Вторник, 27 июня 2017 года

Погода 10..12 С о

«Большой» Тодоровского

Культура 13:38, 18 мая 2017
«Большой» Тодоровского

В российский прокат вышел фильм Валерия Тодоровского «Большой».
Признаюсь честно: с трепетом ждала сагу о балете, воплощенную на экране одним из выдающихся режиссеров современности. История «Большого» позиционировалась как предельно правдивая, рассказанная от первых лиц. Еще бы! Тодоровский максимально попытался приблизить зрителя к сцене, дабы тот увидел не воздушный полет пачек в потоках театрального эфира, а свежую кровь, пропитавшую шелк пуантов. Режиссер так и не нашел актрис, которые владеют техникой балета, и отдал главные роли Юлии Ольшанской и Карины Курниковой  профессиональным балеринам – Маргарите Симоновой  – приме Варшавского театра оперы и балета,  и Анне Исаевой.
Смелый шаг! Небезынтересный эксперимент!

Что уж говорить о затмевающей всех актеров и статистов «Большого» блистательной игре Алисы Фрейндлих, выступившей в роли престарелого куратора юных балерин Галины Белецкой, страдающей рассеянным склерозом.

Прототипом героини Фрейндлих стала звезда российского балета Марина Семенова (1908 – 2010) до последних дней своей жизни преподавала в театре, забывала фамилии своих учениц и называла их именами танцовщиц, бравших у нее уроки лет тридцать назад. Для нее было важно другое – не лица, а натянутые струны спин, крепость позвоночников – флейт, поворот головы, изящество монолога рук и сила хитросплетения жил на ногах балерин, с нечеловеческим упорством карабкающихся на Олимп мирового балета.

Она готова взять штурмом Кремль ради талантливой девочки из провинции с «большим прыжком». Что такое этот «большой прыжок», Белецкая знает не понаслышке. Легендарная Галина, в свое время пленившая Пабло Пикассо и таинственный «серый костюм» из Кремля, однажды на спор перемахнула пропасть, разделяющую крыши домов. И теперь героиня Фрейндлих готова протянуть руку помощи юной дикарке из забытого Богом Шахтинска, чего бы ей, измученной старческим склерозом, это не стоило.

Все сцены с Алисой Фрейндлих лишены вымысла. Дальше на правде можно смело поставить точку. К сожалению, история шахтинской Золушки Юлии Ольшанской отдает слащавой приторностью полуправды и являет собой очередной режиссерский миф, отражающий лишь общее представление о чудовищных нравах, царящих на сцене Большого. И не только нравах, но и заоблачных ставках в валюте, обеспечивающих будущее примадонн. Чтобы доминировать здесь, нужно быть конкурентоспособным в финансовом плане, где вакансии талантам, перебивающимся с хлеба на воду, не предусмотрены.

В обществе, перечеркнувшем понятие социальных лифтов, гениальной провинциалке из «мухосранска» нет места под солнцем, и быть не может. И даже сама возможность попасть в кордебалет (считай, массовку) Большого для нее большая удача, выход в открытый космос! Единственный возможный социальный лифт – призрак удачного замужества или твердая рука спонсора, исчезающая после того, как жестокая гонка со временем проиграна, и балерину списывают в утиль.

История танцовщиков и танцовщиц Большого – это не трогательный танец белого лебедя – Одетты. Это – кислота, изуродовавшая лицо знаменитого российского артиста балета, солиста и художественного руководителя Большого театра Сергея Филина. Не хотел уходить – его жестоко «ушли». Это – самоубийство, имевшее место быть еще в советское время звезды Мариинки Юрия Соловьева. Это – забвение, беспробудное пьянство и нищета после ухода на пенсию в 35 лет…

Таковы безжалостные, беспощадные реалии Большого российского балета.

Только надев розовые очки, можно уверовать в то, что талантливая дочка олигарха и никому не известная нищая, но гениальная Ольха имеют в театре равные шансы стать примой. Поверить, что эти девочки вообще могли подружиться (провинциальная гопница и нежная роза, выросшая на мраморе элитного коттеджа в Москве!) и пьяными на спор вращать фуэте – кто кого перекрутит, невозможно. Нетрудно предположить, что в случае утечки информации об этой эксцентричной выходке дочка олигарха осталась бы в Академии, а Золушка отправилась бы мести, как ей и суждено судьбой, улицы в родной Шахтинск.

Вывод один, и он закономерен. Валерий Тодоровский создает очередной призрачный киномиф, придумывая прелестную социальную сказку о торжестве правды, которая непременно понравится зрителям.

Более того, режиссера мало занимает психофизика, психосоматика высокого искусства балета. Да, это правда: ученицы Белецкой работают на станках, как шахтеры в забое. Балет – настоящий спорт высоких достижений, уродующий щиколотки и выкручивающий суставы, где не столь важна красота, сколько сила и выносливость.

