Среда, 18 января 2017 года

Погода -10..-12 С о

Народная

Культура 12:00, 06 сентября 2007

В репертуарном багаже этой смоленской актрисы великое множество как комедийных, откровенно фарсовых ролей (бабка Феня в спектакле «Арестуй меня, потом я тебя...» - лучшая роль сезона 1989/1990 гг., Серафима в комедии «Самоубийца» по пьесе Н.Эрдмана), так и исполненных тончайшего психологизма работ (главная роль в трагикомедии «Контесса» М. Дрюона, роль Варвары Ивановны в «Касатке» А.Толстого). Она поистине народная артистка, народная не по статусу, а по таланту и призванию.За 45 лет, отданных смоленской сцене, народная артистка РФ Людмила Сичкарева сыграла более ста ролей, причем половина из них - главные. И ни одной проходной, невыразительной, скучной! Каждая роль - взрыв, выстрел, оставивший яркий след в памяти российских театралов. Сегодня Людмила Александровна отмечает 70-летний юбилей...

Внешнюю экстравагантность роли актриса подкрепляет психологической продуманностью, выверенностью каждого жеста и интонации. Так, бывшая железнодорожница Сверчкова («Аккомпаниатор» А.Галина) с ее комичными подозрениями относительно тараканьего яду, блестяще сыгранная Сичкаревой, столь смешна, что, несмотря на всю серьезность поднимаемых в спектакле проблем, чуть ли не каждое слово Сичкаревой сопровождается взрывом смеха. Так что не зря театровед И.Муравьева, зам. главного редактора газеты «Дом актера», назвала эту работу ярким событием в театральной жизни России.

- Людмила Александровна, что для вас театр?

- Образ жизни. Самая главная часть бытия, без которой невозможно ни-че-го! Любовь всей моей жизни, которой я никогда не изменяла. Я выросла в актерской семье, где главной семейной ценностью был театр. Не только мои родители, но и бабушка с дедушкой работали на подмостках, так что страсть к сцене мне передалась с генами.

- Вам с детства знакомы и глянцевая сторона театра, и его изнанка - нервные срывы, интриги закулисья...

- Когда играешь, отдаешь себя всецело и без остатка зрителю, не щадишь своих душевных сил, но как хорошо становится потом... Бывает, собираешься в театр, давление шалит, там кольнет, здесь хрустнет. Переступаешь порог гримерки, садишься за столик и начинаешь потихоньку сосредотачиваться. Третий звонок - и у тебя уже ничего не болит, ты забываешь про давление и лишь чувствуешь, как твой пульс зашкаливает за 200 ударов в минуту. Выходишь на сцену и преображаешься! Ты снова молода, наэлектризована счастьем. Ты ЖИВЕШЬ!

- Сцена - как наркотик?!

- Да! Я себя гораздо хуже чувствую, когда сижу без работы. Ощущаешь невольную тревогу, начинаешь прислушиваться к своему внутреннему голосу, который не всегда шепчет лестные слова. И жизнь сразу же становится серой и неинтересной.

- В последнее время у вас много работы?

- Я бы не сказала. Дело даже не в «много», а в ее качестве. Над хорошей ролью можно работать годами, переосмысливая ее глубинное содержание. Главное, чтобы роль была с ниточкой... Где судьба! И совершенно не важно, маленькая роль или большая. Я очень люблю эпизоды, но яркие, запоминающиеся! Самое интересное в работе актера - репетиции, когда плоская поначалу роль в диалогах с партнерами начинает обрастать плотью и образ становится осязаемым. Казалось бы, мы - профессионалы и не одну собаку... на сцене съели, но каждый раз оказываемся наедине с белым листом. Здесь не помогут ни возраст, ни опыт и мастерство. Вновь и вновь приходится играть заново, потому что новый режиссер создает свою заводь, и ты, попав в нее, обязан научиться плавать. Новая роль - как прекрасное дитя, в которое тебе придется вдохнуть жизнь. Многие думают, что жизнь актерская простая. Ан нет! И каждый раз, играя роль, волнуешься, будто в первый раз, и с годами волнение лишь нарастает - слишком велик груз ответственности.

- Зрителя не обманешь...

- От зрителя действительно многое зависит, и нередко не актеры, а публика нас заводит... Выходишь на сцену и сразу же чувствуешь настрой зала, культурный уровень присутствующих. Достаточно провести на подмостках три минуты, и все становится ясно. Спрашиваешь у коллег: «Какой сегодня зритель?» - «Много случайных, пришли поразвлечься...» - «А, не беда, прорвемся!» Однажды на гастролях мы давали «Аккомпаниатора», и в зале была одна женщина, которая повела за собой весь зал. Она так заразительно смеялась, так тонко, эмоционально воспринимала каждый эпизод, что к финалу все зрители начали дышать «в унисон», впитав в себя постановку без остатка. Это было потрясающе! Огромное значение имеет и человеческая культура. Если люди воспитаны в любви к театру, к музыке и книгам, с ними интересно работать. А в наше время с культурой плоховато, особенно у молодежи, чрезмерно увлеченной житейскими проблемами. Обвинять молодых грешно - им самим приходится всего добиваться в нынешней непростой жизни. Но мое сердце вот чем успокоилось: недавно я посетила маленький спектакль, который устроили работники одной из детских библиотек. Малыши самозабвенно играли сказку. Я даже всплакнула... И поняла: вот оно, не потерянное поколение. Я благодарна библиотекам, «возделывающим» детские души. Власть имущие, поддержите этих бескорыстных, благородных тружеников!

- Многие актрисы очень тяжело переживают период возрастных ролей...

- Я - характерная актриса и даже в молодости с радостью играла старушек. В первом спектакле «Дом Бернарды Альбы», сыгранном мною на смоленской сцене, я с радостью преобразилась в 80-летнюю сумасшедшую старуху Хосефу! А мне в то время было 27... Характерные роли - более емкие, яркие, глубокие. И таких возрастных ролей на моем счету великое множество...

- А какая любимая?

- Да все роли любимые. Я трудно переживаю расставание с ролью... Как же мне было жаль «Дорогую Памелу...», этот поистине бессмертный спектакль. Но и ему пришел черед сойти со сцены. Мы запустили его в середине 90-х. На страну обрушивались один за другим политические и экономические катаклизмы, а мы - играли. Смеялись сквозь слезы, когда было совсем не до смеха, сжимая рвущиеся нервы в кулаке... Денег у театра совсем не было, зарплаты задерживали, и декорации мастерили чудом, практически из ничего, станок-то совсем плохонький был, аварийный. И даже костюмы сшить было не на что. Помню, нашла себе платье - надевала его, когда мне и тридцать еще не стукнуло. И как в него влезла, ума не приложу! Платьишко привели в порядок, вот и стала я в нем играть свою любимую Памелу Кронки. Правда, на пятый-шестой сезон взмолилась: «Послушайте, расставьте вытачки, я же не могу ко второму акту на два килограмма похудеть!» Причин расставания с ролью масса: уезжают партнеры, уходит зритель. И спектакль уходит... Не хочу о грустном вспоминать! Хорошо, когда есть видеозапись, и ты хоть изредка можешь посмотреть дорогую твоему сердцу постановку. Раньше у актеров подобной возможности не было, вот так и ушел бесследно в небытие мой любимый спектакль И. Южакова «Арестуй меня, потом я тебя...» по пьесе В.Котенко. Скандальная постановка, яркая, интересная! Нашумевшая... Не зря впоследствии этот спектакль был награжден премией Министерства культуры. Смешно вспоминать: текст «Арестуй меня...» правили прямо на ходу! В первом акте я лежу за высоким забором, а в это самое время мне подсовывают новый текст. На ходу запоминаю слова и прыгаю через забор, потрясая огроменным наганом! В спектакле был чудесный эпизод, когда моя героиня бабка Фенька с чувством произносит такую фразу: «Я сижу, смотрю в окошко, беру наган и делаю - пух! пух! пух! Понарошке...» И с таким сожалением она говорила это «понарошке», с бо-о-о-льшим сожалением! Согласитесь, с подобными ролями сложно расставаться. Жаль. Но время прошло... Единственное, что остается, это вечная-бесконечная классика. Хотя и классику мы играем сейчас иначе. По-старому как-то неинтересно, а по-новому - не дай бог, можно и автора похоронить.

- А как вы относитесь к драматургическим новациям, к авангарду?

- Я не принадлежу к ортодоксам, которые готовы голову сложить в борьбе за старые традиции. Искусство театра - живое, и оно должно быть подвижным. Кому интересно мертвячину смотреть? Бывало, приедут в Смоленск гастролеры с классикой, и так скучно становится... Даже мне, человеку, который сыграл великое множество классических ролей, и то уснуть на таком пронафталиненном спектакле хочется. А уж молодым и подавно. Все, что талантливо, интересно поставлено и сыграно, я воспринимаю с восторгом. Если современная интерпретация классической драматургии не перечеркивает автора и раскрывает новые горизонты восприятия произведения, почему бы и нет? Только не надо портить классику, пожалуйста!

- Удалось ли Людмиле Сичкаревой реализовать все свои мечты?

- Вряд ли. Безумно интересны те роли, которые еще не сыграны. И в то же время болезненно переживаешь другое: обернешься назад, и вдруг наступает прозрение - когда-то ты эту роль сыграл не так, а поезд ушел, спектакль умер, и ты уже ничего не можешь изменить. Незаживающая рана...

- Есть ли на свете роль, которую вам очень хотелось бы сыграть, но пока она остается «за кадром»?

- Актеры - люди подневольные. Мы себе не принадлежим, и наши судьбы - во власти режиссера, времени, обстоятельств. Зачем предаваться мечтам, ведь я уже не девочка, не так ли? Как карта ляжет!

Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Ночью в Смоленской области похолодает до -16°С
4 минуты назад
27
А днем 19 января в регионе ожидается ветер с порывами до 16 ...
Секретные технологии смоленских студентов
38 минут назад
145
Студентка Смоленского энергоинститута стала обладательницей ...
Смоленской области выделили 244 млн. рублей на строительство индустриальных парков
57 минут назад
172
В Министерстве экономического развития состоялось заседание ...
Формирование системы-112 в Смоленской области завершится до конца года
сегодня, 14:09
113
Губернатор Алексей Островский провел очередное рабочее совещ...

Опрос

Что вы любите делать больше всего?


   Ответили: 276