Среда, 23 мая 2018 года

Погода 16..18 С о

Смолянин Федор Афанасьев - мастер Фаберже

Культура 16:32, 15 октября 2014
Смолянин Федор Афанасьев - мастер Фаберже

С ценнейшими экспонатами, «заклейменными» магической меткой Фаберже, читателей «РП» знакомит ведущий научный сотрудник фондов Смоленского государственного музея-заповедника, хранитель коллекции драгоценных металлов Валентина Склеенова.

Смоленску несказанно повезло: в фондах музея хранятся пять предметов, вышедших из мастерских Фаберже. Три из них ценны не только своей «родословной», но и «биографиями», связывающими их с именами знаменитых смолян.


- Эти шедевры были изготовлены в период расцвета фирмы - с 1899-го по 1917-й. Они знакомят нас с различными техниками обработки металлов: гравировкой, литьем, резьбой, гильошировкой (нанесение с помощью гильотинных машин тонкого узора на металлические пластины. - Прим. авт.). Кстати, последний из перечисленных приемов был настолько совершенен, что ни одна мастерская мира не могла даже приблизиться к такому уровню, - рассказала Валентина Ивановна.

Убедиться в этом можно, взглянув на эмалевую фоторамку, сделанную ювелирами Фаберже в 1902 году в Санкт-Петербурге. Вячеслав Николаевич Тенишев преподнес ее своей супруге Марии Клавдиевне в качестве подарка на 10-летний юбилей свадьбы. Нужно ли говорить, что на портрете - Мария Клавдиевна. Лицевая сторона рамки выполнена эмалью нежно-голубого цвета по фону с сетчатым орнаментом, разная высота которого создает удивительную игру света и заставляет покрытие искриться.

- У этого экспоната трудная судьба: он поступил к нам в 20-е годы прошлого века из дома княгини. Во время Великой Отечественной войны был в эвакуации в Новосибирске. А сейчас, к сожалению, его даже негде выставлять. Надеюсь, что власти помогут нам отремонтировать музей «Русская старина». Тогда это произведение ювелирного искусства займет почетное место в мемориальном зале, посвященном выдающейся чете Тенишевых, - отметила Валентина Склеенова.

Особым достижением и гордостью фирмы Фаберже стало украшение многоцветным золотом. Именно в такой технике выполнен орнамент на крышке другого экспоната - портсигара (1899 - 1903 гг.). На матовом пунцированном фоне из светлого золота распустился букет с крупными темными розами и гроздью винограда в центре, тюльпанами и колосьями по краям. Такие бытовые, хотя и драгоценные, предметы в начале прошлого века вполне могли себе позволить не только сильные мира сего, но и смоляне среднего достатка - учителя, врачи и даже рабочие крупного завода.

К этому же периоду относится «рождение» в руках петербургского ювелира трогательной фигурки бегемота из цельного куска обсидиана (вулканическое стекло). В конце XIX века к нам с Востока пришла мода на такие сувениры.

Несмотря на всю комичность сидящего на задних лапах бегемота - с раскрытым ртом и блестящими бриллиантовыми глазами в золотой оправе, - качество выполнения предмета самое высокое: на загривке даже есть две толстые складки. А еще сувенир настолько тщательно отполирован, что кажется, будто животное только что вышло из воды.

Еще один шутливый экспонат – серебряное яйцо-сюрприз (1917 - 1918 гг.), украшенное резным орнаментом в стиле модерн. Скорее всего, это свадебный подарок, ведь благодаря спрятанным внутри подставкам он легко превращается в две рюмки. Но самое примечательное даже не это, а клеймо мастера: «ФА».

- После долгой работы с каталогами я пришла к выводу, что это яйцо изготовил смолянин Федор Афанасьев. И хотя полной уверенности нет, одно могу сказать точно: других ювелиров с такими инициалами у Фаберже не было, - уверена Валентина Склеенова.

Знаменитая фабрика выполняла и заказы на изготовление государственных наград. Например, к 300-летию Дома Романовых был учрежден знак отличия за труды по сельскому хозяйству. Удивительно,  но чиновники вручали выдающимся ученым лишь особое удостоверение на право ношения медали. Сам знак лауреаты должны были заказывать у ювелиров за свой счет. Одним из удостоенных награды второй степени «за изучение почв Сибири и Дальнего Востока в целях колонизации» стал наш земляк, потомок великого композитора и ученик В. В. Докучаева – Константин Дмитриевич Глинка.


Автор: Юлия Шенгур


Добавьте «Рабочий путь» в ваши источники в Яндекс.Новостях




Загрузка комментариев...
Читайте также
Смоленские эксперты ОНФ продолжают мониторинг доступности сельской медицины в регионе
12 минут назад
Активисты Общероссийского народного фронта, лидером которого...
В Ельне в рамках проекта «Связь поколений» состоится Вечер Памяти
сегодня, 20:20
25 мая в 18.00 в районном Доме культуры города Ельни состоит...
В Смоленске прошла церемония открытия финального тура Национальной студенческой футбольной лиги
сегодня, 19:23
На базе Смоленской государственной академии физической культ...
В Смоленской области горе-отца обязали выплатить более 3,7 млн. рублей неустойки
сегодня, 17:08
В Починковском районном отделе судебных приставов на исполне...