«Диалог» Виктора Зимина со смоленской властью

Культура

14 октября  театр-студия «Диалог» откроет 35-й сезон забавной философской притчей для детей и взрослых «Все мыши любят сыр». В афише юбилейного сезона лучшие спектакли прошлых лет – гоголевский  трагифарс «Женитьба», любимая «переживательная» история «Большая меховая папа» и «Рыжая пьеса».   Сезон не обойдется и без премьер - поклонники творчества «Диалога» увидят в ноябре  социальную драму по пьесе Ксении Драгунской «Пробка».
К сожалению, сегодня художественный руководитель театра-студии «Диалог» Виктор Зимин обеспокоен совсем не праздничными, юбилейными проблемами…
  

«Бродячая труппа» попала в «Пробку»?


- Ксения Драгунская написала пьесу о самом важном – о расслоении российского общества, которое достигло предела, когда в любой момент может начинаться классовый конфликт, - говорит художественный руководитель театра-студии «Диалог» Виктор Зимин. -  Россия – страна, где революционный пожар в сердцах не тлеет, а разгорается вовсю. Наше общество попало в пробку, и «Пробка» не может оставить читателя равнодушным.  Анализируя эту пьесу, мы начинаем задумываться о «сегодня», а значит, его исправлять, потому что нынешнее «сегодня» нам не по нраву, и в этом можно не сомневаться.    В «Пробке» Ксения Драгунская вновь обращается к очень болезненной теме – об ответственности перед брошенными детьми.  Пытаясь  решить проблемы автомобиля, почему-то всегда забывают о проблемах живого человека.  Драгунская обещала приехать на премьеру «Пробки», она еще ни одной постановки своих пьес в Смоленске не пропустила. А мы уже четвертую пьесу Ксении  ставим!
В перспективе захотелось вернуться к спектаклю «Бродячая труппа». Пьеса сербского драматурга Любомира Симовича «Бродячая труппа Шопаловича» очень мощная, она способна надолго запасть в душу. Действие разворачивается во времена оккупации Сербии фашистами. Идет война, а небольшая труппа актеров пытается сохранить себя и искусство – в себе. В этой пьесе две параллели: актеры, живущие театром, и трагический театр жизни, провоцирующий основной конфликт: люди не могут понять легкомысленности актеров, которые веселят публику в театре, когда Родина гибнет. Они не понимают, что искусство способно преображать сознание, а каждый художник – это, в первую очередь, гражданин своего Отечества!
Конфликт искусства и реальной жизни приводит к гибели главного героя, которого даже в труппе не принимали всерьез, потому что он был очень смешным. Но именно самый несерьезный человек на свете смог спасти юношу ценой своей жизни, бросившись на врага с деревянным мечом.    Мне  нравится эта пьеса, ведь я всегда выступал за гуманизм и активную позицию художника и в жизни, и в творчестве.  
Планируем сделать своеобразный римейк постановки по повести Геннадия Михасенко «Милый Эп», имевшей большой успех в 1979 году. Сейчас пребываем в раздумьях, как ставить пьесу - в стиле старого спектакля, сохранив прелесть и романтизм времени родителей моих нынешних актеров-ребят, или пойти по иному пути? Может быть, не стоит терять дух 70-х, потому что сегодня подростков волнуют те же проблемы, что и 30 лет назад – первая любовь, предательство и преданная дружба...  
Еще одна премьера сезона - сказка Михаила Барсенева «Нам чужого не надо», которую ставит Дмитрий Кирпанев.
 

 Культурный голод и… культурный холод

 
- Хотим отпраздновать очередную веху в истории нашего театра без юбилейного официоза, превратить праздник «Диалога» в вечер воспоминаний, спеть песни, которые были написаны к спектаклям, пересмотреть фрагменты документальных записей. Недавно с грустью прокрутил запись 1994 года, где на 20-летии «Диалога» радостно сообщаю зрителю: «Власть наконец-то обратила на нас внимание - в этом сезоне мы обязательно получим государственный статус». Я был очарован заманчивыми предложениями чиновников. С тех пор прошло 15 лет,  но театр – студия «Диалог» до сих пор не получила государственного статуса и финансовой поддержки. За эти годы мы в четвертый раз попытались наладить контакт с властью, и власть опять пообещала «рассмотреть вопрос», но он  по-прежнему остается открытым. А мы-то занимаемся не только искусством, но и молодежной политикой, воспитанием детей и подростков. И не можем понять, почему финансовые потоки идут мимо нас!
Обидно и странно, что в 35-й  юбилейный сезон театр снова столкнулся с этой проблемой. Власть меняется, а отношение к «Диалогу» остается прежним: «Если хотите, занимайтесь театром. Не хотите – не занимайтесь». Чиновничье равнодушие губит творческую инициативу. А мне хочется, чтобы в моей студии занимались не 50 человек, а 500, но все просьбы о реальной поддержке и помощи  растворяются  в пустоте. И я уже начал сомневаться… Быть может, сама идея создания в Смоленске юношеского театра-студии была  ужасно неуклюжей, или чиновничье равнодушие оправдано традиционным отношением к культуре? Культурный холод провоцирует культурный голод, и  мы с большим трудом сохраняем прежние наработки. Новых фундаментальных открытий не происходит десятилетиями – культурный слой истончился до предела, и без финансовой подпитки он не нарастет!
Смотришь, как на неоправданно пышно празднуемом Дне города ребята собираются в толпы и пьют пиво, потому что им некуда им пойти, и сердце кровью обливается. В Смоленске молодежи приткнуться негде! У нас что, очень много спортивных сооружений? Выставочных залов?! Окультуренных площадок?!! Новый юбилейный сезон «Диалога» сломал мои надежды на открытие в нашем городе центра культуры, хотя эту идею поддержала Общественная палата. Если ждать, когда появятся  деньги и политическая воля, моей жизни не хватит!  
 

В Год молодежи театру-студии «Диалог» никто не помог…


- Мы с радостью гастролируем по области. Берем на себя транспортные расходы, командировочные,  находим зрителя. Это - наша инициатива! В Вязьме были шесть раз, играли в Сафонове и в Рославле. В этом сезоне с большим  удовольствием поедем в Велиж и Демидов. Даем постановки даже в поселках – Первомайском, Туманово, в Верхнеднепровском!
Но ведь нас приглашают и на солидные фестивали, подразумевающие дополнительное финансирование, которое дает государственный статус. Вложение средств в любом случае не помешало бы развитию театра - мы вкладывали бы деньги в новые постановки и делали  профессиональные спектакли.  «Диалог» испытывает  острую нехватку современной аппаратуры, и,  когда я вижу, какую технику привозят на фестивали другие регионы, поневоле осознаю, какие же мы талантливые, но…. нищие. Обидно становится, когда узнаешь, что театральный коллектив из соседней области, просуществовав пять – десять лет и доказав свою жизнеспособность, становится на государственные рельсы. А мы из года в год продолжаем толочь воду в ступе и слышим одни обещания. Вот и  Сергей Владимирович Антуфьев побывал у нас на спектаклях. И тоже помочь обещал. Где же она, стабильная поддержка? Ее нет. Да, было приятно, когда «Единая Россия» подарила «Диалогу»  видеокамеру, но ведь речь не идет о разовых подарках!  Я говорю о принципиальном согласии с властью, ведь мы делаем одно общее дело, полезное для молодежи, у которой  энтузиазма не занимать. В детскую студию в этом году пришли такие талантливые ребята! Смотришь в их горящие глазенки и понимаешь, что будешь работать даже на голом энтузиазме. К тому же, у нас есть крыша над головой -  в Дворце профсоюзов театру вольготно, и я  давно уже смирился с тем, что у «Диалога» нет своего помещения.
Другого понять не могу: почему бы чиновникам не организовать пять – шесть ставок для нашего театра-студии? А это - два педагога, балетмейстер...  Или дать 500 тысяч на развитие художественно-постановочной части – за эти деньги мы сможем выпустить три-четыре хороших спектакля, съездить на серьезный фестиваль.
Чтобы сшить костюмы и прилично выглядеть на публике, мы должны… сами зарабатывать деньги, иначе даже в район выехать не сможем. Но нередко и там сталкиваемся с негативной реакцией: «Приехали на халтурку… » И это говорят о «Диалоге»,  о педагогическом театре, который выполняет функцию помощника учителя! Нельзя сегодня относиться к «Диалогу» как к коммерческой антрепризе, которая хочет выжить за счет школы.  Нужно делать для детей праздник, приучать ребенка  к культуре выхода в театр - это повышает общую культуру человека. Предоставив подростку свободу выбора, и не подсказав, куда идти – в картинную галерею  или в музей, - куда пойдет молодежь? На улицу. Страшно всю свою жизнь просидеть напротив драматического театра, и ни разу не побывать. Поэтому кто-то должен выступить в роли поводыря молодежи, и пусть им будет «Диалог».  Это принципиальный для меня вопрос! Именно поэтому я все равно с надеждой смотрю в сторону власти. И жду, когда  продолжится разговор, начатый в прошлом году. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:30
В Смоленском драмтеатре им. Грибоедова по поручению губернат...
вчера, 22:01
С компании блогера Миши Литвина требуют больше 1 млн рублей ...
вчера, 21:09
Смоляне могут не только найти себе преданного пушистого друг...
вчера, 20:35
Последнее подорожание топлива «Роснефти» в Смоленской област...
Новости партнеров