Советская Атлантида Алексея Венедиктова

Культура
В Смоленском городском Центре культуры открылась персональная выставка художника-самоучки Алексея Венедиктова.

Вернисаж самобытного рисовальщика Алексея Венедиктова - уроженца деревни Слобода Руднянского района Смоленской области - отразил хронику достижений нашей страны, ее победы и поражения.
Алексею Николаевичу 82 года. Влюбленный в искусство народный художник оттачивает мастерство графика на протяжении более трех десятилетий. Его никто не учил рисовать профессионально – любовь к живописи и зарисовкам карандашом так и осталась для этого всесторонне развитого человека увлекательным хобби. 
Венедиктов закончил школу с золотой медалью, отдав предпочтение МГУ историко-филологическому факультету СГПИ. Все отчаянно рвались в Москву, а Леша Венедиктов решил: «Оставшись на Смоленщине, смогу принести родному краю больше пользы».
В те времена в смоленском пединституте еще не было худграфа, и будущий филолог посещал изостудию, где с огромным интересом постигал начальные азы изобразительного искусства.
Воплотить смелые мечты помешало… получение второго высшего образования. Беспокойный духом Алексей Николаевич решил, что ему «маловато будет», и продолжил обучение в Смоленском филиале МЭИ. Так сказать, перешел из когорты «лириков» в «физики», своей судьбой доказав, что талантливый человек талантлив во всем. Работа инженером в конструкторском бюро «Источник тока» (за плечами Венедиктова без малого 50 лет трудового стажа), семья и интенсивная общественная деятельность отнимали у самородка практически все время. Венедиктов возглавлял Смоленский обком комсомола, затем принял на себя руководство самой крупной отраслевой организацией региона - профсоюзом работников машиностроения области. Однако «марать бумагу не переставал». В свободную минутку (а их выдавалось немного) хватал остро заточенный карандаш и садился за ватман. Так сделанные урывками наброски превращались в портреты славных сынов Отечества – государственных деятелей, композиторов, живописцев, писателей, ученых…
В коллекции Венедиктова нашлось место Александру Невскому, Ивану Грозному, Петру I, Александру Суворову, Михаилу Кутузову, Ленину и Сталину, маршалу Жукову, Александру Пушкину, Михаилу Лермонтову, Николаю Гоголю Максиму Горькому и Владимиру Маяковскому.
И только выход на пенсию на 74-м (!) году жизни позволил Алексею Николаевичу всецело отдаться любимому делу и выплеснуть творческий потенциал своей души на бумагу.
В карандашных портретах исторических деятелей автор не добивается полного сходства, а передает свои впечатления, стараясь подчеркнуть самые главные и значимые черты известного человека. Прежде чем приступить к работе над эскизом, Венедиктов тщательно изучает литературу, стараясь как можно больше узнать о своем герое. Затем, обложившись снимками и репродукциями, создает эмоционально-художественный «слепок» личности. На персоналии представлена одна из последних графических работ Алексея Николаевича - групповой портрет Михаила Егорова, водрузившего Красное знамя над Рейхстагом, и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Трогательный штрих: художник - примитивист подписывает портреты великих, будто сомневается: а вдруг не узнают?.. И совершенно напрасно – сходство безусловное! Иногда, чтобы идея, заложенная в масштабную по замыслу работу, была доходчива и предельно ясна, подробно излагает свою мысль на поле бумажного листа. Практически каждый рисунок Алексея Николаевича сопровождает философский (или ироничный – в зависимости от замысла) комментарий.
- Я сознательно стараюсь не называть свое увлечение громким словом «творчество», всего лишь потворствую своим наклонностям - признался Алексей Венедиктов. - Увлечение рисунком – отдушина и мое спасение! Поэтому не судите строго…
Свою выставку инженер-самородок посвятил 75-летию Смоленского сражения. Со слезами на глазах Венедиктов - представитель поколения, которое принято называть «дети войны», - сказал, что не мог поступить иначе:
- Впервые именно на Смоленщине гитлеровские орды получили достойный отпор, а мы заплатили за это высокую цену. В кровопролитном Смоленском сражении, длившемся два месяца, только по официальным данным погибли 250 тыс. советских бойцов и офицеров. Великая Отечественная перепахала наши жизни, изувечила души, отняла дорогих и близких людей. Отец вынес войну на своих плечах и дошел до Берлина. Он вернулся домой в конце 1945 года. Двенадцать моих родственников сражались на фронте, пятеро погибли. И так было почти в каждой смоленской семье. Но мы, несмотря на тяготы и лишения, сумели восстановить наш край, давший миру сотни героев, ученых и творцов!
Вернисаж Алексея Венедиктова скомпонован из разделов «Семейный альбом» («Родные просторы»), «Вехи новейшей истории России» («СССР – вершина российской цивилизации»), «Будущее». Один из них – «Галерея великороссов» - посвящен славным сынам Отечества и нашим землякам. Алексей Николаевич не скрывает, что создает свои работы ради прославления России. Главная цель выставки, по мнению народного художника, заключается в том, чтобы каждый посетитель испытал гордость за свою Отчизну.
Особенно хорошо удаются графику хлесткие, узнаваемые карикатуры на политических деятелей новейшей истории России. Горькая сатира и емкая образность «боевого карандаша» Венедиктова наверняка найдет отклик в сердцах посетителей выставки, неравнодушных к судьбам своей Родины. В этих работах сконцентрирована боль человека, который всю свою жизнь положил на восстановление разрушенной войной экономики страны.
Художник попытался внести свою лепту и в создание эскизов макетов смоленских памятников. Среди эскизных работ есть вполне профессиональные наброски монументов «Народу-победителю, первопроходцу космоса» и «Защитникам, освободителям, созидателям Смоленска», а также зарисовка памятного знака «Венок Победы».
- Как я себе представляю будущее России? – задается вопросом Алексей Николаевич. – Наша страна должна стать светоносной державой, а для того, чтобы она стала такой, нужно заселять земли за Уралом. Только таким образом мы сможем сохранить тысячелетнюю цивилизацию. Не подумайте, что один я, маленький человек из провинции, обеспокоен этой проблемой. Не верите мне, прислушайтесь к авторитетному мнению Никиты Михалкова. За Уральским хребтом сегодня живет 8 млн. человек, на квадратный километр Сибири приходится всего один житель! Не всколыхнемся, потеряем землю-матушку…
И в этих словах – весь Алексей Венедиктов. Человек неуемной энергии, радеющий за будущее Отечества.
Выставка в Центре культуры – уже вторая персоналия на счету патриота Алексея Венедиктова. Первый вернисаж самоучки «Помним и чтим» состоялся в феврале 2015 года в КВЦ имени Тенишевых и был посвящен 80-летию живописца и графика родом из Рудни.
На его открытии народный художник России Вячеслав Самарин не скрывал, что с детства с большим трепетом относится к художникам-любителям, которых жизнь заставила пойти по другому пути.
«Бог наделил их искренностью и тонкой творческой душой, - сказал Вячеслав Федорович. - Вроде бы служба отнимает все силы, а все равно неймется самоучке, рука сама тянется к кисти. Работы этих людей удивляют и восхищают, они же излучают любовь к человеку! Нам всем сегодня не хватает любви, а в творчестве Алексея Венедиктова ощущается явный переизбыток любви к окружающему миру, стремление стать более духовным и дать возможность окружающим людям прикоснуться к прекрасному».
Алексей Николаевич благодарно воспринял мнение живописца с мировым именем, выразившего свое отношение к многолетнему труду рисовальщика из народа: «Вы окрылили меня. Спасибо!»
Результат этой окрыленности и силы духа творческого человека - выставку «Отечество» - смоляне смогут посетить бесплатно до 19 августа.

Автор: Анастасия Петракова







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров