Счастье лицедея

Культура

Режиссер и художественный руководитель Камерного театра Николай Парасич отметил большой праздник - собственное 60-летие и 35 лет творческой деятельности, 20 лет которой отданы Смоленску. За эти годы он поставил 41 спектакль, ролей сыграл больше сотни! Играл сердцем, щедро тратил нервы и нисколько не жалел об этом...

Что такое актерское ремесло?

- Актер каждый новый день начинает с нуля, - убежден Николай Петрович. - С желания играть... Знаете, когда ему по-настоящему становится трудно? Полбеды, если не получается роль. Многим из нас приходилось становиться перед фактом, что на самом деле ты - плохой артист. Иннокентий Смоктуновский от этой мысли всю жизнь мучился! Самооценка, жесткий самоанализ - вот точки отсчета настоящего актера. Мне доводилось работать в разных театрах и городах. В Омске меня знали в лицо, говорили: «Звезда родилась». А потом я познал боль и горечь падения.

Парень из города Счастье

Есть в Луганской области городок с романтическим названием Счастье. Город окутан ароматом вишневых садов и легендами.

По преданию, именно это местечко в Малороссии подарила Екатерина II своему фавориту Ковалинскому. Императрица улыбнулась и сказала: «Ты найдешь здесь свое счастье...»

В 1948 году в самом счастливом городке родился Николай Парасич. Художественный руководитель Камерного театра появился на свет жарким июльским днем в семье рабочих, став четвертым по счету ребенком Петра и Прасковьи Парасичей. Время было послевоенное, голодное, тяжелое... Однако счастье и на сей раз не покинуло провинциальный городок: в 1952 году здесь началось строительство крупнейшей в Европе Луганской ГРЭС, и край расцвел на глазах. Потянулись вверх многоэтажки, вырастали новые школы - ровесницы Коли. А он рос вместе с ними, непоседливый, энергичный мальчишка, любивший рассказывать забавные истории... В четвертом классе он «пустил» свою кипучую энергию в мирное русло: поступил в цирковой кружок. Кем быть - жонглером, акробатом или клоуном? Конечно, клоуном! Смешить людей - что может быть и радостнее и проще?

Случай распорядился иначе: в городском Дворце культуры открылась театральная студия, которой руководила талантливый педагог, драматическая актриса Анна Ивановна... Она сама разыскала маленького клоуна, который лучше всех читал басни Крылова: «У меня есть для тебя роль». Николаю поручили сыграть Иванушку-дурачка в сказке «Царевна-лягушка». Еще одной важной картой в колоде судьбы Николая Парасича явилась встреча с народным артистом СССР Игорем Ильинским, который рекомендовал юному актеру непременно попробовать себя на сцене. Мечты о цирке ушли на второй план.

Дом, который построил Кролик

Пять выматывающих дней тряски в поезде, и 17-летний Парасич, не переводя дух, спешит на вступительный экзамен в Иркутское театральное училище. Экзамен прошел на удивление гладко, паренек был обласкан педагогами и уже на следующий день знал, что зачислен на первый курс. В 1970 году усердный студент, успевший отслужить в армии, заканчивает училище с красным дипломом и попадает в Омский ТЮЗ. Играет мальчишек-героев - Вознесенского («Сын полка» Катаева), Тимку («РВС» Гайдара), Леонидика («Мой бедный Марат» Арбузова). Но особую любовь и признание маленьких зрителей Парасич заслужил, играя Кролика в спектакле «Винни-Пух и Все-Все-Все» Бориса Заходера. У подъезда дома, где жил артист, постоянно вертелись шестилетние фанаты, которые, показывая на окна пятого этажа, с уважением говорили: «Знаете, там живет Кролик...»

Не только забавный Кролик, но и роль Персине в комедии Эдмона Ростана «Романтики» стала знаковой вехой в жизни актера: 31 год назад Персине встретил свою Сильвету - актрису Татьяну Курилову.

С тех пор они колесили по стране вместе. Из Омска перебрались в Курск, затем - в Махачкалу. Дагестанский драмтеатр имени Горького стоял прямо на берегу Каспийского моря. А в Иркутске был Байкал, впечатлявший молодого актера своей мощью, чистотой, таинственностью... В Махачкале Николай начинает мечтать о режиссуре и даже пробует поставить свой первый спектакль по пьесе Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». Постановку не удалось довести до конца... Но внутренние поиски режиссера его уже не отпускают, хотя успех на актерском поприще достигнут: за роли Айвази («Горцы») и Плужникова («В списках не значился») Николай Парасич дважды удостоился звания лауреата республиканского театрального фестиваля.

Николай Парасич уходит в Ставропольский драматический театр имени Лермонтова, который в то время называли фаворитом первого секретаря райкома партии Михаила Горбачева, неравнодушного к сценическому искусству. Но благополучная жизнь почему-то не устраивала Николая Парасича, да и за десять лет в Ставрополе он сыграл не так уж много ярких ролей. Он вдоволь наелся закулисной мышиной возни, начисто отбившей охоту работать в крупных театрах. Словно рука судьбы подталкивала будущего режиссера к созданию собственной труппы.

Смоленск и кровожадный Нерон

Время тотального контроля уходило в небытие. Шел 1985 год. Совет-скую драматургию штормило... Увидел свет двухтомник Михаила Чехова, был подписан в печать первый номер журнала «Современная драматургия»... А ценители театрального искусства восхищались трагической пьесой Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки», в которой говорилось о жизни и смерти, правде и лжи, верности и предательстве, сменяющих друг друга на сцене, как карнавальные маски. Причудливые диалоги между учителем Сенекой и его учеником Нероном показались весьма интересными Николаю Парасичу, искавшему в искусстве не развлечения, а познание и мудрость. Парасич выступил в двух ипостасях - режиссера и актера, сыграв величайшего убийцу Нерона.

Рубикон был перейден, жребий брошен - Николай Петрович принял приглашение своих иркутских однокашников, драматурга Владимира Гуркина и Петра Борзунова, решивших создать в Смоленске новый хозрасчетный театр-студию «Этюд».

В сытом Ставрополе крутили у виска: «Ненормальный...» А Парасич рвался в голодный Смоленск ставить своего Нерона. Где только не репетировали молодые, талантливые люди!

В СТЕПе, в медакадемии... Даже секретарь горкома комсомола свой кабинет уступал актерам - своего помещения у новорожденного театра не было.

Премьера постановки «Театр времен Нерона и Сенеки» прошла в филармонии, и в Смоленске всерьез заговорили о рождении театра с творческим потенциалом. Увы! Творцы нового слова в театральном искусстве могли рассчитывать только на себя, и труппа начала распадаться - негде было жить, репетировать, играть. Тогда оставшиеся энтузиасты предприняли последнюю попытку - зарегистрировали 1 апреля 1989 года студию «Театр в Заалтарной башне». Ее возглавили Александр Бобров и Николай Парасич. Заалтарная башня крепостной стены привлекла их внимание своей красотой и... бесхозностью.

В 1989 году Камерный театр-студия справил новоселье в здании на проспекте Строителей. Но мир вокруг рушился... И если бы не поддержка депутатов областной Думы в 1992 году, сегодня Камерного театра в Смоленске не было бы. Однако коллективу был присвоен статус областного, а театральную труппу ждал новый успех - постановка «Мы пришли» по пьесе Олега Ернева вы-звала шок у общественности. Тема потерянного поколения «афганцев», вернувшихся с войны, попала в болевую точку...

В печали и радости

В 1994 году Николаю Парасичу было присвоено звание заслуженного артиста России. Как последователь школы Михаила Чехова, он становится участником международных «чеховских» лабораторий в Москве, Риге, Иркутске и Страсбурге. В 2001 году получает Соросовский грант и проводит в Смоленске летнюю театральную школу «Михаил Чехов. XXI век». «Театр - это дом, не знающий территориальных границ, где все вместе в горе и радости», - считает Николай Петрович. Благодаря дружбе с творческими людьми Европы смоляне смогли увидеть яркие, запоминающиеся спектакли, такие как «Макбет» Шекспира и «Блюз городских сумасшедших» в постановке голландца Эрика ван Гроотеля, а также «Суд человеческий» («Императрица Дагмар»), поставленный известным литовским режиссером Падегимасом...

- Я потрясен, - признался Николай Петрович. - Не меня, нас любят! Только поэтому актерам удалось пробить железобетонные стены чиновничьего равнодушия и сохранить такой нужный сегодня Камерный театр для смолян. Когда городские власти объявили нас «нерентабельным, убыточным предприятием» и решили выселить на окраину, за труппу вступился весь город. В здании театра уже вовсю хозяйничали чужие люди, намеревавшиеся реконструировать бывший «Юбилейный» под такой нужный городу кинотеатр-мультиплекс, но театралы сумели переубедить власть, что МЫ - нужнее. Ведь с этой площадки можно столько добра сказать миру... Спасибо!

Камерный театр сошьет «Сиреневое платье Валентины»

К новому, 20-му, театральному сезону Камерный театр готовит премьеру - спектакль «Сиреневое платье Валентины» по произведению Франсуазы Саган. Новая «камерная» работа труппы - лирическая комедия, история любви молодого человека, только вступающего в жизнь максималиста, и зрелой женщины, прекрасной и недосягаемой как мечта. Главную роль сыграет заслуженная артистка России Татьяна Курилова. Ей предстоит создать удивительный образ женщины, одно присутствие которой на сцене похоже на аромат любимых ею цветов. В ней есть пленительная грация и тайна. Нечто необъяснимое притягивает к Валентине всех на ее пути, само ее существование растворяет серые будни. В ней нуждаются и обманутый муж, и покинутая сестра, и отвергший ее юноша...

В спектакле также заняты Артем Быстров, Марина Азарова, Татьяна Шаврина.

Премьера состоится 24 октября. Следите за афишами, ходите в театр!

P. S. «Мечта актеров Камерного театра сбудется - город выделит необходимые средства для возведения пристройки к зданию бывшего кинотеатра «Юбилейный», - обещал Николаю Парасичу председатель городского Совета Сергей Лебедев.








Загрузка комментариев...
Читайте также
6 минут назад
сегодня, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
сегодня, 18:38
Делегация нашего региона работает на выставке «Отдых» - круп...
сегодня, 18:03
Новости партнеров