Веры больше нет...

Культура

Она была простая, хрупкая и трогательная. Поэтичная… Актриса и режиссер со стальным стержнем внутри. Вера Глаголева. Та самая Вера, что трижды (случай беспрецедентный!) завоевывала в Смоленске Гран-при кинофестиваля за фильмы «Чертово колесо» (2008 год), «Одна война» (2009 год) и  «Две женщины» (2014 год). Обидно и больно сознавать, что ее больше нет. 16 августа Веры не стало. Остались лишь воспоминания о встречах с ней и коротенькие, взятые на бегу – она всегда спешила, боялась не успеть, - интервью.

                   Зачем Глаголевой режиссура?

Первой режиссерской работой Веры Глаголевой стала психологическая мелодрама «Сломанный свет» о драматичных судьбах безработных актеров. Одну из ролей - Ольгу - Глаголева сыграла сама. Но по вине продюсеров картина так и не вышла в прокат.

- Для меня слишком мало, слишком узко быть зажатой в рамках простого исполнителя. Если работаешь с хорошим режиссером, то это - счастье. Но если ты с режиссером не очень согласен, начинаются творческие мучения. Я встречалась с такими режиссерами, но, слава Богу, не часто. Когда работаешь как актер, к сожалению, выбирают тебя. Это неизбежно, это утомляет. И, чтобы лишний раз не раздражаться, избежать актерской подневольной судьбы, я решила выбирать сама. Мне очень нравится разбор роли, репетиции. Я уделяю очень много внимания деталям. Какое счастье самой выбирать сценарий, музыку, актеров, художника-постановщика - вести за собой свою команду, картину от начала до конца! И когда у тебя что-то получается, дышишь полной грудью, легко и свободно... Получаешь безграничное удовольствие.

«Чертово колесо»

Третья картина Веры Глаголевой «Чертово колесо» - романтическая история о любви под запретом. 

Глаголева не просит искать в своих фильмах что-то еще, кроме любви. Но от ее «Чертова колеса» может закружиться голова не только у женщин. В 2008 году от нее закружилась голова у жюри «Золотого Феникса». Результат головокружения – бриллиантовый Гран-при!

- Самое интересное, что я до сих пор не могу разобраться в проблеме адюльтера. А перед самым моим отъездом мне позвонила женщина, врач. Мы были на съемках в больнице, где она работает. Она мне сказала: «Я благодарна вам за эту картину. Она такая чистая... А посоветовал мне ее посмотреть священник, как очень нравственное кино». И я задумалась, потому что мне казалось, что эта история не такая уж и высоконравственная. Видите, как получается - абсолютно разные впечатления! Поэтому у меня нет ответа. И в то же время порадовало, что служитель церкви советует всем посмотреть «Чертово колесо», потому оно чистое...

«Одна война»

2009 год, и снова главный приз кинофестиваля в Смоленске!

- Героини моего фильма женщины, значит, и речь в картине идет о простых и таких сильных, пронзительных человеческих чувствах, органично вплетенных в ткань исторической правды. В этом фильме я сделала попытку рассказать о женщинах оккупированных территорий, которые родили детей от немцев и находятся, как ссыльные, на острове с охранником... Роль охранника замечательно сыграл Александр Балуев. В кадре пять женщин и пять маленьких детей от года до четырех лет, рожденных от фашистов - врагов народа. И вместе с ними мы переживаем четыре трудных дня в начале мая 1945 года. Отпустят их, не отпустят, осудят, отправят в лагеря? Это - психологическая драма, кино, которое не будет жестоким, потому что оно построено на чувствах и любви. И если картина затронет душу зрителя, заставит его сопереживать, то мы справились с поставленной задачей. Разбудить чувства - это самое главное!

«Две женщины». 2014-й

…Пчела, увязшая в блюдце с янтарным медом… Борзая, стелющаяся по нескошенному зеленому лугу… Усталые от женской нелюбви глаза Рейфа Файнса, взятые крупным планом… Все это - психологическая драма «Две женщины» Веры Глаголевой, совершившей трогательное путешествие в утонченный XIX век. «Две женщины» - самоотверженная попытка воскресить Россию, которую мы безнадежно утратили.

