Воскресенье, 04 декабря 2016 года

Погода -1..1 С о

«Диалог» Виктора Зимина длиною в жизнь

Культура 12:00, 08 февраля 2007

7 февраля Виктор Зимин отметил свое 60-летие.

За три десятилетия своего творческого пути театр-студия «Диалог» стала неотъемлемой частью культурной жизни Смоленска.

Студия начиналась в 1975 году с театрального кружка, который организовал во Дворце пионеров выпускник худграфа Смоленского пединститута Виктор Зимин. Сегодня театр-студию знают далеко за пределами Смоленска: «Диалогу» не раз и не два удавалось давать спектакли и проводить мастер-классы в Германии. Виктор Зимин известен смолянам в самых разных ипостасях. Он и режиссер-постановщик всех спектаклей, и педагог-воспитатель, и директор, и администратор. И ученый! Нередко его можно увидеть и с молотком или малярной кистью в руке...

- Режиссура спектакля в театре детей требует свободы поиска, атмосферы доверия, создания условий для пробуждения игрового инстинкта, - утверждает Виктор Зимин. - Здесь спектакль не ставят, его сочиняют, придумывают вместе с актерами, он появляется «незаметно» из игр и этюдов.

Свой 32-й театральный сезон детище Виктора Дмитриевича - театр-студия «Диалог» - встретило блестящей победой на I национальном фестивале детского и юношеского творчества «Волшебный мир кулис» в Санкт-Петербурге, в котором приняли участие коллективы из 15 регионов России. Творчество труппы из Смоленска удостоилось первого места в номинации «Драматический спектакль».

«Большая Меховая Папа»

По мнению судейской коллегии фестиваля, «Диалог» представил идеальный спектакль - постановку «Большая Меховая Папа» по пьесе Ксении Драгунской. Уникальность сценического действа в том, что в «Папе» совсем еще маленькие актеры играют наравне с подростками и взрослыми, а также в актуальности тематики пьесы.

- Тут мы попали в точку! Сегодня проблемы семьи вынесены обществом на первый план. Этот спектакль мы поставили пять лет назад и, честно признаться, опередили время. Очень добрая, полусказочная, полудетективная история, рассказанная Драгунской в «Большой Меховой Папе», заставляет задуматься и зрителей, и самих актеров о драме безотцовщины. На сцене ребятам повезло - они обретают отцов. В жизни все иначе, но у зрителя еще есть время исправить или предотвратить возможные ошибки... Мы представили сокращенный вариант спектакля, однако купюры придали постановке динамичность. Спектакль летел, как пуля! И все актеры заслужили похвалу жюри - судьи отметили работы Владика Коршунова, Кати Марченковой, Олега Воробьева и других ребят. И самое главное, нам очень помогли наши бывшие студийцы, а теперь профессиональные актеры - выпускник Театральной академии Санкт-Петербурга Андрей Терентьев, а также Денис Гордеев, Павел Володин и Сергей Ларченков. Именно они выступили в роли пап!

Основной задачей фестиваля (имеющего, кстати, и второе название - «Зеленая карета». В старину актеров императорских театров развозили в каретах именно такого цвета) является попытка акцентировать внимание общественности и театралов на проблемах детского творчества. Как ни зажимали искусство в постперестроечные годы, но желание творить у ребят не иссякает. «Зеленая карета» действительно дает возможность творческого старта многим театральным коллективам, принявшим участие в фестивале. Не стал исключением и «Диалог», окрыленный успехом.

Дайте театру денег!

В Смоленске до сих пор нет своего детского и юношеского театра. «Диалог» по сути его заменяет. Но этот творческий коллектив, доказавший свою состоятельность, и сегодня не имеет официального статуса театра. Бюрократические барьеры сильнее здравого смысла? Выходит, что так. По большому счету, никто и не против. Просто денег на культуру почему-то никогда не хватает. Не будем о грустном...

На фестивале в Санкт-Петербурге выступление студийцев-смолян члены жюри оценили очень высоко: «В «Диалоге» мы увидели профессиональную модель организации детского театра. Театру свойственны глубокое понимание материала, профессионализм игры, приверженность традициям. Уже через пять минут стало ясно, что смоляне - главный подарок фестиваля».

- Нас приняли в Санкт-Петербурге как профессионалов, и мы поверили в себя, - говорит Виктор Дмитриевич. - Сегодня в России и за рубежом проводится масса театральных фестивалей, но у нас нет денег, чтобы принимать в них участие. Чудесная поездка в Санкт-Петербург стала настоящим подарком для моих ребят. Признаюсь честно: я обратился в городскую администрацию и горсовет без особой надежды. И - о счастье! Нас поняли. «Диалог» получил 40 тысяч рублей, необходимых коллективу для участия в фестивале. Большое спасибо Владиславу Николаевичу Халецкому, который в считанные часы решил эту проблему. Нам также помог председатель городского Совета Сергей Александрович Лебедев, оказавший не только финансовую помощь, но и выделивший транспорт. Я благодарен директору Автоколонны-1308 Владимиру Семеновичу Котову за комфортабельный автобус, превративший путешествие из Смоленска в Санкт-Петербург в одно сплошное удовольствие. Мне хочется сказать еще одно «спасибо!» за поддержку и понимание директору ДК профсоюзов Валентине Анатольевне Захаровой - без ее участия нам вряд ли бы удалось завоевать победу на фестивале в Питере. Я очень надеюсь, что мы оправдали вложенные в гастроли средства, и город увидел - нам есть что показать (и удивить!) в культурном центре России. Кстати, в Северной Пальмире к Смоленску отношение удивительное. Подходят коллеги, спрашивают: «Откуда вы?» - «Из Смоленска». - «Из СМОЛЕНСКА?» У нас создавалось полное ощущение, что мы приехали как минимум из Москвы. Максимум - из-за границы. Нас приняли очень тепло. Правда, на вручении наград ребята переволновались: все лучшие коллективы поощрили, вызвали на сцену, а нас нет... Третье место объявили, второе... В зале повисла тяжелая пауза. Дети начали недоуменно переглядываться, кое у кого появились слезы на глазах... Я тоже напрягся. И тут - первое место! Смоленску устроили настоящую овацию.

Проекты и прожекты

- Быть может, теперь власти наконец-то поверят в вас и начнут финансировать «Диалог»?

- Может быть... За три десятилетия «Диалог» действительно дорос до официального «огосударствления». Смоленску только на пользу будет, если в городе появится еще один муниципальный театр. И искусства прибавится, и занятых делом, а не улицей детей. Я уже не говорю про то, что появится еще один повод заговорить о Смоленске с позитивной точки зрения в других регионах России и за рубежом. У нас есть силы играть, экспериментировать, создавать новые спектакли, жить на сцене и заражать этой любовью зрителей. Это бесспорно!

- В театр-студию «Диалог» дети в очередь стоят, и вы не всех берете...

- Мы уже подготовили списки детей, желающих пройти консультацию и прослушивание, на август-сентябрь. Люди приходят, звонят, просят: «Ну возьмите мою дочку, пожалуйста, она такая талантливая...» Если бы я в театре был не один, то непременно взял бы всех ребят, которые рвутся на сцену. Но дело в том, что занятия в студии бесплатные, и я не хочу заниматься искусством формально и работать только с теми, кто может заплатить деньги. Как раз искусством чаще занимаются те, у кого денег нет. И это - самые талантливые, одаренные люди. Будь «Диалог» муниципальным, со штатом и скромным содержанием, искусства бы на всех детей города хватило. Ведь одного Виктора Дмитриевича Смоленску мало...

- Тем не менее «Диалогу» удается каким-то чудом выезжать на гастроли и даже пять раз побывать в Германии. Да и российская гастрольная карта путешествий театра-студии потрясает географическим размахом - Москва, С.-Петербург, Архангельская область, Якутия, Беларусь...

- Не скрою - во многих городах Германии наши постановки оценили по достоинству. Поделюсь с вами маленькой радостью: накануне Нового года позвонили из Берлина - нас пригласили на I Международный театральный фестиваль «Сказка»... Пришлось... отказаться. Поездка стоит 6 тыс. евро, и таких больших денег нам при всем желании не собрать. Ведь все скромные средства, которые нам удается заработать, приходится вкладывать не в гастроли, а расходовать на учебный процесс, костюмы и декорации. Второе предновогоднее приглашение более реальное: «Диалог» ждут на международном фестивале в Таллине, и стоимость поездки укладывается в рамки наших возможностей. Мы очень мечтаем попасть в Таллин, вывезти на фестиваль и взрослую труппу, показать коллегам нашу классику. Мечта исполнится, если найдутся спонсоры.

Самоделка-баловство или дело жизни?

Диссертацию на тему «Тенденции развития театра детей как явления искусства» Виктор Зимин защитил в 2005 году. Научный труд явился результатом 30-летнего познания детского театра на практике.

- Наверное, я один из первых рассмотрел театральное творчество детей в системе искусств, - признался Виктор Дмитриевич. - На защите диссертации оппоненты отметили особую значимость и уникальность этой работы в том, что я попытался рассмотреть технологии актерско-режиссерского искусства в театре детей и профессиональном театре. Вот так из практики родилась теория... Кто бы мог подумать, ведь я пришел в театр как самоучка, как любитель, которому был интересен процесс творчества на подмостках. И стал режиссером не потому, что меня кто-то принуждал, «определял», «протежировал». Нет! Я засыпал в детстве с мыслью о театре. Просыпался - и вновь думал о нем. И когда понял, что наконец-то вот-вот смогу реализовать детскую мечту, начал учиться жить в театре, 30 лет назад стал строить свой театр своими же руками. Создавал реквизит, рисовал декорации, писал сценарии... Я до сих пор их пишу - инсценировки, сказки к Новому году. Иногда выхожу на сцену играть. Был актером, ассистентом режиссера, художником-постановщиком. Накопленный с годами опыт закрепил в Щукинском театральном училище. И начиная с 1985 - 1986 годов приступил к осознанному, научно обоснованному созданию «Диалога». Диалога со зрителями и совсем еще юными актерами, которые подобно мне бредили сценой. Ведь детский театр - это не самодеятельность! Не самодеятельность уже потому, что все это время я обдумывал, выстраивал до мельчайших деталей каждую репетицию, вел (и продолжаю вести) дневники, записывая в них свои наблюдения и важные мысли. Мой «Диалог» рос не спонтанно. То, что нам удалось вырасти вопреки непониманию, быть может и недоверию, в условиях безденежья, является результатом серьезного отношения к... несерьезному делу. Ведь так принято называть самодеятельность? Всей своей жизнью я пытался доказать, что не место красит человека, что есть на свете свободное пространство, которое можно вспахать и построить свой театр. Кто-то до сих пор меня не понимает: «Ну зачем тебе это надо?» Говорят, что я всю жизнь занимался каким-то баловством: «Ты делаешь самоделку, а мы - профессионалы!» К счастью, я нашел понимание коллег в Москве, там моей работой заинтересовались, и я впервые получил высокую оценку как специалист в области детского театра. А в Смоленске единомышленников почему-то нет...

Рецепт хорошего настроения от Виктора Зимина

- Просто перед сном нужно пожелать добра всем людям, которые помогли тебе прожить жизнь, и простить тех, кто тебя нечаянно обидел. А утром, проснувшись, улыбнуться и пожелать всем людям на свете доброго дня.

Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Ельне захоронили останки неизвестного солдата
сегодня, 16:52
148

Безымянный герой погиб в 1941 году в боях у деревни Печерская...

В понедельник смолян ждут мокрый снег и метель
сегодня, 14:06
396
5 декабря в Смоленской области будет ветрено, утром и днем о...
Смолянин проломил собутыльнику голову бутылкой
сегодня, 12:58
647
Двое мужчин повздорили в кафе. В результате драки одного из ...
В Интернет попало видео ДТП на Верхнем Волоке в Смоленске
сегодня, 11:02
969

3 декабря утром в аварии пострадал мужчина.

Опрос

Какой подарок вы хотели бы на Новый год?


   Ответили: 478