Многосерийное искусство

Культура

«Все говорят, что мы в месте… но немногие знают, в каком…» - эти строки из песни Виктора Цоя вполне могли бы послужить эпиграфом к выставке Анны Зиминой «Модуль - В: В_месте», которая открылась в смоленском КВЦ им. Тенишевых.

Характерной чертой творчества Анны Зиминой является принцип серийности, когда художник делает не одно произведение на определенную тему, а сразу несколько. Это понятие в культурной сфере сформировалось в начале ХХ века, как отклик на серийное промышленное производство (конвейер). Анна Зимина возводит конвейерные технологии до уровня художественного метода не только в деле создания арт-продукта (картина или фотография), но и в организации выставок - серия ее выставочных проектов объединены единым «модульным» решением.

Первый проект «Модуль - А: Элемент не_возможности» был представлен в Витебском Центре современного искусства весной прошлого года. Второй «Модуль - Б: Имитация со_бытия» осуществлен в Художественной галерее Смоленска осенью 2016-го. Нынешний «Модуль - В: В_месте» является логическим продолжением этой концепции.

«Основная идея «модулей» основана на сборке серий в определенном пространстве и возникающей на этой основе интерпретации заданной темы из синтеза сопоставлений «экспозиция и среда», «работа и серия», «серия и серия», - комментирует свою идею Зимина.

Тема выставки «В_месте» приглашает зрителя к размышлению о внутреннем мире человека и пространстве его существования. В экспозиции представлены фотографические работы, выполненные с использованием различных технологий и уникальных печатных техник: фотограммы, гумбихроматная печать, появившаяся еще в XIX веке, и гуммимасляная печать, изобретенная в XX веке. Помимо этого Анна Зимина выставила весьма своеобразную живопись, близкую по стилистике к поп-арту.

Каждая отдельная серия отличается не только по техническому исполнению, но и имеет свое тематическое содержание. Так «Пенелопа» соотносится со словом «вместе», в смысле «быть вместе с другим человеком». Здесь затрагивается тема разрушающего компромисса, на который порой идут, не справляясь с бременем ожидания.

Серия «Ахроматическое цветение» - это размышление о «присутствии нехарактерного» или об «отсутствии характерного» признака в каком-либо предмете или явлении. С одной стороны ахроматические цвета не свойственны для процесса «цветения». С другой - здесь традиционные для черно-белой фотографии материалы использованы для получения «цвета», путем изменения процесса химической обработки.

Серия «Органика версус» («Органика против») построена на противопоставлении цветного и черного, экспрессивной «живой» формы/линии и механической геометрии. Органика (в данном случае, как синоним словам «жизнь», «человек») сопротивляется разрушению (смерть, болезнь, старение).

«Путь 1» - о бессмысленном хождении по кругу в поисках пути, никуда не приводящем и замыкающем в самом себе. «Путь 2» - зарисовки-размышления, о том, как дом-строение может стать домом-жильем.

Две серии «Хроническая топографика» про желание человека понять, чем ценно для него то или иное место, как происходит его наполнение, как создается его значимость. «Рассчитывая на силу своего разума, человек может лишь механически рассматривать, безуспешно пытаясь проникнуть в суть этого места/пространства» - поясняет Анна Зимина.

В живописной серии «Кто там?» в качестве основы взяты фотопортреты людей, смотрящих прямо в камеру: их поза, поворот головы заставляют предполагать направленный на зрителя невидимый взгляд. Но вместо лиц у персонажей черные трафареты.

«Эти работы не фотография, а «о фотографии», - комментирует свою идею Анна Зимина. - Косвенная имитация фотографического негатива. Негатив - почти мистическая вещь для меня: свет, отраженный от объекта (лицо человека в данном случае), превращается в тьму и черноту на светочувствительном материале. И эта чернота - как невозможность запечатлеть реальный образ человека. В этой серии и зритель задает вопрос «кто там?», что такое или кто такой «человек фотографируемый». Но изображенный персонаж, обращая свое лицо к зрителю, задает встречный вопрос «кто там?» - кто рассматривает меня?»

Еще одна живописная серия «Ландшафты» изображает внутренне пространство человека.

«Отправной точкой здесь послужила случайно найденная религиозная трактовка слова «ландшафт» (lantscaf (нем.) - священная земля для священной паствы), - рассказывает Зимина. - Собственно смысл и назначение пространства, в котором существует человек, из этой трактовки и вытекает. А вот нарушение этого смысла как раз и представлено в данной серии. Пространство, наполненное исключительно человеком и его желанием быть автономным и самодостаточным выглядит как стерильная пустота, на фоне которой расположены обугленные, неустойчивые разрушающиеся монументы человеческой самости».

МНЕНИЕ

Владислав Макаров, художник, музыкант:

- Выставка Анны Зиминой - редкое событие в смоленской культурной жизни, касательно современного искусства. Нам показан путь художника в разных плоскостях, и можно проследить логику развития образов. Анна - мыслит концептуально и для каждого художественного высказывания находит соответствующую форму. У этого художника очень необычное видение реальности - трагическое нераскрытие душ в «Ахроматическом цветении», сюрреалистические тени зданий, супрематические знаки монстров-монументов в наш век разрушения не только памяти, но и ценностей. Казенные фигуры персонажей без лиц в серии «Кто там?» - простые метафоры даны в формате псевдо-живописи, проводя линию от абстрактных траекторий к знаковости постера. Экспозиция показывает многогранный и символический образ нашей реальности, жаль, если это не будет должным образом увидено и услышано в нашей глухой и слепой провинции.»

СПРАВКА «РП»

Анна Зимина родилась в 1975 году. Живёт и работает в Смоленске. Член Союза фотохудожников России с 2008 года. Преподает фотографию на кафедре дизайна Смоленского государственного университета. Куратор и координатор ряда проектов, организованных Смоленским отделением Союза Фотохудожников России. Стипендиат Министерства культуры Российской Федерации в области культуры и искусства в 2016 года. Участвовала в коллективных выставках фотографии в Смоленске, Нижнем Новгороде, Тольятти. Персональные выставки - в Брянске, Витебске и Смоленске.

Выставка 6+.

Стоимость билетов: 150 рублей. Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры, держатели дисконтных карт «Profkom Discount») – 100 рублей. Дети до 6 лет (по усмотрению родителей), инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны – бесплатно. Фотографирование и видеосъёмка – 50 рублей.

Фоторепортаж с открытия выставки смотрите здесь.


Автор: Анатолий Соловьяненко







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров