Территория Нелюбви

Культура

Что происходит с личностью, когда стирается грань между добром и злом? Когда человек уподобляет себя Богу и отметает все табу и запреты? – задумались заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, главный режиссер драмтеатра  Виталий Барковский и автор нашумевшей пьесы «Как Боги» известный российский писатель и публицист, редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков.  


И не только задумались, но и «выкатили» на сцену Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова постановку «Как Боги». На премьере спектакля присутствовал и сам драматург Юрий Поляков.

            «Пьеса Полякова беспокоила меня несколько лет…»

- Юрий Поляков – известный художник в мировом театральном пространстве, - говорит Виталий Барковский. - Его созидательные мотивы подвигают человеческое сознание, к тому, чтобы наша натура становилась лучше. Поляков дает объективный художественный анализ происходящих в России процессов, защищая Отечество, родовые корни русских людей. Он говорит о России не только с болью, но и с радостью - если у нас есть достижения и победы.

Пьеса Юрия Полякова беспокоила меня несколько лет. Я предлагал поставить ее, но пришлось отложить «Богов» в стол: решили, что актуальная, остросоциальная и философская проблематика драматурга не вызовет у публики интерес. Нужно попроще! Да, у художника есть определенный страх – боязнь, что на спектакль не пойдут.

Волнения режиссера оказались напрасными!

- Я очень рад, что Виталий Барковский поставил мою мелодраму «Как Боги» - ее активно ставят, спектакль хорошо принимается публикой, лично я видел уже 14 вариантов своей пьесы, смоленский вариант – 15-й, - признался драматург. - Мы очень долго шли к сотрудничеству – первая наша встреча случилась десять лет назад в Москве. Потом я приезжал в Смоленск на кинофестиваль, мы опять вели долгие переговоры.

Пьеса задумывалась давно. Возник сюжет, и на его основе мы с Владимиром Меньшовым попытались написать сценарий фильма, но… Что-то пошло не так. Впоследствии Меньшов снял фильм и с моего согласия назвал его «Зависть богов» - это и было первоначальное название придуманного мной сюжета. Когда сюжет превратился в пьесу, я не забыл понравившееся мне название и переиграл его в «Как Боги».

Компромисс с совестью

- В постановке «Как боги» я уделяю огромное внимание женщине, именно к ней ведут смысловые нити спектакля, позволяющие осознать всю глубину трагедии, произошедшей с человечеством, - говорит Виталий Михайлович. -

Я пытаюсь через любовь и конфликт матери и дочери, полюбивших нечистой и странной любовью одного человека, понять истоки трагедии, кроющейся в нелюбви. Меня волнует вопрос, почему люди женятся или выходят замуж назло своей любви, чтобы причинить боль другому человеку. Те, кто так поступает, не понимают - они смертельно ранят СВОЕ сердце и разрушают будущее. Счастливые дети рождаются от взаимной любви, иначе – не бывает. В противном случае рождаются драмы и трагедии.

У героев пьесы Полякова растерянность в душах, бесконечные конфликты и каша в головах! Они пытаются создать видимость семьи, но все попытки тщетны: Алена и ее возлюбленный взрываются в машине. Кто подложил взрывное устройство? На этот вопрос у Полякова нет.

Лично у меня складывается впечатление, что взрыв инициировала Аленушка. Сейчас появилось много людей, которые не приемлют лжи. Если Алена видит, что сделана из того же материала, что отец и мать, ради чего дальше жить?! Истоки трагедии лежат в человеческой природе, когда ложь становится нормой, а несформировавшееся до конца сознание молодого человека отрицает выстроенную родителями систему ценностей. Эта система вызывает протест, вызванный беспомощностью, и доводящий до самоуничтожения. Далеко не все идут на компромисс с совестью и способны лицемерить. Те, кто выживает в искривленной реальности, привыкают к компромиссам. И, если не идут на сделку с собственной совестью, хотя бы молчат.

У всех наших девочек грусть особая, другая. Они протестуют, чтобы их услышали и поняли! Чтобы даже такой страшный поступок, как уход из жизни, вызвал реакцию в обществе…

Амфитеатр лживой жизни в сумерках Богов

Герои постановки Виталия Барковского удивительно напоминают… героев, действующих на арене древнегреческих амфитеатров. Они будто списаны Юрием Поляковым с мифологических персонажей, выполняющих свою героическую миссию на страницах трагедий Эсхила, ведомые тем же эсхиловским Роком, что и Богам не указ. Они осмеливаются жить, как Боги! «Хочешь – возьми! Нужно – сделай! Наплюй на мораль и совесть – ты сам Бог на земле», - кричит со сцены молодой и беспринципный авантюрист Артем Бударин (Юрий Гапеев). Он забывает о трагической фабуле мироздания - не бог, не царь и не герой правят миром, но - фатум!

Совершенно простая, бытовая семейная история приобретает экзистенциальное звучание в интерпретации Барковского. Сама сцена – имитация человеческой жизни на арене, на которой разыгрывается жестокий спектакль, управляемый смеющимися с небес Богами. Даже в декорациях постановки усматривается ссылка на Античность – на сцене установлены каменные колоссы, напоминающие обломки римского Колизея.

Пожалуй, Алена, дочь высокопоставленных лиц (в прошлом ее спившийся отец был дипломатом), и есть главная героиня на этой арене пустой и скучной, обеспеченной жизни. Эта худенькая, маленькая девушка (Мария Вилюнова), опутанная нитями, ведущими в никуда (напрямую к Богам, или к нелюбящим друг друга родителям?) отрицает лицемерное, лживое существование, которое она вынуждена вести. Марионетка. Дерни за ниточку раз – поднимет руку. Дерни другой раз – улыбнется. Но именно она – бунтарка, хранящая в душе бесстрашие перед неумолимой смертью. Это она бросает вызов скрывшимся в сумерках Богам и вместо брачного ложа выбирает смерть. Иного выхода она не видит – человек не способен быть Богом. Жить нужно ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ! Не предавая. Не изменяя. В любви. Не деформируя измученную сомнениями душу.

Иначе – катастрофа неминуема. Зависть Богов, на службе у которых по прежнему слепой Рок, никто не отменял.

Разговор о сверхъестественном

- Мне нравится, когда зритель на моих постановках смеется, реагирует на репризы, потому что я пишу и репризную драматургию, - не скрывает Юрий Михайлович. - Считаю, что драматург должен написать так, чтобы человек два часа сидел, раскрыв рот. Не умеешь писать, нечего тебе делать в профессии. Нужно, чтобы зритель задумался – пьеса «Как Боги» написана со стремлением к счастью. Существуют ли в природе какие-то ограничения и табу, или их нет? Все ли можно, что хочется? Если зритель об этом задумается, я буду доволен.

В постановке «Как боги» нет ничего сверхъестественного, но есть разговор о сверхъестественном, - считает Виталий Барковский. - В произведении Полякова все неоднозначно. В семье отставного дипломата после взрыва родилась девочка – дочь зрелой, согрешившей и раскаявшейся женщины. Рядом с ней муж, бросивший пить. Быть может, испытав нечеловеческое потрясение, он показывает нам, зрителям – нужно пережить колоссальную драму, принести в жертву дочь, чтобы начать внимательней относится к близким людям?

Супруги смирились с действительностью и воспитывают эту девочку. Будет ли из этого толк? Если взорвать старый театр со всеми его устоями и на его месте построить новый, все равно ничего не получится. Проклятое место!

Финал хранит молчание. Думайте, как хотите…

По мнению автора пьесы, постановка Виталия Барковского «Как Боги» - это несомненная творческая удача. Сценическое решение «Территории любви» (именно так интерпретировал режиссер жанр пьесы) необыкновенно продуманно и интересно.

«Спектакль не похож ни на один, который я видел», - заявил Юрий Поляков.

Анастасия Петракова.

Фото Ольги Лисиновой.

P.S. Юрий Поляков сделал Виталию Барковскому предложение, от которого невозможно отказаться: пригласил смоленскую труппу на международный фестиваль, который пройдет в 2018 году и будет полностью посвящен его творчеству. 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
30 минут назад
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
сегодня, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
сегодня, 21:30
Новости партнеров