Среда, 18 января 2017 года

Погода -10..-12 С о

Сергей Никоненко о себе, фильмах и приключениях в Смоленске

Культура 12:38, 24 сентября 2009
Сергей Никоненко- Родился я в семье рабочих. Мама была стеклодувом на ламповом заводе. Сначала она трудилась в Ленинграде, но папа ее оттуда забрал и привез в Москву. Они поззнакомились, когда еще жили в двух смоленских деревнях. Мама родилась в Митюшине в Днепровском районе, а папа жил через речку, которую редкая птица перелетит и заметит, что преодолела Днепр. Родился он в деревне Слепцово. В то время все слепцовские женились или выходили замуж за митюшинских. И наоборот, такая была традиция.
Летом, в конце 40-х, да и в 50-х годах я постоянно ездил туда. Там жили родственники: в Корнееве, в Оленине, в Уследневе, в Еремееве…
ВГИК. О  Шукшине и неприступной жене
- Когда мы поступили во ВГИК в 1959 году, Шукшин только закончил свое режиссерское образование. Очень часто появлялся у нас на курсе, и мне казалось, что он был безработный. Ему ночевать было негде, поэтому часто оставался у меня. Он тогда не был писателем, но уже снялся в двух фильмах. Успел «на нашем курсе» два раза жениться – сначала на Лидии Александровой, а потом на Лидии Федосеевой.
Сначала я сыграл у него в фильме «Какие странные люди», а потом в картине «Земляки». А в 1988 году уже я снял по рассказам Шукшина свои «Елки-палки», а  семь лет назад – «А поутру они проснулись».
Кстати, жену свою, как и Шукшин, я нашел во ВГИКе. Учился там уже во второй раз, на режиссерском факультете. И она была такая недоступная, но вода, как известно, камень точит. В нее еще влюбился какой-то бурят, тенью за ней ходил… А я позвал ее в театр. Она согласилась, но сказала: «Я заплачу за свой билет». Я ее мороженым хотел угостить, а она мне снова: «Я заплачу за себя». Такой была известная актриса Екатерина Воронина, которая потом все-таки стала моей женой.
Кино. Как Сергей Никоненко актером стал
- Это произошло летом в пионерском лагере. Мне очень понравилась одна девочка. Ей было лет 10, а мне 13. Познакомились. Она занималась в драмкружке московского дома пионеров. Я тоже пришел туда и задержался. Сыграл в спектаклях «Тимур и его команда», «Сливовые косточки», «Робин Гуд»… В постановке «По щучьему велению» был царем, а роль Емели исполнял Леня Нечаев. Потом он снял картины «Приключения Буратино» и «Про красную шапочку»… Летом 1959 года поступал сразу во все театральные вузы: Щепкинское, МХАТ, Щукинское… Но меня никуда не приняли. А потом победа - поступил во ВГИК, учился в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Через два-три месяца понял, что попал в лучшую мастерскую. И не было бы такого счастья, да вот четыре раза несчастье помогало. Папа мой поглядел на мой студенческий билет и сказал: «Будешь заведовать драмкружком в депо «Вязьма-Товарная». Со временем, конечно, его отношение к выбору моей профессии изменилось.
Советская классика. Шарль Де Голль, Пабло Пикассо и «Летят журавли»
- Сегодняшний кинематограф очень отличается от советского. Сейчас лидируют деньги. А раньше на первом месте были довольно жесткие требования. Каждый сценарий проходил 14 этапов! И на каждом сценаристы вносили какие-то поправки. Но хорошие драматургии пробивались. Сейчас мы стали подражать западному кинематографу, американскому – совершенно глупому. Их кино – «машинерия», а она не может идти от души. А наш старый кинематограф создавался гениальными писателями. «Судьбу человека» написал Михаил Шолохов. Неслучайно ведь были получены призы во многих странах мира. Или возьмем, к примеру, «Летят журавли». Прежде всего, это блестящая драматургия Розова, талант режиссера Колотозова и оператора Сергея Русецкого. С ним, кстати, мне посчастливилось работать – в фильме «Пой песню, поэт…», где я играл Есенина. Татьяна Самойлова на Каннском фестивале. помимо золотой пальмовой ветви, получила спецприз: когда она улетала из Франции, ее приехал провожать с цветами Шарль Де Голль. Он преподнес Самойловой роскошный букет роз и поцеловал руку. А Русецкому подарил пять картин сам Пабло Пикассо!
Есенин. О Безрукове и бизнесменах в Константинове
- В 1994 году я открыл есенинский культурный центр. Это квартира первая супруги поэта: одна комната посвящена рязанскому этапу, другая – московскому, в третьей, мемориальной, жили его жена с сыном, а на кухне, как известно, Есенин сжигал рукописи и документы. Но экскурсоводов  в Есенинском центре нет до сих пор. Экскурсии провожу я или жена. Уборщиц нанимаю, бухгалтеру плачу тоже из своего кармана. Это моя частная коллекция. Отдать ее кому-нибудь? Пока жалко. Речь идет о более двух тысячах единиц хранения: рукописях, личных вещах поэта… Когда я был на родине Есенина в Константинове, подошел ко мне мужик подшафе… «Купи карандаш. Есенин им «Письмо матери» написал», - и какой-то огрызок мне протягивает. Я взял его, в руках повертел: «Какой ты молодец. Развернул целый бизнес – купил копеек за восемь, на три части распилил и по 25 рублей за каждую просишь. На тебе трешку на водку, а карандаш отдай кому-нибудь еще». Подлинные личные вещи приносят, как правило, добровольно.
Почему центр не поддерживается властями? У нас в России как у Гоголя: «А мы лекарств никаких не употребляем. Человек простой если выживет, он и так выживет. А помрет – так он и так помрет». Когда у нас на культуру выделяли большие деньги?
Как я отношусь к фильму Безрукова «Есенин»? Знаете, я видел Сергея в 90-х годах. Он играл в театре имени Ермоловой Сергея Есенина – там была слабая драматургия, никакая режиссура, но он играл так одухотворенно! В этом спектакле он был бриллиантом, который светился…
И вдруг выходит этот фильм. Я купил роман. Мало того, что там очень неточностей, там ведь еще и вопиющая бездарность! Я вынужден был пересмотреть все серии на экране. Например, сцену драки Есенина с Пастернаком, где он того хватает за разные места. Но как после такого безобразия Борис Леонидович мог написать: «Есенин был живым бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы называем высшим моцартовским началом моцартовской стихии»! Эти слова встречают каждого, кто приходит ко мне. Кстати, адрес центра: Ситцев вражек, 44, квартира 14.
Я знаю, что у вас в Вязьме тоже есть собиратель «есенианы». Мы встречались с ним в Константинове, он приглашал меня к себе, но посетить его музей мне так пока не удалось.
Почему Абдулова и Гармаша высадили в Смоленске
- Жалко, что Александр Абдулов не приехал на смоленский кинофестиваль. В Смоленске произошла очень неприятная история. Дело было в минском поезде. Ехал я с Сергеем Гармашом со съемок «Каменской», встретили в вагоне Абдулова. Они друг другу начали рассказывать анекдоты, шутки. Курили, как паровозы! Я все эти прибаутки хорошо знал – с одним в спектакле играл, с другим - сериале. Мне стало скучно, я их оставил, пошел спать в другое купе. В Смоленске поменялся дежурный поезда, проводники ссадили Абдулова и Гармаша на вокзале, еще и поколотили… А вы мне говорите: «Приезжайте в нам почаще!» (улыбается)…
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Ночью в Смоленской области похолодает до -16°С
1 минуту назад
6
А днем 19 января в регионе ожидается ветер с порывами до 16 ...
Секретные технологии смоленских студентов
36 минут назад
141
Студентка Смоленского энергоинститута стала обладательницей ...
Смоленской области выделили 244 млн. рублей на строительство индустриальных парков
54 минуты назад
169
В Министерстве экономического развития состоялось заседание ...
Формирование системы-112 в Смоленской области завершится до конца года
сегодня, 14:09
112
Губернатор Алексей Островский провел очередное рабочее совещ...

Опрос

Что вы любите делать больше всего?


   Ответили: 276