Но полное безразличие героинь к работе над образом, заботящихся лишь о параметрах груди и бедер, а также о возможной утрате девственности при растяжках, просто шокирует! Искусство уходит на второй план, нивелируется и лишается главного – души. Одухотворенности завораживающей красоты и мистики.

Кстати, о мистике. Что бы не говорили о «Черном лебеде» Даррена Аронофски, он дает фору Тодоровскому. Арнофски в завуалированной символами форме препарирует психологию балета, подталкивая зрителя к очевидной мысли: истинное искусство анормально, патологично по своей природе, оно подталкивает человека к саморазрушению, выжигает его творческую натуру изнутри. Его мейнстримовский «Черный лебедь», завернутый в простыню арт-хауса, - настоящее наглядное пособие для изучения душевных расстройств. Безжалостное препарирование терпящего крушение (или взлет?) внутреннего мира балерины Нины Сойерс (Натали Портман) и чудовищно-прекрасных метаморфоз, перекрашивающих белые перья ее невинной натуры в черный цвет порока, является безусловным достоинством картины.

Наблюдать за трагическим полетом «Черного лебедя» - все равно, что в замочную скважину подглядывать за раздевающейся прелестной девушкой. О, сколько пикантностей можно увидеть, следуя за хрупкой Портман по бесконечным темным коридорам театра и грязным подворотням, в которые та ныряет, словно в омут! Главное – не отстать, не потерять из поля зрения прямую, как струнку спину бегущей к триумфу примы, ее угловатые плечики и эти изуродованные внутренними противоречиями лопатки, из которых по мере погружения в роль начинают пробиваться, прорастать черные крылья неизбежной, запрограммированной смерти.

Но разве можно сравнивать по вкусу воздушное пирожное и бифштекс, пропитанный кровью? «Черный лебедь» - красиво, с точки зрения Большой психиатрии, снятый хореографический этюд, символизирующий собой перерождение, переход в качественно новое состояние, граничащее с психическим расстройством, которое требует от героини Натали Портман выплеска аккумулированной «черной» энергетики в творческий акт.

Изящно сработанная китайская шкатулочка, из которой режиссер последовательно достает сначала известную всем и каждому историю «Лебединого озера», которая вскоре превращается в историю лебединой песни юной балерины, не перенесшей губительного раздвоения личности и последующего ее распада. В трогательный и наивный танец истекающего кровью белого лебедя, вынашивающего в себе чудовище.

Несмотря на схожесть сценариев «Черного лебедя» и «Большого» (вражда-дружба двух начинающих балерин, сражающихся за первенство, покровительство и любовь творческого руководителя и постановщика), напомню: в случае с Тодоровским зритель наблюдает лишенную мистики и утонченного психологизма, но, вместе с тем, запредельно сказочную историю девочки Юли-Ольхи, которой очень повезло – вопреки ее маргинальным наклонностям. Благо защитили и поддержали непутевую девчонку госпожа Белецкая и всемирно известный стареющий танцовщик – француз из Америки (его играет балетная знаменитость Николя Ле Риш), поразивший юную Ольху в детстве на сцене Большого в образе Щелкунчика.

Их связывают трогательные отношения – ас балета танцевал всю жизнь, покоряя поклонников большими прыжками, не зная, что посвятил первый танец стоявшей за кулисами маленькой девочке. Своей русской Мари, у которой он отобрал метлу и вытолкнул на сцену…

А она взяла и прыгнула высоко, повторив подвиг легендарной Белецкой и распрощавшись с глухой провинцией, в сказочную страну мирового балета.

Большой прыжок был у многих талантливых – особенно тех, кто живет в провинции и физически задавлен ее душной глухоманью. Красивые сказки о Золушках обоего пола снимают и пишут не для нас, большей частью, живущих в реализовавшихся наяву страшных плодах фантазии братьев Гримм и сказаниях Гофмана – Гауфа. Но, измордованные суровой действительностью, мы наивно, по-детски стремимся поверить, что «хоть где-то все по-честному».

А зря. Москва по-прежнему слезам не верит, а современные режиссеры продолжают припудривать и маскировать язвы на выжженном кислотой лице Сергея Филина, в 2013 году ставшего жертвой междоусобных войн на сцене русского балета.        


Автор: Анастасия Петракова
Оценить новость
Рейтинг 4.4 из 5 (10 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Губернатор рассказал, как решается проблема очередности в детские сады в Смоленской области
6 минут назад
24
Алексей Островский принял участие в записи программы «Лицом ...
Ремонт Смоленского моста в Вязьме планируют завершить в ноябре
27 минут назад
66
На время работ движение по мосту закрывать не будут.
Смоленские должники выплатили около 20 млн. рублей, чтобы съездить за границу
44 минуты назад
75
До погашения задолженности выезд за пределы РФ им был запрещ...
«Холодник, картошка по-деревенски и сбитень». «Яндекс» рассказал о гастрономических пристрастиях смолян
56 минут назад
134

Опрос

Как вы относитесь к велосипедистам в городе?


   Ответили: 68