Ксения Баскакова: «Спасибо Охлобыстину за авантюру имени меня!»

Культура

Приз зрительских симпатий «Сапфировый  Феникс» - одна из главных наград смоленского киносмотра – достался режиссеру музыкальной мелодрамы «Птица» Ксении Баскаковой.    

«Олег Птицын умер», «Олег Птицын скрывается в тюрьме» - заголовки журналов и газет пестрят именем скандально известного рок-музыканта. Но нет, он проходит лечение от туберкулеза в одной из городских клиник. Катя - девочка-подросток из этой же больницы, которая третирует докторов и с которой не может совладать даже собственная мать, случайно становится его «товарищем по несчастью». Случайная встреча переворачивает судьбу обоих. Олег решает помочь девочке выздороветь и полюбить жизнь.

«Птица» - сказочная история трогательной дружбы девочки Кати (Евдокия Малевская) и рокера Олега Птицина (Иван Охлобыстин), которая могла произойти и в реальности…

- Мне очень хотелось, чтобы фильм вышел солнечным, позитивным и очень душевным, немного с грустинкой, но с надеждой и верой в лучшее. В результате мы сняли историю о дружбе, рассказанную легким и простым языком. Меня знаете, что удивляет? Все-таки у людей, которые, возможно не видели фильма, но ознакомились с синопсисом, иногда проскакивают нехорошие мысленки на тему «современной Лолиты». Пришлось приложить усилия, чтобы максимально раскрыть человеческие, добрые отношения, возникшие между взрослым мужчиной и рано повзрослевшей двенадцатилетней девочкой. Катя - сильный человечек, это она помогла герою Ивана справиться со всеми ужасами, которые на него обрушились. Кстати, самый чистый человек в фильме – девушка Вика. Она не принадлежит к кругу фанатов Олега и любит Птицу таким, какой он есть – упавшим с пьедестала, лишившимся славы и денег!

- Тем более, что этот взрослый мужчина – человек пьющий…

- Ну и что, что мой герой пьющий? Это не должно вызывать у зрителя отторжения – мы не ставили задачу снимать детское кино. Непьющий и не курящий рок-музыкант – это вообще не правда! Все музыканты пьют, курят и ведут ночной образ жизни – это стиль их жизни. Герою «Птицы» и так пришлось отказаться от сигарет, потому что курить в кадре сегодня считается криминалом. Хотя и в нашем фильме есть титр, указывающий на сцены табакокурения.

У меня за плечами небольшой жизненный опыт, но он у меня есть. И я могу с уверенностью сказать, что человек, который ощущал себя королем мира и за неделю потерял абсолютно все, поступил бы точно так же. Большинство людей, столкнувшись с такой бедой, либо сопьется или сойдет с ума. А у Птицы выросли крылья!

- Почему главный герой «Птицы» рок-музыкант, а не поп-певец или артист цирка?

- Сделать героя артистом цирка было технически сложнее, да и не нужно. В «Птице» драматизм сюжета подчеркивает рок – музыка протеста и свободы, ее драйв, невероятная внутренняя энергетика и мощь. И наши герои тоже уходят в протест. Олег Птицын очень талантливый и верящий в свои силы парень, не зря же он добрался до вершины музыкального Олимпа. Потеряв голос из-за болезни и жену, Птица не хочет сдаваться и идет дальше. Его ранили, но он обязательно встанет на крыло и взлетит! Мы видим нравственную эволюцию главного героя, который осознает свои ошибки и меняет отношение к жизни. Катя и Олег идут вперед - они помогли друг другу и выбрали жизнь.

Я и сама люблю рок. Из российских, конечно же, «Пикник» - одна из тем Эдмунда Шклярского стала своеобразным лейтмотивом картины, узнаваемым саунд-треком. Когда я занималась разработкой проекта, у меня в наушниках мистическим образом звучал «Пикник». Мистика, но Шклярский захотел со мной сотрудничать!

Мне нравится творчество Гарика Сукачева, с музыкой «Наутилуса» связано мое детство. «Мумий Тролль», «Агата Кристи»... Из зарубежных отдаю предпочтение британской группе Arctic Monkeys и Blue Jean Blues… Замечательная музыка!

