Сергей Никоненко о себе, фильмах и приключениях в Смоленске

Культура
Сергей Никоненко- Родился я в семье рабочих. Мама была стеклодувом на ламповом заводе. Сначала она трудилась в Ленинграде, но папа ее оттуда забрал и привез в Москву. Они поззнакомились, когда еще жили в двух смоленских деревнях. Мама родилась в Митюшине в Днепровском районе, а папа жил через речку, которую редкая птица перелетит и заметит, что преодолела Днепр. Родился он в деревне Слепцово. В то время все слепцовские женились или выходили замуж за митюшинских. И наоборот, такая была традиция.
Летом, в конце 40-х, да и в 50-х годах я постоянно ездил туда. Там жили родственники: в Корнееве, в Оленине, в Уследневе, в Еремееве…
ВГИК. О  Шукшине и неприступной жене
- Когда мы поступили во ВГИК в 1959 году, Шукшин только закончил свое режиссерское образование. Очень часто появлялся у нас на курсе, и мне казалось, что он был безработный. Ему ночевать было негде, поэтому часто оставался у меня. Он тогда не был писателем, но уже снялся в двух фильмах. Успел «на нашем курсе» два раза жениться – сначала на Лидии Александровой, а потом на Лидии Федосеевой.
Сначала я сыграл у него в фильме «Какие странные люди», а потом в картине «Земляки». А в 1988 году уже я снял по рассказам Шукшина свои «Елки-палки», а  семь лет назад – «А поутру они проснулись».
Кстати, жену свою, как и Шукшин, я нашел во ВГИКе. Учился там уже во второй раз, на режиссерском факультете. И она была такая недоступная, но вода, как известно, камень точит. В нее еще влюбился какой-то бурят, тенью за ней ходил… А я позвал ее в театр. Она согласилась, но сказала: «Я заплачу за свой билет». Я ее мороженым хотел угостить, а она мне снова: «Я заплачу за себя». Такой была известная актриса Екатерина Воронина, которая потом все-таки стала моей женой.
Кино. Как Сергей Никоненко актером стал
- Это произошло летом в пионерском лагере. Мне очень понравилась одна девочка. Ей было лет 10, а мне 13. Познакомились. Она занималась в драмкружке московского дома пионеров. Я тоже пришел туда и задержался. Сыграл в спектаклях «Тимур и его команда», «Сливовые косточки», «Робин Гуд»… В постановке «По щучьему велению» был царем, а роль Емели исполнял Леня Нечаев. Потом он снял картины «Приключения Буратино» и «Про красную шапочку»… Летом 1959 года поступал сразу во все театральные вузы: Щепкинское, МХАТ, Щукинское… Но меня никуда не приняли. А потом победа - поступил во ВГИК, учился в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Через два-три месяца понял, что попал в лучшую мастерскую. И не было бы такого счастья, да вот четыре раза несчастье помогало. Папа мой поглядел на мой студенческий билет и сказал: «Будешь заведовать драмкружком в депо «Вязьма-Товарная». Со временем, конечно, его отношение к выбору моей профессии изменилось.
Советская классика. Шарль Де Голль, Пабло Пикассо и «Летят журавли»
- Сегодняшний кинематограф очень отличается от советского. Сейчас лидируют деньги. А раньше на первом месте были довольно жесткие требования. Каждый сценарий проходил 14 этапов! И на каждом сценаристы вносили какие-то поправки. Но хорошие драматургии пробивались. Сейчас мы стали подражать западному кинематографу, американскому – совершенно глупому. Их кино – «машинерия», а она не может идти от души. А наш старый кинематограф создавался гениальными писателями. «Судьбу человека» написал Михаил Шолохов. Неслучайно ведь были получены призы во многих странах мира. Или возьмем, к примеру, «Летят журавли». Прежде всего, это блестящая драматургия Розова, талант режиссера Колотозова и оператора Сергея Русецкого. С ним, кстати, мне посчастливилось работать – в фильме «Пой песню, поэт…», где я играл Есенина. Татьяна Самойлова на Каннском фестивале. помимо золотой пальмовой ветви, получила спецприз: когда она улетала из Франции, ее приехал провожать с цветами Шарль Де Голль. Он преподнес Самойловой роскошный букет роз и поцеловал руку. А Русецкому подарил пять картин сам Пабло Пикассо!
Есенин. О Безрукове и бизнесменах в Константинове
- В 1994 году я открыл есенинский культурный центр. Это квартира первая супруги поэта: одна комната посвящена рязанскому этапу, другая – московскому, в третьей, мемориальной, жили его жена с сыном, а на кухне, как известно, Есенин сжигал рукописи и документы. Но экскурсоводов  в Есенинском центре нет до сих пор. Экскурсии провожу я или жена. Уборщиц нанимаю, бухгалтеру плачу тоже из своего кармана. Это моя частная коллекция. Отдать ее кому-нибудь? Пока жалко. Речь идет о более двух тысячах единиц хранения: рукописях, личных вещах поэта… Когда я был на родине Есенина в Константинове, подошел ко мне мужик подшафе… «Купи карандаш. Есенин им «Письмо матери» написал», - и какой-то огрызок мне протягивает. Я взял его, в руках повертел: «Какой ты молодец. Развернул целый бизнес – купил копеек за восемь, на три части распилил и по 25 рублей за каждую просишь. На тебе трешку на водку, а карандаш отдай кому-нибудь еще». Подлинные личные вещи приносят, как правило, добровольно.
Почему центр не поддерживается властями? У нас в России как у Гоголя: «А мы лекарств никаких не употребляем. Человек простой если выживет, он и так выживет. А помрет – так он и так помрет». Когда у нас на культуру выделяли большие деньги?
Как я отношусь к фильму Безрукова «Есенин»? Знаете, я видел Сергея в 90-х годах. Он играл в театре имени Ермоловой Сергея Есенина – там была слабая драматургия, никакая режиссура, но он играл так одухотворенно! В этом спектакле он был бриллиантом, который светился…
И вдруг выходит этот фильм. Я купил роман. Мало того, что там очень неточностей, там ведь еще и вопиющая бездарность! Я вынужден был пересмотреть все серии на экране. Например, сцену драки Есенина с Пастернаком, где он того хватает за разные места. Но как после такого безобразия Борис Леонидович мог написать: «Есенин был живым бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы называем высшим моцартовским началом моцартовской стихии»! Эти слова встречают каждого, кто приходит ко мне. Кстати, адрес центра: Ситцев вражек, 44, квартира 14.
Я знаю, что у вас в Вязьме тоже есть собиратель «есенианы». Мы встречались с ним в Константинове, он приглашал меня к себе, но посетить его музей мне так пока не удалось.
Почему Абдулова и Гармаша высадили в Смоленске
- Жалко, что Александр Абдулов не приехал на смоленский кинофестиваль. В Смоленске произошла очень неприятная история. Дело было в минском поезде. Ехал я с Сергеем Гармашом со съемок «Каменской», встретили в вагоне Абдулова. Они друг другу начали рассказывать анекдоты, шутки. Курили, как паровозы! Я все эти прибаутки хорошо знал – с одним в спектакле играл, с другим - сериале. Мне стало скучно, я их оставил, пошел спать в другое купе. В Смоленске поменялся дежурный поезда, проводники ссадили Абдулова и Гармаша на вокзале, еще и поколотили… А вы мне говорите: «Приезжайте в нам почаще!» (улыбается)…







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 14:44

Инцидент произошел сегодня, 19 апреля, на улице 25 Сентября....

сегодня, 15:18
Новости партнеров