Как Юрию Гагарину подарили... Смоленск

Культура

После своего полета в космос Юрий Гагарин неоднократно бывал в Смоленске. Первый раз он приехал 21 февраля 1962 года. В городе царило ликование!
Юрий Алексеевич посетил ежегодную областную выставку смоленских художников, проходившую в те дни в залах Картинной галереи, которая занимала тогда здание Тенишевского музея «Русская старина».

На выставку космонавта привел 1-й секретарь Смоленского обкома КПСС Петр Андреевич Абрасимов. Его краткое, но яркое пребывание на посту главы Смоленской области надолго запомнилось смолянам (февраль 1961 года - декабрь 1962 - го). В отличие от своих предшественников и преемников Абрасимов уделял большое внимание развитию культуры в регионе. Он живо интересовался творчеством художников, писателей и поэтов, деятелей всех сфер культуры и поддерживал их.

Кстати, посещение выставки в программе визита не планировалось, но когда Гагарин и Абрасимов вошли в фойе Тенишевской галереи, почти все графики, скульпторы и живописцы Смоленска были в сборе. Пришли также представители других творческих профессий – артисты, музыканты, писатели и поэты, журналисты. Все были рады уникальной возможности увидеть знаменитого земляка вблизи, пожать ему руку, высказать слова восхищения. Тут же возникла идея рассказать гостям об экспозиции – экскурсию экспромтом провели живописец Петр Никифорович Ионов, скульптор Альберт Георгиевич Сергеев, и график Владимир Иосифович Ружо.

Юрий Алексеевич проявил неподдельный интерес к творчеству смоленских художников: задавал вопросы и делал замечания, свидетельствующие о его врожденном вкусе и способности почувствовать и оценить весьма тонкие особенности художественных произведений. Все, кто был в этот день в Тенишевской галерее, воочию убедились в легендарных качествах Гагарина – в его безграничной любознательности и способности увидеть красоту окружающего мира. Все помнили гагаринский полуторачасовой репортаж-отчет с орбиты, где он в реальном времени комментировал все происходящее в полете, и где наиболее частыми эпитетами для характеристики того, что он видел в иллюминаторе, были слова «красота» и «красиво».

Особенно заинтересовала Юрия Алексеевича одна живописная работа – панорамный вид Смоленска с правого берега Днепра от подножия Таборной горы. Это был пейзаж маслом Владимира Ружо. Гагарин надолго остановился у полотна и рассказал, как несколько лет тому назад он впервые приехал в Смоленск и в одну из долгих прогулок по городу оказался в том же месте, откуда была написана эта картина. Как зачарованный, он не мог отвести взгляд от развернувшейся перед ним грандиозной и волнующей панорамы древнего города. А теперь, всматриваясь в написанный на холсте пейзаж, он все расспрашивал художника, как тому удалось с помощью красок вызвать у зрителей такое же состояние необычайного душевного подъема, какое когда-то испытал он.

Владимир Ружо рассказал о предыстории этой работы. Большую часть своего детства, в 1920-30-х годах будущий художник провел в детском доме, который находился недалеко от Смоленска, почти на самом верху Таборной горы (сейчас здесь размещается туберкулезный стационар). Юный Володя не раз убегал из-под надзора воспитателей и исследовал окрестности. Однажды его до глубины души поразил потрясающий вид на Смоленск, открывающийся с вершины Таборной горы. И, когда мальчишка спускался вниз по извилистой тропе, огибавшей южный склон горы, панорама города менялась, как захватывающий фильм на большом экране, пока наконец не застыла в торжественном совершенстве, когда мальчик остановился в конечной точке спуска, перед железной дорогой уже совсем недалеко от Днепра. Тогда у будущего художника и зародилось неудержимое желание каким-то образом запечатлеть увиденное, и были сделаны первые, еще неумелые, детские наброски.

После детского дома Володя совмещал работу, учебу и занятия в изостудии. На Таборной горе удавалось бывать нечасто – он жил теперь на противоположном конце города, но при первой же возможности выбирался туда. Первые этюды красками он сделал именно здесь.

За два года до войны у него появилось еще одно увлечение – авиация. Школу и аэроклуб он закончил практически одновременно – в июне 1941 года. Война и дальнейшая служба военного летчика-истребителя почти на десять лет оторвали Владимира Ружо от Смоленска. И лишь в 1950-е -1960-е годы художник смог осуществить свой давнишний замысел и написал около десятка вариантов видов Смоленска, открывающихся с той самой, обнаруженной еще в детстве, точки. Это были работы разных размеров и выполненные в разных техниках: маслом, темперой, акварелью. Самой известной из них стала огромная панорама Смоленска (примерно 3 х 7 метров), демонстрировавшаяся в кинотеатре «Октябрь» и провисевшая там больше 30 лет. А на выставке 1962 года был представлен один из последних вариантов (60 х 120 см; холст, масло), композиционно отличающийся от панорамы в «Октябре».

Почувствовав, какое сильное впечатление произвела его работа на Гагарина, Владимир Ружо без лишних раздумий попросил коллег помочь ему снять картину со стены и под аплодисменты подарил ее первому космонавту. Тот совершенно искренне обрадовался и от всей души благодарил художника. Юрий Алексеевич подчеркнул большую ценность подарка, сказав, что этот пейзаж передает не только внешний облик, но и душу города, так как пробуждает воспоминания о переживаниях, испытанных им много лет назад при первом знакомстве со смоленском. Он с удовольствием отметил, что, как оказалось, они оба отдали много лет профессии летчика-истребителя. Так что им обоим хорошо знакомы «состояние полета и особенности взгляда сверху», а значит, есть точки соприкосновения в восприятии окружающего мира.

На областной выставке 1962 года Владимир Ружо представил еще полтора десятка живописных и графических работ, в том числе выполненных в технике офорта. Офорты также вызвали у Гагарина неподдельный интерес. В то время мало кто работал в этой технике. Офорт – одна из самых сложных графических техник, и Ружо освоил ее первым из смоленских художников. В последующие годы он создал несколько серий офортов с видами Смоленска, которые с успехом экспонировались на всероссийских и всесоюзных выставках, получили признание у широкой публики и в кругах искусствоведов и критиков. Владимира Ружо признали мастером-новатором в этом виде графики.

Художник Анатолий Попов отмечал: «В 1960-х годах расцвел талант В. Ружо. Его графические и живописные произведения, посвященные Смоленску, поражают своим размахом и смелостью…».   


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
15.03.2024 15:22
Документ предусматривает взаимодействие сторон в вопросах ду...
вчера, 13:48
Свое избирательное право реализовали подозреваемые, обвиняем...
30 минут назад
Депутат Госдумы от «Единой России» побывал в нескольких учре...
сегодня, 12:31

Мужчина не оставлял требуемые подписи в публикациях. На ...

Новости партнеров

Опрос

Какой самый безрассудный поступок вы совершали ради своей второй половины?


   Ответили: 103