Кстати, Гарик Сукачев с огромным удовольствием согласился сняться у меня в эпизоде. Он играет ангела с белоснежными крыльями, с которым Птица повстречался в Чистилище. Этот эпизод мы написали специально для Гарика. Я его на съемках так заморозила, не поверите! С ним было очень приятно работать.

- А как вам работалось с Иваном Охлобыстиным на съемочной площадке? Какой он в реальной жизни?

- Невероятно креативный и очень трезво мыслящий человек. Настоящая личность - у него на все есть свое, особенное мнение. Я безумно рада, что мне удалось работать с Иваном. Таких людей, как он, мало.

- Мне показалось, что в фильме присутствовали слова и выражения, присущие Охлобыстину…

- Да, конечно! Он тоже что-то добавлял в сценарий, дарил идеи - в итоге они вошли в фильм, предлагая свое личное видение темы. Но импровизации не было. Импровизация хороша только в театре, а в кино ты должен дубль за дублем повторять одно и то же. У меня потеплело в душе, когда я поняла, что он приехал подготовленным. Съемочных дней очень мало, а мне была нужна полная концентрация на площадке! Мы с Иваном оказались на одной волне и отлично друг друга понимали.

Изначально мы думали пригласить на роль настоящего рок-музыканта. Начали работать – ничего не получилось! У музыканта нет актерского опыта, его нужно учить заново. Звезда к твоим советам не станет прислушиваться – все-таки взрослый человек, весь из себя такой – растакой! Поэтому решили искать профессионального актера – главный герой должен обладать харизмой и невероятной мощью и энергией. Вопрос, кого искать. Однажды я в раздумьях допоздна засиделась на «Ленфильме», и в ночи меня неожиданно осенило – это должен быть Иван Охлобыстин! Отправила Ване сценарий, и через два он откликнулся. Теперь каждый раз, когда я смотрю картину, понимаю: это был правильный выбор. Только Иван мог справиться с такой сложной ролью. Для этого нужно прожить жизнь, испытать на своей шкуре падения и взлеты, горе и радость.

- Где вы нашли такую чудесную девочку на роль Кати?

- Я замучила продюсеров. Сказала, что мне нужен кастинг, и точка! Девочек много, а талантливых среди них мало. На кастинг пришел весь Питер. Мы просмотрели добрую тысячу девочек, остановились на четырех претендентках. Последним аргументом в пользу Евдокии Малевской сыграло то обстоятельство, что она была очень похожа на свою маму в фильме. И я рада, что мы выбрали Дусю – она прекрасно справилась с ролью!

- Как вам удалось ворваться в большое кино, когда ситуация в российском кинематографе крайне сложная?

- По первому образованию я актриса, закончила РАТИ (сейчас это ГИТИС). - Актерская профессия невероятно интересная, но я почувствовала, что мне хочется достичь чего-то большего. Не быть единицей в создании фильма, а делать кино самой. Мне нравится собирать этот безумно сложный конструктор из разных компонентов, видеть, как твоя идея обрастает людьми и объектами, материализуется что-то, чего еще ни у кого не было раньше! Режиссура – по-настоящему творческая и многослойная работа, труд сумасшедших людей.

Мне не хватало творчества, и поэтому во время обучения на актерском я стала писать. Однажды показала свои наброски режиссеру и сценаристу Александру Бородянскому, и он сказал, что мне нужно учиться сценарному делу. В итоге я поступила к нему во ВГИК, но быстро затем перевелась на режиссуру. Во время учебы сняла первую короткометражку «Папа, прощай!», она даже приз на одном из фестивалей заработала.

Многие думают, что учеба во ВГИКе платная, но и в институте кинематографии есть бюджетные места и большие возможности! Просто нужно быть настойчивым и не обращать внимания на неудачи. Я так и поступила - ходила «ножками» и раздавала продюсерам диски с записью моих фильмов и контактной информацией. Напечатала дисков сто, не меньше! Понимала: никто не будет о тебе беспокоиться, ты должен сам о себе заявить. Как-то раз побывала на якутском фестивале и там познакомилась с директором киностудии «Ленфильм». Всучила ему и всем, кто был на фестивале, свой диск. И, о чудо! Через полгода мне предложили попробовать свои силы на «Ленфильме». В феврале я перхала в Питер и вплотную занялась проектом для защиты в Министерстве культуры РФ. В результате всего лишь два дебюта получили государственную поддержку, в том числе и мой. В жизни бывают чудеса, но я считаю, что нужно просто работать из всех сил! И быть настойчивым.

- Вы жесткий человек?

- Не поверите, я очень застенчивая и закомплексованная. Просто люблю дисциплину. Если на съемочной площадке будет хаос, картина сразу закончится. Нужна концентрация! На съемках «Птицы» превалировала дружеская атмосфера, но мне периодически приходилось орать в громкоговоритель, чтобы все стали по своим местам и наконец-то замолчали.

- Что посмотреть из новинок, которые вышли на экраны в этом году?

- На киностудии «Ленфильм» вышла замечательная картина - «Контрибуция». Предлагаю эстетам насладиться трехчасовой версией картины. Впрочем, и сокращенная, полуторачасовая версия фильма тоже хороша. «Контрибуцию» снял Сергей Снежкин - мне кажется, одна его фамилия говорит о качестве картины. Рекомендую для просмотра «Училку» с Ириной Купченко. Блестящая работа!

Из документального кино мне очень понравился фильм про «уличных» художников «Выход через сувенирную лавку». А еще в этом году с огромным удовольствием посмотрела «Омерзительную восьмерку» Тарантино. Лучший мультики года - «Зверополис». Я еще мелкая, мне нравится мультфильмы смотреть! Конечно же, Джордж Клуни и его «Финансовый монстр» плюс «Да здравствует Цезарь!». Сходите на кино со вкусом, я говорю про «Светскую жизнь» Вуди Аллена. Люблю, когда режиссер уважает зрителя.

- Что для вас момент наивысшего счастья?

- Счастье - когда тебя обнимает ребенок или любимый. Когда огромный кинозал (или зал театра) заполнен до отказа, и тебе аплодируют зрители, благодарные за подаренный тобой позитив. Ты понимаешь, что отдал энергию сполна, и теперь принимаешь ее обратно сторицей. Это невероятно здорово!

Счастье в мелочах. Однажды я ехала с любимым человеком в купе. Было ужасно душно, вагон грязный (мы не рассчитывали отправиться в путь на этом поезде), светская одежда измялась. Я - в шелках, вся «изжеванная», на голове не прическа, а катастрофа! А он сидел напротив меня и уминал сосиску в тесте. И тут я неожиданно подумала: «Какой же я счастливый человек!..». Что в этом моменте было такого особенного, не понимаю до сих пор, но именно тогда я ощущала прилив невероятной радости.

- После просмотра «Птицы» в «Современнике», вы почувствовали себя хотя бы немножко счастливой?

- Да! Мы делали эту картину для зрителя и не стремились пиарить себя. Знаете, как банально казаться небанальным! Хотелось, чтобы человек посмотрел фильм, получил удовольствие и надолго сохранил позитивные эмоции в глубине души. А потом, когда ему вдруг неожиданно станет плохо (не дай Бог!), оживил их в себе. Надежда всегда жива! Если Бог закрывает перед тобой дверь, наверняка найдется окно. Безвыходных ситуаций, пока ты способен бороться, не бывает. Нужно верить в свои силы и биться до последнего вздоха. И никогда, запомните, никогда не сдаваться! Считаю, что это и есть главная мысль фильма «Птица». Я хотела сделать картину со смыслом…

Мы тепло распрощались с Ксенией. До завершения кинофестиваля оставалось два дня. «Если я получу этот приз, привезу его на «Ленфильм» и скажу: «Коллеги, ура! Мы сделали это!», - призналась Ксения.

Музыкальная комедия с элементами мелодрамы завоевала один из главных наград смоленского киносмотра – приз зрительских симпатий. «Спасибо Ивану Охлобыстину за авантюру имени меня!» - сказала со сцены талантливая актриса, ворвавшаяся в российский кинематограф как успешный режиссер.  


Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров