Забытый шедевр из Смоленска уехал в Москву

Культура

Рисунок «Дети» художника Андрея Сашина экспонируется на выставке в столице.

30 марта в Еврейском музее и Центре толерантности открылась выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Ее куратор, крупнейший знаток авангарда Андрей Сарабьянов, путешествует по стране и выуживает из коллекций региональных музеев шедевры, о существовании которых там даже не всегда знают.

Кстати, первая часть выставки в прошлом году стала «хитом». Хронология второй части - с 1917 года до начала 1930-х. География выставки охватывает 17 городов, от Архангельска до Краснодара, от Смоленска до Екатеринбурга. Из провинциальных хранилищ отобрали более 100 работ - забытые произведения как обласканных славой, так и малоизвестных мастеров.

У смоленских музейщиков организаторы выставки попросили не Кандинского или Попову (они прибыли в экспозицию из других городов), а Андрея Сашина. Он заинтересовал их как представитель «аналитического искусства».

Как рассказала «Рабочему пути» хранитель коллекции графики Смоленского музея-заповедника Валентина Качанова, специалисты Русского музея, помогавшие в организации выставки, приехали «персонально» за Сашиным. В Русском музее хранится всего несколько его работ, а у нас - сотни. Среди них много эскизов, набросков. «Дети» же - самостоятельная графическая работа, очень характерная для стилистики того времени, поэтому выбор пал на нее.

Андрей Тимофеевич Сашин (настоящая фамилия Васькин) родился в 1896 году в деревне Читовицы Пречистенской волости. Через некоторое время его семья переехала в Смоленск, а потом Андрей Тимофеевич поступил в Академию художеств в Ленинграде, именно с этим городом связан главный этап его творческого пути.

Сашина можно отнести к поколению художников, взращенных революцией. Будучи воспитанниками великих мастеров авангарда, они вскоре столкнулись с официальным запретом на это искусство и вынуждены были уйти «в подполье» или «перековаться» под нужды соцреализма. В первые годы своего существования новая власть приветствовала художественные эксперименты молодежи, желавшей «скинуть с парохода современности» старых мастеров. Музейное бюро в 1919 – 1921 годах даже закупало картины авангардистов и распределяло их в соответствии с запросами местных образовательных и музейных учреждений. А спустя некоторое время, когда политика сменилась и фаворитом стал соцреализм, крупнейшим музеям страны пришлось в процессе чистки от формализма «похоронить» авангард в провинциальных запасниках.

Как писал Владимир Аникеев в посвященном Андрею Сашину буклете (2015), он был активным участником бурной художественной жизни Страны Советов 20 - 30-х годов прошлого века. «Самым ярким эпизодом в творческой биографии Сашина стало его участие в 1927 - 1930 годах в работе художественного объединения «Мастера аналитического искусства» (МАИ), созданного и возглавлявшегося Павлом Николаевичем Филоновым, художником, получившим впоследствии мировую известность.

Объединение МАИ было одной из крупнейших школ русского авангарда. Коллектив его составляли ученики Филонова, который был убежден, что все многообразие свойств объекта, не всегда видимых, может быть пластически выражено в живописи. Для этого художник должен «строить» свою картину так, как природа «творит» из атомов» и молекул более крупные образования.

Критики вменяли в вину адептам этого направления, что оно «сводится к метафизическому субъективизму, проистекающему из ощущений и переживаний художника, творящего новую реальность, где хаотически перемешаны черепа, дома, щупальца спрута и вообще все, что может придумать больное воображение...».

В 1930 году в объединении случился раскол, причиной которого стало «обострение классовой борьбы на фронте искусства, классовой дифференциации и ликвидации многих буржуазных группировок», отмечает Владимир Аникеев. Дальше он рассказывает: «Весной 1931 года в Русском музее прошла выставка работ художников, писавших картины во время поездок в колхозы. Критик В. Н. Гросс написал: «На этой выставке мы имеем целый ряд работ группы формалистов, которые нельзя квалифицировать иначе как выступление классового врага. Работы Тышлера, жуткая кулацкая деревня Сашина – это сознательное уродование, издевка над действительностью». Даже в те времена, когда волна репрессий не достигла своего пика, с ярлыком «классового врага» вполне можно было не только потерять свободу, но и поплатиться жизнью».

О дальнейшей судьбе художника известно немного. В годы войны Андрей Сашин воевал на фронтах. Потом жил на Украине и вновь вернулся в город на Неве. Умер в 1965 году. Большая коллекция работ художника хранится на его малой родине, в Пречистенской картинной галерее (Духовщинский район), открытой в 1961 году. Андрей Сашин передал ей более 400 экспонатов - свои картины и произведения искусства своих друзей.

Как рассказала нам Валентина Качанова, после окончания выставки «До востребования», которая продлится до конца мая, «Дети» вернутся в Смоленск. А учитывая, что графика 1920-х годов очень востребована, специалисты Русского музея проявили интерес к организации совместной экспозиции работ Сашина.

СПРАВКА «РП»

В постоянной экспозиции Художественной галереи находится «Портрет рабочего», написанный А. Т. Сашиным в 1920-е годы. А всего в собрании Смоленского государственного музея-заповедника более 300 графических и более 500 живописных работ художника.


Автор: Николай Медведев







Загрузка комментариев...
Читайте также
6 минут назад
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
13 минут назад
сегодня, 20:16
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
Новости партнеров