«Поддубный»: Стальной человек, или В цирке

Культура

Не скрою, шла на «Поддубного» с предубеждением. С острым ощущением того, что в лучшем случае потеряю время, в худшем - получу отрицательные эмоции. Собственно, так оно и вышло. Причина возникшего предубеждения базировалась на двух недавних телевизионных близнецах-братьях: бездарном телеспектакле с элементами сюрреализма Владимира Бортко «Бесы» и телесериале «Куприн», стартовавшем, как и следовало ожидать, с пикантной «клубнички» «Ямы».

«Поддубный»: Стальной человек, или В цирке

«Поддубный» по художественным особенностям и режиссерскому почерку оказался этим двум проектам под стать. Массированная рекламная акция - тому подтверждение. Заменить цвет на сепию, и «Поддубный» уже ничем не отличается от «Куприна». Вначале так и подумалось: снимают очередной сериал. Хотя... первоначальное ошибочное представление о жанре детища режиссера Глеба Орлова вполне может оказаться верным - превратился же «Адмирал» в многосерийный долгоиграющий продукт? Если уж делать бизнес на именах, то надо гнать его на полную катушку, используя все возможности.
Орлов дебютировал в кино «Яйцами судьбы», так что ждать от него психологических откровений и режиссерских прорывов не приходится. Возможности были использованы. Внешние данные талантливого актера и по совместительству борца Михаила Пореченкова, который для осуществления режиссерского замысла поправился на 25 килограммов и был готов сниматься круглые сутки. Играл лицом, глазами - крупные планы в картине выполнены блестяще! Пореченков терпеливо, в течение нескольких часов подвергался утомительной процедуре гримирования. Нарастил впечатляющую мускулатуру - по сравнению с ним остальные герои фильма кажутся пигмеями и цирковыми марионетками.
Бездушными марионетками - буквально каждый, независимо от национальности, стремился заработать на Чемпионе Чемпионов Иване Поддубном. Большом ребенке, которого всякий стремился обмануть. Апофеоз этого обмана - эпизод в нью-йоркском банке, когда пойманный в западню бизнесменами-воротилами Поддубный не может снять с депозита честно заработанные им полмиллиона долларов, которые за прошедшие с 1926 года десятилетия превратятся в 36 миллионов долларов. И их никто не сможет снять: счет открыт на имя Русского Медведя, загнувшего Америку через колено...
Именно такая задача и ставилась режиссером: противопоставить искреннюю любовь к Родине бескорыстной любви к деньгам. Совершенно прозрачная антитеза - Россия и Америка. Хлеба и зрелищ, зрелищ и денег!
Странно лишь одно: почему антиамериканский по духу фильм снят типичнейшими голливудскими методами? Как будто его не Глебу Орлову снимать поручили, а Джеймсу Кэмерону. Только у Кэмерона, который изобрел беспроигрышный принцип «всем сестрам по серьгам», скрестив мелодраму с исторической драмой, конечный результат вышел бы интереснее и, безусловно, талантливее. Глебов с завидным энтузиазмом копирует даровитого коллегу. Женщины утирают слезы, мужчинам в кинозале тоже не скучно, дети с радостью наблюдают за всем спектром человеческих взаимоотношений и гарантированных приключений.
Все становится на свои места, когда убеждаешься, что центром повествования и кульминацией фильма становятся американские гастроли. Выброшен весь период его жизни, последовавший за протестным бегством Железного Ивана с берегов континента Свободы. Мы не увидим в фильме Глебова, когда Поддубный становится звездой СССР, гордостью национального масштаба. Как он участвует во Всесоюзном параде физкультурников и ходит по оккупированному Ейску с орденом Трудового Красного Знамени на не по-стариковски широкой груди. А после войны с голодухи продает свои награды чемпиона. К слову, они, как и в Америке, и на родине борца никому не были нужны. Это всего лишь сусальная позолота подвига, купленного потом и кровью. Мы умеем быстро забывать имена своих героев.
Поддубный умирает в полной нищете... Когда он, морщась от боли, швыряет коварного Рауля ле Буше на судейский стол, ему свистят и аплодируют в кинозале. Вот оно, великое искусство кино, которое заставляет забыть нас о течении времени. Точно так же зрители «Современника» аплодировали Валерию Харламову (актеру Даниле Козловскому), забивающему гол в ворота канадцев в Монреале...
Но подростки не поймут ни Харламова, ни Поддубного, отвергающих миллионные контракты. «Ну и дурак этот Поддубный, - услышала за спиной разговор двух мальчишек, выбегавших из кинотеатра. - От таких денег отказался...»
Результат отформатированного сознания - где хорошо, там и родина. Давно забыт императив русского человека, для которого самым страшным наказанием было изгнание...
Поневоле вспоминается цитата из балабановского фильма «Брат-2» : «В чем сила, брат? В деньгах? Вон, в Америке какая силища! В правде, брат». И человек-гора Иван Поддубный это доказал... Ничего, что в цирке.
Автор: Анастасия Петракова.







Загрузка комментариев...
Читайте также
33 минуты назад

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

сегодня, 15:09
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
сегодня, 15:41
сегодня, 13:57
Новости партнеров