Смолян приглашают на постановку «Битлз – значит любовь»

Культура

«Битлз - значит любовь» - так называется новая интригующая постановка на сцене Смоленского камерного театра. Жанр спектакля - ревю в стиле beat (в переводе с английского это слово означает «удар»).

Легендарная группа The Beatles («Битлз») стала феноменом своего времени и оставила неизгладимый след в истории музыки. Ее влияние на творчество современных исполнителей и мировосприятие современной молодежи неоспоримо. О нюансах битломании по-смоленски и новом спектакле корреспондент «Рабочего пути» побеседовал с режиссером Ильей Леоновым и музыкальным редактором Владиславом Макаровым.

- Почему выбрали именно эту тему? Насколько актуальны «Битлз» сейчас? Тем более в провинциальном Смоленске?

Илья Леонов:

- Какое-то время прошло с эпохи битломании, и сейчас это явление можно переосмыслить и проанализировать. Предыстория спектакля такова - на втором курсе я написал пьесу по биографии Джона Леннона «Парень из Ливерпуля». Она попала в шорт-лист конкурса современной драматургии «В поисках нового героя» в 2011 году. Сейчас я написал сценарий специально для Смоленского камерного театра. Это не пьеса в общепринятом понятии, это скорее сценическая композиция.

Режиссеры, которые ставят спектакли в отдаленных от столичных центров городах, хотят расшевелить публику и показать, что не только в Москве, но и в провинции могут идти постановки не классического репертуара.

В Смоленском камерном театре нашлись точки пересечения для реализации замысла. Здесь также вынашивались подобные идеи. К тому же в театральной труппе много молодых актеров, а это мне и требовалось для постановки спектакля.

Владислав Макаров:

- Я ранее предлагал нашему режиссеру и хореографу Александре Ивановой поставить спектакль по творчеству «Битлз», идея которого заключалась в том, чтобы на каждую песню сделать пластические этюды. Но в этот момент появился Илья с более понятной и театрально реализуемой идеей. Мы с ним легко нашли общий язык. Я сам недавно вернулся к этой теме молодости и сделал несколько кавер-версий битловских песен в авангардной манере.

- У вас спектакль про группу «Битлз» или о любви?

Леонов:

- Спектакль начинается с периода роста популярности группы и заканчивается ее распадом. Мне было интересно сосредоточиться на том, как музыка может менять людей. Один из героев говорит в финале: «Музыка существует только тогда, когда есть люди, которые ее слушают». Без слушателя это просто бессмысленные звуки.

В спектакле есть песни «Битлз», их творческие персонажи, тот самый сержант Пеппер из «Оркестра одиноких сердец». В какой-то момент появляются синие злючки из мультфильма «Желтая подводная лодка», олицетворяющие силы зла, собирательный образ бюрократов, для которых важно только одно - чтобы люди существовали по бумажке. Но инструкцию по применению человека нельзя написать, потому что каждый из нас индивидуален.

Как сказал знаменитый музыкант Орнетт Коулман, «любовь - это же, по сути, эвфемизм вечности. А смысл искусства и заключается в том, ­чтобы напомнить людям о вечности». Этой фразой я руководствовался при создании спектакля.

- В то время битломания распространилась по всему миру, затронула СССР, в том числе и Смоленск. Но насколько это будет интересно для современного зрителя?

Леонов:

- Сейчас возвращается мода на 60-е годы. Современные хипстеры копируют элементы того времени в прическе и одежде. Меломаны слушают виниловые пластинки, покупают для этого проигрыватели… У некоторых имеются огромные коллекции по нескольку тысяч дисков. Пластинки дают какой-то особый колорит. Что-то настоящее в этом есть, какой-то даже звук другой совершенно. Важен также политический контекст. 60-70-е годы - это и Карибский кризис, и война во Вьетнаме, и масса всяких социальных проблем. В пьесе есть знаменитое антиреволюционное письмо Леннона, в котором он говорит, что мир не изменить. И есть сцена с главным редактором, который настаивает на сломе системы.

Тогда это был своего рода молодежный бунт на сломе эпох - на смену консервативным ценностям приходили либеральные. Сейчас мы наблюдаем исторический виток в противоположную сторону - возвращение к традиционным ценностям. Эпоха продвигающегося неизвестно куда постмодернизма заканчивается. Наблюдается некая эпохальная агония, смена парадигмы. Мне кажется, что недовольство появляется у молодежи, когда те, кто должны принимать ответственные решения, руководствуются своими личными интересами, своей личной выгодой. Для молодежи сейчас нет понятий «хорошо» или «плохо», есть «круто» или «отстойно».

Макаров:

- Это была волна потребности в каком-то новом откровении для молодежи. Тогда еще не было таких понятий и четкого разделения на поп- и рок-культуру. В Англии так же существовала эстрада, как и у нас. В СССР были барды, дворовые песни, а в Западной Европе свободомыслящая молодежь начала выражать себя через рок-н-ролл, заимствованный из Америки. Это был своего рода андеграунд.

В Смоленске в те времена существовало целое движение битломанов. В моде была прическа а-ля битлы. Копировали манеру поведения. Здесь были серьезные коллекционеры-меломаны, которые имели все пластинки «Битлз», собирали информацию о группе. В 70-е годы в Смоленске я был лидером бит-группы The Flowers («Цветы»), мы пели в основном песни «Битлз» и пользовались большим успехом. В городе существовало на тот момент много подобных групп. Музыкальная молодежь разделилась - кто за «Битлз», кто за «Роллинг стоунз». За первых было больше, в том числе и я. «Битлз» были интереснее и более нам близки по мелодике - у них была песня Girl («Девушка»), почти как наша, русская, а на советской пластинке, где она была издана, было написано: слова и музыка - народные!

- «Битлз» - это музыка бунта, поп-культура или нечто большее?

Леонов:

- Сложный вопрос. Потому что когда они только начинали, это была простенькая музыка для рабочей молодежи. Нужно учитывать, что Англия до послевоенного времени, как и некоторые страны Европы, это жутко консервативное общество, это наследие викторианской эпохи. В конце 40-х начале 50-х здесь рождается движение разгневанных драматургов и начинается «расстегивание пуговиц» в английском обществе, потому что они все были в викторианских костюмчиках, проявление чувств на публике считалось недопустимым. И тут вдруг из Америки вторгается рок-н-ролл, его запрещают, его глушат, есть фильм «Рок-волна», там запретную музыку транслируют на Британию с корабля в нейтральных водах.

С другой стороны, «Битлз» - это первый в истории музыки крупномасштабный продюсерский проект. Брайн Эпстайн занимался раскруткой группы и обеспечил им феноменальный мировой успех. Эти пиар-технологии теперь используют многие.

В нашей стране в тот момент существовала культурная политика и система организации гастролей. Не было агрессивной рекламы, нельзя было делать скандальную популярность, а в Европе и Америке как раз скандал приветствовался. В этом плане показательна знаменитая фраза Джона Леннона: «Сейчас мы более популярны, чем Иисус Христос…». Они провоцировали общественное мнение, чтобы достичь большей известности.

- Знали ли битлы, что ими манипулируют?

Леонов:

- Мне кажется, что именно из-за этого они и распались, про это есть и в спектакле. Их очень раздражало то, что им навязывают имидж - заставляют одеваться и причесываться в угоду поклонникам. На концертах никто не слушал музыки, все фанатели от того, что они просто выходят на сцену. Битлы играли концерты до 1964-1965 годов, а потом занялись чисто студийной работой, стали сочинять музыку совсем другого уровня.

Сами «Битлз» со временем переродились и лично и культурно. Они как бы дали толчок массовому движению, а сами отстранились. Но по отдельности каждый впоследствии нашел свою нишу для самореализации. Леннон больше ушел в сторону социального протеста, Маккартни и Харрисон сконцентрировались на музыке.

Макаров:

- Надо отметить, что в Смоленске осталось очень много битломанов старшего и среднего поколения. Когда я встречаю кого-то из этой старой гвардии, нам всегда есть о чем поговорить на эту тему. Надеюсь их увидеть в Камерном театре.

Возможно, спектакль встряхнет смоленскую публику славной музыкой и хорошими эмоциями, которых сейчас так не хватает, ведь как поют «Битлз», - «все, что тебе нужно - это любовь».

Премьерные спектакли пройдут 29-30 июня и 1 июля.

СПРАВКА «РП»

Илья Леонов учится на 5-м курсе режиссерского факультета РУТИ-ГИТИСа (мастерская народного артиста РФ Валерия Беляковича). Окончил Школу кино и телевидения в Останкино. Прошёл мастер-классы у таких режиссеров, как Ромео Кастелуччи, Томас Остермайер, Люк Персеваль, Ян Фабр, Эймунтас Някрошюс. Участник Международной научной конференции «Театр и театроведение в начале XXI века: поиски, проблемы, тенденции». Как режиссер-постановщик является автором пяти спектаклей.

Владислав Макаров - музыкант и художник, виолончелист, основатель и вдохновитель «смоленской школы новой импровизационной музыки». Родился 11 декабря 1950 года в Калуге. Окончил художественно-графический факультет Смоленского педагогического института. Автор аналитических статей об отечественной и зарубежной музыке. В настоящее время работает заведующим музыкальной частью Смоленского Камерного театра.


Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
10 минут назад
В соцсети сообщают, что байкера бил таксист.
52 минуты назад
Глава региона прокомментировал происходящее в Кардымовском р...
сегодня, 13:35
В преддверии национального Дня донора в России смоленские мо...
сегодня, 13:01
Более 3,5 тысячи активистов «Единой России», МГЕР и «Волонте...
Новости партнеров