X кинофестиваль «Золотой Феникс» в Смоленске откроет драма Валерия Тодоровского «Большой».
«Большой» и розовые очки
Проект, заявленный в рубрике кинофестиваля «Специальный показ», грандиозный! Многие сцены фильма снимались на исторической сцене Большого театра. Съемочный процесс занял 80 съемочных дней, из них 14 - в Большом. Помимо профессиональных актеров в фильмы было занято около 70 «балетных», в том числе и детей. Мучительный процесс их поиска, занявший полтора года, Тодоровский называет самым тяжелым кастингом в своей жизни.
Название для фильма - «Большой» - Валерий Тодоровский придумал сразу. Однако в России «Большой» - это бренд, поэтому режиссеру пришлось получать разрешение на его использование у директора Большого театра России Владимира Урина.
История «Большого» позиционировалась как предельно правдивая, рассказанная от первых лиц. Тодоровский максимально попытался приблизить зрителя к сцене, чтобы тот увидел свежую кровь, пропитавшую шелк пуантов. Режиссер так и не нашел актрис, которые владеют техникой балета, и отдал главные роли Юлии Ольшанской и Карины Курниковой профессиональным балеринам – Маргарите Симоновой – приме Варшавского театра оперы и балета, и Анне Исаевой.
Прототипом героини Фрейндлих - престарелого куратора юных балерин Галины Белецкой, страдающей рассеянным склерозом, - стала звезда российского балета Марина Семенова (1908 – 2010), которая до последних дней своей жизни преподавала в театре, забывала фамилии своих учениц и называла их именами танцовщиц, бравших у нее уроки лет тридцать назад. Для нее было важно другое – не лица, а натянутые струны спин, крепость позвоночников – флейт, поворот головы, изящество монолога рук и сила хитросплетения жил на ногах балерин, с нечеловеческим упорством карабкающихся на Олимп мирового балета.
Она готова взять штурмом Кремль ради талантливой девочки из провинции с «большим прыжком». Что такое этот «большой прыжок», Белецкая знает не понаслышке. Легендарная Галина однажды на спор перемахнула пропасть, разделяющую крыши домов. И теперь героиня Фрейндлих готова протянуть руку помощи юной дикарке из забытого Богом Шахтинска, чего бы ей это не стоило: «Прыгай, девочка!»
К сожалению, история шахтинской Золушки Юлии Ольшанской – мифическая полуправда, отражающая общее представление о чудовищных нравах, царящих на сцене Большого. И о заоблачных ставках в валюте, обеспечивающих будущее примадонн. Чтобы доминировать здесь, нужно быть конкурентоспособным в финансовом плане, где вакансии талантам из провинции не предусмотрены.
Единственный возможный социальный лифт – призрак удачного замужества или твердая рука спонсора, исчезающая после того, как жестокая гонка со временем проиграна, и балерину списывают в утиль.
Таковы безжалостные, беспощадные реалии Большого российского балета. Только надев «розовые» очки, можно уверовать в то, что талантливая дочка олигарха и нищая, но гениальная Ольха имеют в театре равные шансы стать примой. Валерий Тодоровский создает очередной призрачный киномиф, придумывая прелестную социальную сказку о торжестве правды, которая непременно понравится зрителям.
Режиссера мало занимает психосоматика высокого искусства балета. Да, это правда: ученицы Белецкой работают на станках, как шахтеры в забое. Балет –спорт высоких достижений, выкручивающий суставы. Здесь не столь важна красота, сколько сила и выносливость.
Искусство уходит на второй план, нивелируется и лишается главного – души. Одухотворенности завораживающей красоты. Зрителю остается верить в «большой прыжок», который, если повезет, выведет провинциалку на сцену Большого.
Никто никого не любит?
В конкурсной программе фестиваля «Золотой Феникс» заявлена новая социальная притча Андрея Звягинцева «Нелюбовь».
В 2011 году картина Звягинцева «Елена» удостоилась Гран-при смоленского и получила Бриллиантовый приз. «Елена» - картина о разрушении животной любовью к своему потомству, которая, если не одухотворена, может привести к чудовищным последствиям. Деградации сознания, которая в конечном итоге приводит к апокалипсису души!
На сей раз Звягинцев в «Нелюбви» вновь возвращается к теме межличностных отношений москвичей Евгении (Марьяна Спивак) и Бориса (Алексей Розин), заключенных в тесную камеру среднестатистической семьи. Звягинцев критикует сложившиеся в обществе стереотипы, унижает, втаптывает в грязь! Он говорит правду. Под пристальным взглядом режиссера, выпятившим на экране человеческие пороки, кривобокий любовный «квадрат» Жени и Бориса распадается на глазах.
В своей новой притче Звягинцев показывает благополучных современников, изнуренных духовно бесплодным супружеством, уродующим их несчастного ребенка. Единственного существа, протестующего против НЕЛЮБВИ родителей друг к другу, спроецированной и на него – неприкаянного двенадцатилетнего мальчика Лешу (Матвей Новиков). Леша внезапно понимает, что мешает отцу и матери наладить новую жизнь, и решает исчезнуть. Уйти из дома, где НИКТО НИКОГО НЕ ЛЮБИТ. Иначе его сдадут, как ненужную вещь, в человеческую «комиссионку» - интернат для брошенных детей.
Семья – последний бастион, на котором зиждется человечество. И он наконец-то разрушен, потому что «нельзя жить в нелюбви».
Вся «Нелюбовь» пронизана депрессией выморочного предзимка, вылеплена из боли к стране, в которой живут выпотрошенные скорбным бесчувствием люди. Люди, которые вынуждены год за годом бежать на месте в НИКУДА.
В «Нелюбви» Андрей Звягинцев, как никогда ранее, попытался привлечь внимание зрителя к терзающей общество проблеме с целью изменить хотя бы с помощью искусства существующее положение вещей.
Сильнее притчи Андрея Звягинцева в конкурсной программе фильма нет. «Нелюбовь», удостоенную спецприза жюри Каннского фестиваля и в Смоленске осыплют бриллиантами?
«Рай» как «Специальное событие»
Еще один фильм, на который стоит обратить внимание, конечно же, обласканный кинокритиками «Рай» Андрея Кончаловского, заявленный как «Специальное событие» кинофестиваля в Смоленске. Фильм, перекликающийся с работами Лукино Висконти и Лилианы Кавани, обращенный в прошлое тематически и стилистически. Завораживающий черно-белой эстетикой высокого, экспрессивного психологизма, не знающего серых полутонов.
Напоминаем: Кончаловский – вне конкурса!