- Терпения для съемок понадобилось очень много. Поиск партнеров продолжался два года и, чтобы их найти, доказать свою состоятельность и собрать надежную команду, мне и продюсеру компании «Horosho Production» Наталье Ивановой пришлось обивать пороги престижных кинофестивалей – ММКФ, Канны, Берлинале. В итоге родился международный проект, в котором приняли участие Россия, Франция, Латвия и Великобритания.

Кстати, именно в Каннах создатели фильма озвучили, где будут проходить съемки – на Смоленщине, в селе Новоспасское, в музее-усадьбе Глинки. Поистине драгоценная находка! Слишком мало в России дворянских гнезд, сохранивших свой первоначальный облик. А здесь – просто чудо: в этих темных аллеях оживают произведения Тургенева; слова, которыми Иван Сергеевич описывает природу, наполняются звуками - шорохами прогретой июльским солнцем листвы, птичьим гомоном и барабанной дробью дождя по кровле...

«Работать с Файнсом - огромное счастье!»

Изначально предполагалось, что Рэйф Файнс сыграет Аркадия Ислаева, однако из-за любви ко всему русскому и желанию поддержать режиссера Файнс вышел на первый план в роли «лишнего человека» Михаила Ракитина. Друга семьи, безнадежно влюбленного в противоречивую Наталью Петровну, чье сердце до поры до времени оставалось не разбуженным. Чтобы овладеть правильной разговорной речью и отшлифовать труднопроизносимые звуки, Файнсу пришлось в течение нескольких месяцев по шесть дней в неделю заниматься с репетиторами. Он штудировал сценарий с боем, разбирал каждую фразу, а помогала ему в этом Вера Глаголева.

- Работать с Рэйфом Файнсом - огромное счастье, - призналась Вера Витальевна. – Он обалденный, простите за жаргонизм, но иначе не скажешь! Его игра самозабвенна, одухотворена силой актерского дара. Файнс не просто выучил русский текст, не вдаваясь в смысл произносимых фраз. Было ясно, что он проживал свою роль и чувства, прекрасно понимая, что говорит. Спасибо Рэйфу за то, что самоотверженно прошел в Москве интенсивный курс русского языка, адаптированный для актерской игры.

Не только британец Рэйф Файнс согласился сниматься в ее проекте, Глаголеву поддержала обладательница двух «Сезаров», французская актриса, писательница и режиссер Сильви Тестю.

- Ради съемки в коротеньком эпизоде она приехала в Новоспасское из Парижа, а до этого тоже брала уроки русского, потому что это – Тургенев, - пояснила Вера Глаголева.

Сильви хотела, чтобы ее роль жалкой компаньонки Елизаветы Богдановны звучала в многоголосии ленты как натянутая струна. Не затерялась, была яркой. И чтобы чуждая русской речи артикуляция не испортила общую картину.

Кто главный герой «Двух женщин»?

Вера Витальевна мягко уклонилась от ответа, сказав, что в тургеневском проекте все герои главные. А по мне, так главный герой этой настроенческой, лирической картины – смоленская природа, которую Вера, вопреки современным тенденциям, снимала не на цифру, а на пленку. Эффект поразительный! Вся эта мягкость планов подчеркивает неторопливое течение жизни в усадьбе, леность тургеневских героев, медлительность и плавность движений. Второй герой – Любовь во всех ее проявлениях, а снимать картины о любви Глаголева умеет.

На вопрос, продолжится ли в дальнейшем дружба Глаголевой со Смоленщиной, Вера ответила твердо:

- Планы есть! Мы и в дальнейшем будем приезжать на кинофестиваль в Смоленск - уж точно! И будем показывать здесь свои работы. Это обязательно, я свое слово держу.

Не сдержала…

Помешала смерть. 


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
7 минут назад
Федеральное издание «Коммерсантъ» рассказало о достижениях В...
30 минут назад

Инцидент случился сегодня, 19 марта, на 320-м километре ...

сегодня, 09:45

Организация не спешила расставаться с деньгами. Восстановить...

сегодня, 09:09
Трагедия произошла вчера вечером в Дорогобуже.
Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 101