Исповедь кукловода

Культура

Вопрос: кто появился раньше - человек или кукла? - остается без ответа. Помните, как у Сергея Образцова: взял Творец комок глины, вылепил из нее куклу и вдохнул в нее жизнь. Были маленькими - играли с куклами. Стали большими - играем с людьми. А Юрий Бабин, директор областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова, играет с куклами и с нами - взрослыми и детьми - на протяжении вот уже 45 лет. Сегодня Юрий Бабин, полный фантастических планов, работает над преобразованием театра кукол в комплекс семейного детского театра XXI века.

«Мы создаем семейный театр»

- Сегодня нашему театру, который 70 лет отдал маленьким смолянам, наконец-то начинают уделять внимание и взрослые. А это очень важно для наших актеров. Ведь самое страшное, что до сегодняшнего дня власти не относились всерьез к кукольному театру! В результате в душах актеров-кукольников рождалось чувство ущербности, изрядно снижавшее их самооценку. Всю жизнь прожить с ощущением некоего несерьезного, полупрофессионального театра - это ли не трагедия для художника?! И это притом что уровень нашей труппы высок и во многом наши артисты работают не хуже, а даже и лучше многих кукловодов других театров! И вот через семь десятилетий своего кочевого бытия мы наконец-то получим свою сцену и станем профессиональным стационарным театром. Пока ремонтируем стены, в которых наш театр живет с 1989 года.

Но появление стационара театра кукол не решит главную социальную проблему - отсутствия в городе детского театра. В Смоленске нет ТЮЗа, и мы упускаем огромную часть наших детей - подростков. А именно в этом возрасте формируются общественные установки человека. В какой-то мере дефицит театрального общения компенсирует театр-студия «Диалог», но он не имеет возможности делать это постоянно! Сегодня Смоленску нужен постоянный диалог театра со зрителями, как это и делалось с помощью тюзовского движения. Мы сумеем решить эту больную проблему, создав на ул. Дзержинского, 15а, детский театральный центр, который и будет сопровождать семью, родителей и детей, от детсадовского до юношеского возраста, принимая новые поколения юных зрителей. Благодаря реконструкции у нас появятся две независимые сценические площадки (залы на первом и третьем этажах), уникальный репетиционный зал, который позволит создавать спектакли любой возрастной направленности и всевозможных жанров - от кукольного до балетного, адресованных маленьким смолянам и их родителям, привлекая профессиональные антрепризные группы, которые есть в Смоленске и области. Мы сделаем все возможное, чтобы театр стал СЕМЕЙНЫМ и оказывал семье помощь в развитии многогранной личности.

Бегство от свободы

- Сейчас идет процесс осмысления социальной роли народного образования, культуры, и теперь государство говорит театру: «Вы - услуга!» Мы-то раньше были бойцами идеологического фронта, боролись за мозги, а в условиях рынка стали всего лишь одной из рыночных услуг...

- Звучит как «обслуга»...

- Вот когда театр был идеологическим фронтом, мы действительно обслуживали государство. Нам платили, а мы ставили то, что было угодно властям. К счастью, сейчас мы начали осознавать, что главнее семьи у нас ничего нет, и перестали строить замки из песка. Поняли, что нужно быть счастливым сейчас.

- Значит, Сегодня лучше, чем Вчера?

- Вчера было надежней! Ты всегда знал, что будет завтра, а это очень удобно. Думать не надо, но зато и высовываться нельзя. Тех, кто осмеливался высунуться, очень больно били. Процесс возвращения к базовым ценностям был невероятно сложным, поэтому сейчас очень многие страдают от потери социальной предопределенности и, как ни странно это звучит, от свободы.

- А свобода - самое страшное для человека, это еще философ Эрих Фромм подметил. Человек на протяжении всей своей жизни бежит от свободы, а не стремится к ней...

- Для меня более приемлемо гегелевское определение свободы, которое звучит так: «Свобода - это свобода выбора, за которую человек отвечает всем своим существом. Поэтому свобода является осознанной необходимостью». Свободный человек несет полную ответственность за сделанный им выбор - возможность пойти по пути, угодному Богу, или избрать сатанинский путь. В этом как раз и заключается трагедия нашего поколения. Нас отучили от ответственности выбора. Мы не приучены беречь ценность всего своего существа.

Детские сказки для взрослых

- В чем важность театра кукол для подрастающего поколения?

- А почему только для подростков? Дети в театр со взрослыми приходят! В этом-то и заключается его особенность: кукольный театр - СЕМЕЙНЫЙ. Раньше детский театр выполнял исключительно педагогические функции - мы же воспитывали нового человека! Он был государственным театром. Идеологическим! Что нисколько не умаляло его достоинств: нигде в мире нет такой мощной и разветвленной театральной системы, охватывающей именно эту возрастную зрительскую категорию.

Бесовская природа кукол

- Сейчас театр кукол воспринимается только как детский театр. Однако по своей природе кукольное искусство не может быть детским, и потребовалась целая жизнь основателей детского театра - Образцова в Москве, Королева в Ленинграде, Светильникова в Смоленске, - чтобы обуздать злое начало куклы и создать профессиональный репертуарный кукольный театр как составную часть детского театра. Ведь природа театра кукол страшная: у куклы-маски, рожденной из обрядового тотема, праматери театрального искусства, мистическое начало, и основа кукольного театра - издевательская, сатирическая. Куклы совсем не детская штука... Философия кукол - попытка человека приблизиться к Богу, соперничать с ним, вдохнуть жизнь в неживое. Почему каждый из нас в детстве играл в куклы? В игре происходит личностное становление маленького человека: балуясь с куклами, он ощущает себя Богом и познает мир взрослых через смешное. И ему нравится это делать!

Про марионеток и «закон вагона»

За столько лет вы узнали все тайны кукольного мира. Есть ли что-то общее между миром кукол и миром людей?

- Люди на кукол похожи больше, нежели куклы на людей.

- Так выходит, человек - это та же марионетка?

- Только в том случае, если человек осознает себя марионеткой и не способен сделать выбор, разрешает водить себя за невидимые нити в нужном для кого-то направлении. Начинаешь обвинять в своих бедах родителей, государство: «Смотрите, что творится в России, что стало с нашей жизнью!» Теперь больше никто не говорит нам, как НАДО поступать. В последнее время народ радуется: «Ах, у нас царь появился, сильная рука!» И началось: «Только Путин спасет Россию. Останься, ради Христа, пропадем ведь!» Настоящий шабаш, который кому-то явно на руку. И если ты искренне и с удовольствием участвуешь в этом шабаше, значит ты - марионетка. По-прежнему мы продолжаем жить по «закону вагона».

- «Закон вагона» - это как?

- Вообразите себе полустанок, на котором поезд стоит минуту. В вагоне две двери, но всегда открыта только одна. Однако мы уже не удивляемся, отчего вторая за-крыта! А когда начинаешь удивляться, протестовать, тебя принимается воспитывать очередь. Помню, в Смоленске гастроном на ул. Ленина закрывался в восемь вечера. До закрытия - пятнадцать минут, а народу - масса, и, как обычно, из четырех касс работает только одна. Раз до закрытия осталось всего ничего, техничка начинает уборку. Я возмутился: «Чего же это вы грязной тряпкой по ногам?!» И тут меня начала воспитывать очередь: «Ты что, не понимаешь, что им нужно кассу снять? Они же люди, им же тоже домой хочется! Тоже мне, самый умный нашелся!» Попытался протестовать: «Но ведь это они для НАС, а не МЫ для них?!» Но что толку? «Закон вагона» будет действовать до тех пор, пока мы не привыкнем, что все двери для НАС, и они обязательно открываются. Все наши беды оттого, что мы привычно молчим... Конечно, марионетка более живая, чем человек, осознающий себя марионеткой.

- А кукольный театр-то здесь при чем?

- Однажды на совете по культуре у губернатора я рассказал одну историю, основанную на выдержке из письма юной театралки: «Здравствуйте, товарищи артисты! Пишет вам Алюнина Света, 4 «А» класс. В прошлое воскресенье мы ходили в ТЮЗ, смотрели «Сказку о царе Салтане». Было очень весело, артисты играли очень хорошо. А потом мы с папой и мамой пошли в парк, ели мороженое, и было очень хорошо, потому что папа был трезвый и мама не ругалась на папу. В следующее воскресенье мы обязательно придем к вам на спектакль».

Для девочки не важно, ЧТО она видела на сцене. Театр подарил день мира в их семье, дал ощущение личностной ценности маленькому человечку. А это и есть семейный театр.








Загрузка комментариев...
Читайте также
24 минуты назад
Авария случилась вчера вечером на ул. Кирова.
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
Новости партнеров