Людмила Сичкарева. Актриса, которая видит душой

Культура

В это сложно поверить, но Гранд - даме Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова, народной артистке России Людмиле Сичкаревой   – 80!  Она поистине народная артистка, народная не по статусу, а по таланту и призванию. Среди  ролей, сыгранных за полвека на смоленской сцене нет ни одной проходной, невыразительной, скучной! Каждая роль - взрыв, выстрел, оставивший яркий след в памяти российских театралов.

Внешнюю экстравагантность роли актриса подкрепляет психологической продуманностью, ювелирностью каждого жеста и интонации. Однажды главный режиссер драмтеатра виталлий Барковский в разговоре с израильским драматургом Леоном Агулянским признался, что ищет интересную пьесу под юбилей народной артистки России Людмилы Сичкаревой.

Драматург задумался. И однажды, в дни Международного фестиваля «Смоленский ковчег» Леону довелось близко познакомиться с Сичкаревой, которая вместе с ним оценивала спектакли в составе жюри.

«Я не видел ее на сцене, но внутреннее свечение, безумная энергетика, харизма этой актрисы произвели на меня глубочайшее впечатление, - признался Агулянский. – Само имя «Людмила Сичкарева» стало толчком к написанию пьесы и рождению замечательного спектакля «Видеть надо душой». Я давно заметил, насколько интереснее и легче прописывать роль для конкретного актера. Его образ, аура существуют в сознании как некий костяк, на который нанизывается характер сценического героя».

Театр для Людмилы Сичкаревой – это образ жизни. «Главная часть бытия, без которой невозможно ни-че-го! Любовь всей моей жизни, которой я никогда не изменяла. Я выросла в актерской семье, где главной семейной ценностью был театр. Не только мои родители, но и бабушка с дедушкой работали на подмостках, так что страсть к сцене мне передалась с генами».

Людмиле Александровне с детства знакомы и глянцевая сторона театра, и его изнанка - неизбежные интриги закулисья. «Когда играешь, отдаешь себя всецело и без остатка зрителю, не щадишь своих душевных сил, но как хорошо становится потом, - признается народная артистка. – Порой собираешься в театр, давление шалит, там кольнет, здесь хрустнет. Заходишь в гримерку, садишься за столик и начинаешь «собирать себя по частям», сосредотачиваться. Третий звонок - и у тебя уже… ничего не болит! Лишь чувствуешь, как пульс, словно у влюбленной девчонки, зашкаливает за 200 ударов в минуту. Выходишь на сцену и преображаешься! Ты снова молода, наэлектризована счастьем»

Действительно, для Сичкаревой сцена - своего рода эликсир молодости. Когда нет работы, актриса чувствует невольную тревогу: «Я начинаю прислушиваться к своему внутреннему голосу, а он не всегда шепчет лестные слова. Жизнь без театра серая и неинтересная».

К сожалению, в последнее время у Людмилы Александровны не так уж и много работы, зато каждая роль – яркое, незабываемое событие. Как та самая роль в постановке израильского драматурга Леона Агулянского «Видеть надо душой».

«Над хорошей ролью можно работать годами, переосмысливая ее глубинное содержание, - говорит Сичкарева. - Главное, чтобы роль была с ниточкой... Где судьба! И совершенно не важно, маленькая роль или большая. Я очень люблю эпизоды, но яркие, запоминающиеся! Казалось бы, мы - профессионалы и не одну собаку... на сцене съели, но каждый раз оказываемся наедине с белым листом. Здесь не помогут ни возраст, ни опыт и мастерство. Вновь и вновь приходится играть заново: новый режиссер создает свою заводь, и ты, попав в нее, заново учишься плавать. Новая роль - как прекрасное дитя, в которое тебе придется вдохнуть жизнь. И каждый раз, играя роль, волнуешься, как в первый раз, и с годами волнение нарастает - слишком велик груз ответственности».

Сичкарева совершенно не боится возрастных ролей: «Я - характерная актриса и даже в молодости с радостью играла старушек. В первом спектакле «Дом Бернарды Альбы» на смоленской сцене с радостью преобразилась в 80-летнюю сумасшедшую старуху Хосефу! А мне в то время было… 27! Характерные роли - более емкие, яркие, глубокие. И таких возрастных ролей на моем счету великое множество».

От зрителя зависит многое. «Выходишь на сцену и сразу же чувствуешь настрой зала, культурный уровень присутствующих, - не скрывает Людмила Александровна. - Достаточно провести на подмостках три минуты, и все становится ясно. Не скрою. Бывает много случайных. Тех, что пришли поразвлечься. Однажды на гастролях мы давали «Аккомпаниатора», и в зале была одна женщина, которая повела за собой весь зал. Она так заразительно смеялась, так тонко, эмоционально воспринимала каждый эпизод, что к финалу все зрители начали дышать «в унисон», впитав в себя постановку без остатка. Это было потрясающе! Огромное значение имеет и человеческая культура. Если люди воспитаны в любви к театру, к музыке и книгам, с ними интересно работать. А в наше время с культурой плоховато, особенно у молодежи, чрезмерно увлеченной житейскими проблемами. Обвинять молодых грешно - им самим приходится всего добиваться в нынешней непростой жизни».

У нее все роли любимые. Единственное, о чем печалится Людмила Александровна, так это когда умирает спектакль, в который она вложила немало душевных сил: «До сих пор грущу о моей любимой постановке Игоря Южакова «Арестуй меня, потом я тебя...». Скандальная постановка, нашумевшая! Не зря этот спектакль наградили премией Министерства культуры. Смешно вспоминать: текст «Арестуй меня...» правили прямо на ходу! Помню, в первом акте я лежу за высоким забором, а в это самое время мне подсовывают новый текст. На ходу запоминаю слова и прыгаю через забор, потрясая огромным наганом! В спектакле был чудесный эпизод, когда моя героиня бабка Фенька с чувством произносит такую фразу: «Я сижу, смотрю в окошко, беру наган и делаю - пух! пух! пух! Понарошке...» И с таким сожалением она говорила это «понарошке»! С такими ролями сложно расставаться.

Безумно интересны те роли, которые еще не сыграны. И в то же время болезненно переживаешь другое: обернешься назад, и вдруг наступает прозрение - когда-то ты эту роль сыграл не так, а поезд ушел, спектакль умер, и ты уже ничего не можешь изменить. Незаживающая рана!»

«Актеры - люди подневольные, - вздыхает Людмила Александровна. - Мы себе не принадлежим, и наши судьбы - во власти режиссера, времени, обстоятельств. Зачем предаваться мечтам. Как карта ляжет!»

Справка «РП»

В репертуарном багаже Людмилы Сичкаревой множество комедийных, откровенно фарсовых ролей (бабка Феня в спектакле «Арестуй меня, потом я тебя...», Серафима в комедии «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана). Есть и тонкие, исполненные тончайшего психологизма работы (главная роль в трагикомедии «Контесса» Мориса Дрюона, роль Варвары Ивановны в «Касатке» Алексея Толстого).

Так, бывшая железнодорожница Сверчкова («Аккомпаниатор» Александра Галина) с ее комичными подозрениями относительно тараканьего яду, блестяще сыгранная Сичкаревой, столь смешна, что, несмотря на всю серьезность поднимаемых в спектакле проблем, чуть ли не каждое слово Сичкаревой сопровождается взрывом смеха. Так что не зря театровед И.Муравьева, зам. главного редактора газеты «Дом актера», назвала эту работу ярким событием в театральной жизни России.

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
28 минут назад

Напомним, 15 апреля стало известно, что более 200 ребят ...

49 минут назад
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjczvtcq

К началу весеннего...
49 минут назад
Сотрудники Россельхознадзора добились, чтобы молочная продук...
сегодня, 10:52

В обшей сложности они обогатились на 1 миллион рублей. Однако...

Новости партнеров