Почему Всеволод Шиловский не любит Новый год?

Культура


Народному артисту России Всеволоду Шиловскому ни разу в жизни не довелось сыграть Деда Мороза. Он снялся в ста пятидесяти фильмах, среди которых: «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Жизнь Клима Самгина». Театральный режиссер, педагог, режиссер-постановщик художественных фильмов: «Миллион в брачной корзине», «Линия смерти», «Кодекс бесчестия», «Блуждающие звезды»… А вот шелковистую бороду из ваты и красный клоунский нос так и не примерил.
О чем, в принципе, не особо жалеет. Ведь он… большой специалист по котам – целых 18 лет играл Кота в «Синей птице» во МХАТе с легендарным Николаем Озеровым. Озеров был полноват и в костюме Хлеба выглядел ужасно комично. А Шиловский  - Кот ездил на нем верхом и… съезжал с живой легенды на попе, как с горки. Дети просто умирали от смеха!
И мало кто знает, что Всеволод Шиловский не очень-то трепетно относится к самому любимому зимнему празднику детворы:
- Если начистоту, я не жалую Новый год. Этот праздник… разбойник и вор!  Каждый раз он приходит к тебе 31 декабря и отрезает новый кусок твоей жизни, а потом уводит в темноту, в никуда любимых людей, друзей… И становится страшно. Просто в молодости люди не понимают, что жизнь проносится как одно мгновение.  Давайте лучше о кино!

 - Если вас нельзя назвать Дедушкой Морозом, то уж  «дедушкой»  первого на нашем телевидении сериала можно!
- Да, как режиссер, я дебютировал в 70-е, став постановщиком первого советского телесериала «День за днем». Действие 17-серийной картины строилось вокруг отношений жильцов московской коммуналки.  Спустя четыре года поставил еще многосерийный фильм – «В одном микрорайоне», вновь обратившись к теме отношений простых людей.
Четыре года назад его почему-то  показали по телевидению. Надо же, старье такое! А я летел в самолете. Смотрю по времени, и начинают меня терзать смутные подозрения, уж больно мы рьяно летим. С чего бы вдруг? Обычно летчики мне говорят: «Всеволод Борисыч, зайдите к нам - посмотрите, как мы садимся».  Зашел: «А куда это мы торопимся?» - «День за днем» начинается, не успеем!» Я чуть не упал.
- Почему для вас педагогика сейчас на первом месте? Вы же успешный актер, режиссер?
-  Педагогу нужно три качества: терпение, терпение и еще раз терпение.  Нет терпения? Ты  не имеешь права заниматься этим делом. А оно жестокое: ты вынужден отбирать будущих актеров на огромном конкурсе, а потом подрезать крылья уже «отфильтрованным» ученикам: «Подумайте, стоит ли идти в эту жуткую профессию, когда всю жизнь на паперти стоишь?» Хочу пожелать нашей талантливой молодежи реализоваться в этом году.
Поэтому в тысячу раз повторяю: при мне нельзя ругать молодежь. Молодежь  ни в чем не виновата, ее не воспитывают. У нас очень открытая молодежь, но она заброшенная, предоставлена сама себе. А этого в уважающей себя стране быть не должно. Включите телевизор – там ничего, кроме секса, насилия и мата. Вот я и боюсь за молодых. Считаю, что талантливей наших парней и девчонок на свете нет. Их время в пятый угол загоняет, а они живут! Творят, изобретают… Беда народа в том, что власти не понимают, что им досталось, и чем они владеют. А если б это произошло, мы б рванули вперед такими темпами, что мир задохнулся б, пытаясь нас догнать.
- Правда, что вам  пришлось сделать вынужденную режиссерскую «люфт-паузу»?
- Я снял на Сахалине и Хоккайдо двенадцать серий нового проекта, и теперь материал по вине продюсеров лежит в столе. Но актерство тоже не забываю - снимаюсь у замечательного режиссера Андрея Смирнова, который создает мощнейшее полотно про «антоновщину» «Жила-была баба». Также работаю в картине Олега Фомина, играю совершенно разных физиологически людей - это и есть театральное мастерство, уроки старой МХАТовской школы, научившей  меня искусству перевоплощения. Когда ты не играешь один и тот же образок «агента национальной безопасности», а за свою короткую жизнь проживаешь  десятки других жизней.
- Для артиста огромная удача попасть в руки грандиозного режиссера...
-  С кем можно сравнить Петра Тодоровского по диапазону операторского, режиссерского и педагогического искусства? В трех его фильмах («Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка») я играл небольшие роли, но сумел вместить целую судьбу в каждый маленький эпизод. Тодороский поверил не в типаж, а в талант артиста Шиловского, это ли не счастье? И это совсем не то мелкое счастье, которому рады медийные лица, перескакивающие, как блохи, с экрана на экран.  Поверьте, если каждый день в прайм-тайм показывать постового милиционера, он станет чертовски популярен! И талант тут вообще ни при чем.
И сейчас есть не только «звезды», но и потрясающие актеры, замечательные молодые режиссеры. Это мой кислород. Обожаю талантливых людей!
- Помнится, вы говорили, что вас печалит, что сегодня мало журналистов, которые не гоняются за сенсациями, а действительно разбираются в кино, театре, любят и понимают искусство…
 -  До сих пор не забыл чудовищный случай со Георгием Жженовым, который  при советской власти семнадцать лет за колючей проволокой просидел и не обозлился, не утратил чувство юмора. Уникальный актер.
И вдруг, после како-то кинофестиваля в одном из журнальчиков появляется фотография Георгия, у которого, несмотря на возраст (80 лет) и перенесенные страдания, была прекрасная фигура. Его сфотографировали во время купания. Безобидный снимок, а под ним подпись: «Вся наша сила в плавках!»  Я прибежал в редакцию с желанием всех поубивать.  Рычу на фотокора, а он, понуро жмет плечами: «Задание редактора…»
Меня уже несколько раз, как президент кинофестиваля «Золотой Феникс», спросили: «Что у вас за странный фестиваль такой в Смоленске? Пьяных нет, скандалов нет. Писать не о чем!» - «Как это не о чем?! О кино пишите».  На меня смотрят непонимающе…
Мы ж своими руками свою страну, душу ее губим, описывая разные гадости про знаменитых людей. Да про любого гадость можно написать. Это нетрудно.
- Что для вас самое страшное в театре?
- Когда во власти бездарный человек. Все! Театра нет, труппы нет, ничего нет! Все задавлены и боятся голос подать.  «Сидят и кушают бойцы товарищей своих»…Шутка. Только смеяться почему-то не хочется.
- Одной из ваших первых ролей в МХАТе была роль 16-летнего Керубино («Женитьба Фигаро»)…
-  У меня сразу же выросли крылья! А через полтора года мне, двадцатишестилетнему анчутке, доверили в спектакле «На дне» роль Костылева, которому по пьесе было 66 лет. Интересно, что молодого Луку играл пожилой Алексей Грибов. Парадокс! Но во время гастролей по Японии ни кому в голову не пришло, что актер, играющий Костылева, молод, а Луку - уже старик.  Да играть на одной сцене с этими мастодонтами было уже счастьем. С тем же Массальским, любимым актером Немировича-Данченко!
- Говорят, что в 1985 году вы  так начудили, что чуть в Книгу рекордов Гиннеса не попали…
- Я? (Смеется). Подумаешь, всего за одну неделю снял комедию «Миллион в брачной корзине». Это был нонсенс! А как меня критиковали тогда?  «Это что же за гаденыш такой?! Все правила нарушил». Зато картину посмотрело сорок миллионов зрителей. Тогда государство не скупилось на прокат. Сегодня ты можешь снимать за свой счет кино и класть на полку, но на прокат тебе никто денег не даст. Поймите - в эпоху продюсерского кинематографа искусства быть не может!
- Правда, что режиссер живет ради нескольких секунд, чтобы увидеть переполненный зал на СВОЕМ фильме, как люди на ступеньках сидят?
-  Жаль, что многие режиссеры больше никогда уже не увидят, как их зрители выстраиваются в очереди в билетные кассы. Чистейший фильм, настоящее чудо будет гнить на полке, потому что у режиссера и продюсера денег на прокат нет, зато прокатчик всем доволен и будет любую кассовую фигню раздувать, как зрелище мирового масштаба. 
А детский кинематограф? Это – преступление государства! Отнять у детей «Киностудию детских  и юношеских фильмов имени Горького»! Она лежит уже несколько лет по вине государства, которым и дела до детей нет. У нас же пока всем заправляют деньги, а те, кто руководят нашими жизнями и судьбами, не желают отвечать за свои ошибки. Иногда я думаю – неужели нас так не уважают? Неужели верят, что мы ничего не понимаем? Мне за народ обидно. Получается, что политикам не стыдно делать преступные вещи, с необычайной легкостью уходя от ответственности. Да знаем мы все эти имена! Поэтому, когда мне говорят: «Знаете, канал решил…» Я сразу обрываю: «Стоп! Канал – это люди. Кто именно?»  Когда я снимал свои знаменитые фильмы, ни разу не был зависим от государства. И никогда ни у кого ничего не просил.
- Нужна ли современному кино цензура?
- Обязательно! Вспомните замечательный фильм американского режиссера Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». Стоун - талантище, снято грандиозно! Картина о влюбленных, у которых есть  хобби – убивать. Америка запретила этот фильм!
Я не говорю о жесточайшей цензуре. России сегодня нужна человеческая цензура – гарантия того, что на сцене не было бы мата! Молодежь рождается чистой, приходит в кино, берет в руки книгу, а там - грязь: «Ага, значит, так можно говорить!» Вседозволенность, поощряемая свыше! Преступник не тот, кто совершил преступление, а тот, кто его разрешил совершить.
Во времена чудовищной советской цензуры выходили «Рублевы» и «Проверки на дорогах». Это и есть оптимизм народа, из которого  роботов не сделаешь. У нас фантастическая внутренняя народная культура, и победить ее нельзя!
- Нас можно сегодня назвать свободными людьми? Или мы по-прежнему сидим за виртуальной  «решеткой»?
- Вы когда-нибудь видели кролика, который три года провел в клетке? Друзья - медики показали. Дверцу распахнули, кролик выскочил, и через три минуты его сердечко разовралось! Инфаркт. С нашей страной случилось  то  же самое. Жалюзи открыли резко, без паузы. Выплеснули на экран жесткий секс, мат, кровь!  В нашу жизнь цунами ворвалась авангардистская литература и живопись! Какой народ выдержит подобное?!
 Я вырос в рабоче-крестьянской семье, был обычной шпаной. Меня   у улицы отняло государство и отдало в драмстудию! Теперь я знаменитый актер и режиссер. Я не уверен, что так повезет сотням нынешних мальчишек, которым известно слово «наркота». Разрушили советскую идеологию, а взамен что дали? Фашистские организации? Вседозволенность? Возможность старику вступить в брак с десятилетней девочкой?
Есть еще одна притча про удава и кролика. Удав сидит в клетке, гипнотизируя свою жертву. А потом начинает его… зализывать. До «глянца». Мокрый кролик блестеть начинает! А потом - раз! И заглатывает его в одно мгновение. Это наш народ так зализало и - хоп! - проглотило государство. Мы сами виноваты в том, что с нами произошло.
Единственная боязнь моя, трагическая, что от генофонда нашего ничего не останется. 
- Вы уже восьмой десяток разменяли, а бодры и энергичны, как пятидесятилетний мужчина! 
- Пока я не почувствую  возраст, буду работать. А пока я могу вкалывать по 15-17 часов! Как раньше. И это – жизнь. 

 








Загрузка комментариев...
Читайте также
5 минут назад

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
Новости партнеров