«Маскарад» без купюр

Культура

30 ноября драмтеатр представит на суд публики драму М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Арбенина сыграет Анатолий Бибекин, князя Звездича - Евгений Тамбовцев (Андрей Шанин), Казарина - Александр Руин. В роли Шприха выступит Геннадий Черкашин, образ баронессы Штраль на сцене воплотит Вера Дуплий. Вдохнуть жизнь в лермонтовскую Нину предстоит двум актрисам - Ольге Федоровой и студентке Дарье Межовой.

В канун премьерного показа философской драмы «с крамольной историей» о сложностях «Маскарада» рассказывает режиссер-постановщик, главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Виктор Прокопов.

- Виктор Леонидович, что побудило вас взяться за столь сложную тему?

- Мне нравится это произведение, давно я о нем думал... Безумно сложная вещь! Но мне интересно, как режиссеру, поработать над по-настоящему трудным в постановочном плане произведением. И актерам «Маскарад» интересен, и самому театру, поскольку сегодня в нашем репертуаре предостаточно спектаклей комедийного плана. Хочется разнообразить репертуар серьезной драматургией, которая дает зрителю богатую пищу для размышлений. Хотя сейчас мне трудно говорить о «Маскараде», порой думаю: «Зачем я погрузился во все это?!»

- Отчего же?

- Тема очень щекотливая. Я не мистик, а с другой стороны, верующий человек, хоть и невоцерковленный. Но... драма «Маскарад» во многом близка лермонтовскому «Демону»: причина страданий Арбенина и Демона одна и та же - пустота и бесцельность одинокого существования, на которое они обрекли себя силой обстоятельств, протест против реалий действительности и презрение к светскому обществу. Богоборчество, тема сверхчеловека, аспект гордыни... Последнее кажется мне наиболее важным: мы ставим спектакль о гибели человеческой души.

- ...Гибели души в мире, где зло правит балом, где так велика власть денег и попраны идеалы любви и добра?

- Где власть толпы. Я попытался донести до зрителя ту мысль, что нет рая на земле. Есть суета и тщета, гибельный маскарад. Лицемерие, пустословие, тщеславие. У каждого человека свой путь к Богу, и не важно, какое он избрал вероисповедание, но Бог един. И все люди живут в храме, имя которому - Земля. Но мы не просто живем в нем, пытаясь найти, проторить тропинку к Всевышнему, а играем, злимся, мстим. Скрываем истинные лица под масками и губим свои бессмертные души... Арбенин избирает неправильный путь, и наказание за ошибку следует незамедлительно. Он осознает, что «вечно, вечно!» не увидится с Ниной, любовь к которой, возможно, являлась для Арбенина источником возрождения и обновления... Он обречен на Ад, а Нина - в Раю.

- Насколько сегодня актуален «Маскарад»?

- Смотря как расставить акценты. Если мы будем говорить о победе зла над добром, тогда пьесу действительно можно предавать анафеме. Мы хотим напомнить людям, что Бог есть и каждому воздастся по делам.

- Драма в стихах - очень сложный сценический жанр. Именно на таком материале проверяется профессионализм актеров.

- Стихи изначально предполагают иную, высшую степень эмоциональности. Актеру необходимо вложить всего лишь в одну стихотворную строку широкую гамму эмоций, поскольку даже коротенькая реплика может подразумевать смену нескольких настроений! Это колоссальный труд, поэтому многие режиссеры уходят от сложностей разбора стихотворных пьес, «облегчают» актерам жизнь и сознательно разрушают стих, переходя на прозу. К сожалению, такой подход превращает высокую поэзию в скучный быт. А для меня большую сложность как раз и представляет вопрос: как уйти от быта? Как перейти на чувства, страсти и предельно драматургически четко выразить их в стихотворной форме? И третья сложность: мы ежедневно вынуждены подвергать себя искушению, с головой погрузившись в бунтарский, бесов-ской по сути, материал.

- В «Маскараде» отражено широко распространенное в среде российского дворянства 1830-х годов увлечение карточной игрой. За картами обсуждали социальные проблемы, строились карьеры и... нередко ломались судьбы. Найдет ли отражение этот порок в вашей постановке ?

- Несомненно. В «Маскараде» есть место и этой пагубной человеческой страсти. Мы постарались бережно отнестись к авторскому тексту и практически ничего не вырезали из пьесы. Это и моя позиция тоже: автор написал - значит, так надо!

- Как вы считаете, как примет зритель философский «Маскарад»?

- Я человек, во всем сомневающийся, и прекрасно понимаю, что комедии воспринимаются публикой более охотно и восторженно - людям хочется прийти в театр и отдохнуть, посмеяться от души. Но ведь иногда нужно и задуматься, не так ли?

- А лучше всего отдыхать, думая....

Справка «РП»

При жизни Лермонтова запрещенный в январе 1836 года цензурой «Маскарад» так и не был напечатан. Видимо, «постановочный» запрет пьесы убедил поэта в безнадежности увидеть ее и в печати. Впервые «Маскарад» опубликовали в сокращенном виде лишь в 1842-м, спустя год после гибели Лермонтова, а полностью - лишь в 1873-м. Лермонтов считал «Маскарад» своим лучшим произведением и трижды подавал его в драматическую цензуру, дважды перекраивал заново, но драму упорно не пропускали - «слишком резкие страсти!» На самом деле «Маскарад» предали анафеме за якобы «неприличные нападки» на костюмированные балы в доме Энгельгардта, а также за резко обличительное содержание.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров