«Смоленский проект»: попытка №13

Культура

Смоленские Паганини играют на балалайке и не прочь замахнуться на Моцарта

Открытием (и откровением!) XIII фестиваля «Смоленский проект» явилась поражающая воображение балалайка Даниила Клименко. Не исключено, что юного Клименко, лауреата Международного конкурса балалаечников им. Михаила Рожкова, в ближайшем будущем назовут смоленским Паганини русской балалайки. Именно так в свое время отозвался о балалаечнике-виртуозе Рожкове Герберт фон Караян. Ловкие пальцы музыканта с непостижимой быстротой порхали над абсолютно не джазовым, на первый взгляд, инструментом. Клименко показал настоящий джаз, искусно, в стремительном темпе адаптировав «Полет шмеля» Римского-Корсакова к реалиям современности.

Порадовали оркестр Дворца творчества детей и молодежи (художественный руководитель Александр Зуй) и коллективы института искусств - студенческий Биг-Бэнд и «Dixi-Boys» под управлением Валерия Розова. «Dixi-Boys» весьма уверенно заявили о себе в прошлом году, играли чисто, задорно, свежо, не побоялись даже на Моцарта замахнуться и вновь сорвали бурные аплодисменты.

Эстрадный оркестр сафоновского ДК ни разу не позволил себе роскоши пропустить «Смоленский проект». Не стал исключением и «СП» №13. Кстати, в этом году коллектив заслуженного деятеля культуры РФ Валерия Овчинникова отметил 44-летие. Поздравляем! Две «четверки» за любовь к искусству дорогого стоят!

Еще одна интересная группа, выступившая на фестивале, - «Моst-X». Музыканты, скрывающиеся под загадочной литерой «X», люди верующие, баптисты, что совершенно не мешает им играть светский рокопопс, причем исполнять облегченную рок-музыку вполне грамотно и благозвучно. Для «СП» «Most-X» подготовил специальную джазовую программу, украсившую первый день фестиваля.

Минорную ноту в сияющий золотом и серебром любительский смоленский джаз внесли столичные гости - секстет «Друзья Дмитрия Сибирякова», посвятившие свое выступление памяти выпускника Смоленского музучилища, саксофониста Димы Сибирякова. Талантливый музыкант, не раз радовавший нас озорным джазом на «Смоленском проекте» (и прошлый год также не стал исключением), ушел из жизни, не закончив Гнесинку...

Рецепт долголетия «СП»

Секрет живучести уникального фестиваля «Смоленский проект» на удивление прост. «Смоленский проект», объединивший в четырехдневном марафоне джаз и рок, отражает наиболее жизнеспособные пласты музыкальной культуры нашего города и ежегодно подпитывается свежими соками лучших джаз-рок- «новообразований», ежегодно рождающихся в гаражах и подвалах Смоленска. История фестивального движения помнит немало «точечных» музыкальных форумов, которые вспыхнули ярко и погасли через год-другой. За примерами далеко ходить не нужно: несколько лет подряд в Брянске проходил фестиваль, собиравший музыкантов мирового уровня. Проходил... и умер, когда иссяк приток творческих сил и выдохлись энтузиасты-организаторы. А новых подвижников, увы, в Брянске не нашлось. Надеемся, что «Смоленскому проекту» подобная печальная участь не грозит...

«Дубинушкой»... по джазу

Часовой концерт мужского вокального секстета из Киева «Man Sound» придал партитуре «Смоленского проекта» особую яркость и стал, пожалуй, лучшим из гостевых выступлений на фестивале в формате jazz. Ровесник «СП» «Man Sound» на протяжении последних 13 лет достойно представляет музыкальную певческую культуру Украины на мировом уровне. Достаточно сказать, что именно этот секстет в свое время был приглашен в качестве почетных гостей на престижный фестиваль легендарного Лайонелла Хэмптона (США) и получил премию «Гран-при» на Международном конкурсе групп а капелла «Vokal. Total» в Австрии. Коллектив, которым руководит Владимир Михновецкий, отличают оригинальность подхода к культурному наследию славян и потрясающее умение импровизировать, превращая «джазовые стандарты» в уникальные, абсолютно не похожие на шаблонные образцы вокальные произведения.

Элегантные импровизаторы из «Man Sound» с озорством показали, как из русской народной (или украинской) песни рождается дерзкий негритянский джаз, а затем вновь тонет в многоголосии славянской этнической основы. Удивительная красота бурлацкой «Дубинушки» в исполнении шести мужских голосов, к тому же блестяще имитирующих инструментальные партии, потрясла музыкальных гурманов Смоленска.

Что характерно для настоящего джаза? Эмоциональность, богатая палитра интонационных красок и, конечно же, сценическая свобода самовыражения. Джазмены не только пели, но и свободно общались с публикой, не забывая отпускать эстетские (разумеется, музыкальные) шуточки прямо во время исполнения композиций. Группе Михновецкого устраивали бурную овацию после исполнения каждого джаз-стандарта, так что гарным хлопцам пришлось умолять зал аплодировать пореже: «Чем больше вы хлопаете, тем меньше мы поем!»

Будем надеяться, что первый визит «Man Sound» в Смоленск не станет последним и мы вновь искупаемся в бархатных голосах из Киева.

Разнообразило гостевой вечер джаза и выступление поляков. Бесконечная электроударная импровизация «Smooth Jazz Night» предназначалась для достаточно широкой аудитории ценителей самой свободной музыки в мире, вызвав взрыв эмоций не только у эстетов, предпочитающих парить в космосе джаза... «без скафандра», но и у неискушенных меломанов.

Будем дружить домами!

На «Смоленский проект» высадился польский десант в составе двенадцати музыкантов (группы «Smooth Jazz Night» и «Molleda») и чиновников: оценивать качество музыкальной «начинки» фестиваля пришлось заместителю главы администрации района Варшава-Урсынов Дариусу Воцтулу и начальнику управления культуры Урсынова певице Эльжбете Играс.

На пресс-конференции пани Эльжбета сделала несколько приятных для смолян признаний. Впрочем, и без справедливой критики не обошлось.

- Я была поражена уровнем образования участников фестиваля, особенно исполнителей джаза, а также просвещенностью ценителей элитарной музыки, - за-явила госпожа Играс. - Правда, первый концертный день не отличался особым профессионализмом, это был... «позитивный ужас». Но для меня главным критерием является вовсе не мастерство исполнения, а любовь к джазу. Смоляне любят джаз и хотят импровизировать, играть! В наше время это очень важно.

Польской певице особенно понравились игра ансамбля Смоленского музыкального училища «Унисон» и выступление студенческого Биг-Бэнда института искусств. Эльжбету Играс поразило певческое искусство озорных украинцев (вокальный секстет «Man Sound»): «Вы приглашаете на свой фестиваль музыкантов мирового уровня, что свидетельствует о высоком статусе «Смоленского проекта».

О рок-вечерах пани Эльжбета отозвалась следующим образом:

- Я очень люблю рок, но - зрелый, когда люди знают, что они хотят сказать, и умеют донести до слушателя свою радость и боль без излишней рисовки и демонстрации себя и своих умений. Пока же многие участники фестиваля только начали поиск путей самовыражения, но и это прекрасно! Я уверена, что они сумеют найти себя и создать собственный стиль.








Загрузка комментариев...
Читайте также
59 минут назад
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
сегодня, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
сегодня, 21:30
Новости партнеров