Станислав Говорухин: Современное кино - гарнир к попкорну...

Культура
Станислав Говорухин в Смоленске«Я ребенок позднего развития», - утверждает Станислав Говорухин и, несмотря на свой солидный возраст, оставлять режиссерское кресло в ближайшее время не собирается. Да и стоит ли, когда его последний фильм «Пассажирка», показанный на кинофестивале «Золотой Феникс», смоляне приветствовали стоя?! Своим мнением о проблемах современного российского кино, о молодежи и политике Станислав Сергеевич поделился с корреспондентом «Рабочего пути».   

На покой мне еще рано 

- Действительно, надо уметь вовремя уйти. Когда после долгого перерыва я стал снимать «Ворошиловского стрелка», то собрал группу и сказал: «По моим наблюдениям, у всех режиссеров после 60 начинается маразм. Поэтому просьба никаких возгласов типа «ах, какой материал; ах, какой гений» не произносить. Разрешаются только подсказки, советы, предложения». Но я к категории людей, которым пора на покой, себя не отношу. Я ребенок позднего развития, свои лучшие фильмы начал снимать только после «Ворошиловского стрелка», поэтому уверен, что у меня еще все впереди. 

Кинематограф, восставший из пепла 

- Иногда спрашивают, не жалею ли я, что столько лет потратил на политику, вместо того чтобы снимать хорошие фильмы. Я отвечаю абсолютно искренне - нет! Может быть, если бы меня не было в Госдуме, и кино сегодняшнего не было бы. Потому что тогда, в 1996 году, кинематограф, как, в принципе, и все в России, находился в совершенно разрушенном состоянии. На «Мосфильме», кроме крыс, никого и встретить нельзя было. Однажды иду по переходу между павильонами, а мне в объятия бросается женщина с криками: «Боже, как я рада! Я вижу живого режиссера!»
В этом же году мы приняли закон о государственной поддержке кино. С 1997 - 1998 годов началось возрождение российской киноиндустрии (я говорю сейчас не о качестве, конечно). Сегодня у нас снимается около 450 фильмов в год, и все они на 95 процентов финансируются государством. 

Зрителям наплевать 

- Беда нашего сегодняшнего кино состоит в том, что любой фильм, обладающий мало-мальскими художественными достоинствами, в кинотеатрах обязательно провалится. И проблема здесь не столько в режиссере или актерах, сколько, увы, в зрителях. По моим наблюдениям, лишь 20 процентов из сидящих обычно в зале - образованная, интеллигентная молодежь, студенты, гораздо более интересные и начитанные, чем мы в их возрасте. 30 процентов - тинейджеры, которые просто не доросли до того, чтобы оценить по достоинству, например, «12» Михалкова. И 50 процентов - откровенные дебилы, ничего не понимающие и не желающие понять. Они тупо сидят, едят попкорн, посылают эсэмэски, выходят за пивом, возвращаются, комментируют каждую реплику, и с нетерпением ждут, когда же на экране начнут что-то взрывать или кого-нибудь раздевать. Им наплевать на прекрасную вязь словесных диалогов, на тонкости в создании образа... Вот в чем беда. И прокатчики это прекрасно понимают. Я, например, потерял своего зрителя еще на «Ворошиловском стрелке». Мои картины смотрят мои зрители, но по телевизору, потому что прокатчики их если и берут, то очень ограниченно, а сейчас, наверное, и вообще перестанут.

Политика - не думское дело 

- Если человек - депутат Государственной Думы, это еще не значит, что он занимается политикой. Сегодняшняя Дума - это совсем не то, что была первая, вторая и даже третья. Раньше в Думе велись острые дискуссии, действительно что-то обсуждалось, приходилось иногда даже воевать, отстаивая свое мнение. А теперь...
Сам я окунулся в политику задолго до того, как стал депутатом. Сначала это были публикации в газете, потом - публицистический фильм «Так жить нельзя», который изменил политический климат в стране. Перед его премьерой возле кинотеатра «Россия» (ныне - «Пушкинский») всю ночь стояли очереди за билетами, людям приходилось жечь костры, чтобы согреться. Выходя, многие бросали в них свои партбилеты. Вот это политика! Я и сегодня занимаюсь политикой, но не в Думе, там решают совсем другие вопросы... 

«Макулатура» на экране 

- Из молодых режиссеров мне очень импонирует Оксана Бычкова, которая сняла «Питер FM». Поначалу я не хотел даже смотреть, уж больно название молодежное, думал, что какая-нибудь ерунда типа «Самого лучшего фильма». Но картина, на удивление, оказалась очень хорошей. А вторая работа этого режиссера, «Плюс один», просто изумительна.
Талантливых мастеров киноискусства единицы. Не только в зале сидят нечитающие люди, но и в режиссуру и драматургию приходят такие же. А ведь в основе кино лежит именно литература! Что может написать молодой «нечитатель», если он незнаком с Библиотекой мировой литературы? Ничего. А как может режиссер-нечитатель отличить «макулатуру» от настоящей драматургии? Никак. Поэтому и получается невнятное бормотание на экране. Сюжет завязать еще как-то могут, а развязать - уже не в силах. 

Я вернул детям «Робинзона Крузо» 

- Когда много лет назад я понял, что дети не хотят читать (а начался этот процесс задолго до перестройки), что в их воспитании не хватает духовного развития, я решил «вернуть» им хотя бы свои любимые книги. Начал с «Робинзона Крузо» - величайшего произведения, созданного человечеством. Можете сказать, что это смелое и нахальное заявление, но именно так считали Вольтер и Руссо. Потом я экранизировал «Тома Сойера» и «Детей капитана Гранта». На все это ушло почти 10 лет. И очень хорошо сделал, потому что в ближайшие годы никто так масштабно и серьезно детские фильмы снимать не будет. А зачем? Финансировать их никто не хочет, что и понятно: в кинотеатрах показывать невыгодно - должны быть дешевые билеты; по телевизору невыгодно - нельзя рекламу ставить. В этом вопросе должна быть проявлена воля государства, президент должен сказать свое веское слово. Но его пока нет.

Елена Глуховская. Фото Ольги Лисиновой.







Загрузка комментариев...
Читайте также
19 минут назад

Инцидент произошел сегодня, 28 марта, в городе Ярцево.

42 минуты назад

Глава региона встретился со студентами и обсудил новый нацпроект....

сегодня, 10:29
сегодня, 09:53

Об этом рассказали в региональном министерстве транспорта...

Новости партнеров