, как и всякий другой зритель. Но, когда вижу слабое, непрофессионально сделанное кино из серии жареных фактов и надуманных любовных историй про жен маршалов или писателей-классиков, сразу выключаю телевизор.

- Что и неудивительно, это же коммерческий примитивизм...

- Совершенно верно. Исаак Бабель знаменит отнюдь не тем, что он был большим любителем дам и замечен в любовных отношениях с женой Ежова. Он интересен «Конармией», «Одесскими рассказами», своими пьесами, но ни в коем случае не попыткой залезть в чужое грязное белье. Это - главное. Но посмотришь кино про Бабеля, и получается, что писатель, обладающий исключительно сложным ассоциативным языком, погиб, потому что ему не стоило спать с женой Ежова! А ведь Бабеля в большей степени сгубило то, что миру, в котором он жил, такой писатель был не нужен! Вот в чем заключается катастрофа нашей истории. А ее зачастую превращают в альковную трагикомедию. Мне такое кино смотреть не хочется как профессионалу, особенно если видишь подмену документальной хроники, которую вставляют в картину из-за остроты эмоционального потрясения, оказываемого на зрителя. В фильме идет речь о событиях Гражданской войны, однако режиссер принимает решение ввести в ленту ряд планов из войны... Великой Отечественной. Их не волнует историческая правда: ах, как хорошо, нашли кадры, где женщины над гробами рыдают! Но ведь это кадры другой страшной трагедии. Уж не помню, какой город освободили наши войска в 1943 году, но засняли, как поднимали из шахты трупы шахтеров, потом клали их в гробы... Поверьте, страшно от этой хроники, больно! А они, не задумываясь, схватили документальную съемку, от которой самому впору заплакать, и засунули в 20-е годы. Таким образом, каждый день искажаются достоверность и драматизм истории. А история - мстит. Когда мы плохо знаем свое прошлое и так бездумно с ним расправляемся, оно отвечает нам тем, что на свет появляется новое поколение, которое не хочет знать свою историю. В стране, которая победила фашизм, появляются неонацистские группировки! Это реальность. Но с реальностью этой телевидение ничего не желает делать. Оно не кричит о трагедии военных лет, но делает из войны красочное шоу. Поэтому ребята, увлеченные национал-социалистской терминологией, и не знают о том, что нацистами были подписаны документы об уничтожении не евреев, не цыган, которых и так повсеместно расстреливали, - но русских, белорусов, украинцев! На завоеванной территории должны были быть уничтожены 30 (!) миллионов славян. Да неофашисты эти и не родились бы, потому что их бабушек и дедушек могли убить. Лично меня шокирует «экранное» отношение к войне. Но смерть - это не игрушка. Когда расстреливают одного человека, с лица земли одним выстрелом стирается несколько поколений. Убили бы 30 миллионов славян - минимум 15 миллионов детей не родилось бы. Это ж сколько книг не было бы написано, сколько фильмов не снято, не сделано научных открытий... Жаль, что люди не хотят об этом задумываться. Когда таких мыслей даже в подсознании нет, задача искусства, телевидения как можно чаще напоминать об ужасах войны, чтобы не допустить новой драмы. Однако современное телевидение полностью отрицает документальный кинематограф.

Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Смоленский «Автодор» забил 15 голов липецкому ЛГТУ и вернулся на первое место
сегодня, 16:54
123
В субботу во дворце спорта «Юбилейный» смоляне з...
В Смоленске сняли с поезда и госпитализировали 16 калининградских детей
сегодня, 13:57
932

В ночь на 3 декабря детей госпитализировали с признаками ротавирусной...

В Смоленской области выбрали лучшую студенческую семью
сегодня, 12:37
240
Второй год подряд в регионе прошел конкурс, направленный на ...
Смоленский «Славутич» проиграл саранской «Мордовии»
сегодня, 12:10
168
Второй матч в Смоленске завершился со счетом 2:1 в пользу го...

Опрос

Какой подарок вы хотели бы на Новый год?


   Ответили: 414