Суббота, 03 декабря 2016 года

Погода -5..-7 С о

Камерный дает «Жестокий урок»

Культура 12:00, 14 ноября 2006

Черная сцена, прорезанная белыми нитями электрических проводов. Предельная скупость декораций, прямые линии и острые углы плюс резкость контрастов - минимум, необходимый для реализации задачи постановки Елены Янышевой в узких рамках сценической условности. Минимум персонажей (в спектакле заняты четыре актера) и предельный минимум времени - миниатюрный, но очень «Жестокий урок» длится один час.

Главное действующее «лицо» - импровизированный «электрический» стул, предмет, вокруг которого и сконцентрирован основной смысловой узел спектакля (который, кстати, «детям до 14 лет и лицам с ослабленной психикой смотреть не рекомендуется» - именно так написано в программке). Экспериментальный «электрический» стул - своеобразный катализатор разыгранной перед зрителем жестокости, своего рода точка отсчета для начала серьезного и откровенного разговора. «Случай из частной практики» на первый взгляд прост, как и все научные психологические эксперименты. Ассистентке профессора придется разучивать стихи под надзором двух студентов. За каждое забытое слово или строчку - удар тока. Урок должен быть предельно жесток - наука требует жертв!

Наука - действительно жертвенный процесс, но только в данном конкретном случае речь идет не о научных истинах, а в большей степени об истинах общечеловеческих. Как человек превращается в раба, безмолвного и бесстрастного исполнителя чужих приказов? Когда в нем сдают тормоза совести и развивающаяся вследствие этого атрофия сердечной мысли позволяет безнаказанно причинять боль другому человеку и даже убивать? «Жестокий урок» дает ответ на все эти вопросы. Самые чудовищные преступления совершают самые обычные люди. Те самые, что читают Шекспира, наслаждаются музыкой Моцарта. Жестокость открывшейся истины невыносима, но как иначе привлечь студентов и школьников к осознанию важнейших откровений в человеческих отношениях? Постепенно разливающуюся на сцене жестокость, превращающуюся под занавес в фарс, подчеркивает и цветовое решение этой статичной и многословной постановки. Черное, белое и всплески красного цвета, доминирующего в финале. Плюс - старая, как мир, немая сцена - также своего рода важный символ театрального языка, призывающий к необходимости задуматься над тем, что происходило на сцене в течение шестидесяти минут.

Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Смоленский «Автодор» забил 15 голов липецкому ЛГТУ и вернулся на первое место
сегодня, 16:54
124
В субботу во дворце спорта «Юбилейный» смоляне з...
В Смоленске сняли с поезда и госпитализировали 16 калининградских детей
сегодня, 13:57
934

В ночь на 3 декабря детей госпитализировали с признаками ротавирусной...

В Смоленской области выбрали лучшую студенческую семью
сегодня, 12:37
240
Второй год подряд в регионе прошел конкурс, направленный на ...
Смоленский «Славутич» проиграл саранской «Мордовии»
сегодня, 12:10
168
Второй матч в Смоленске завершился со счетом 2:1 в пользу го...

Опрос

Какой подарок вы хотели бы на Новый год?


   Ответили: 414