Даниил Крамер: «Я ненавистник русского шансона!»

Культура
Даниил Крамер: «Я ненавистник русского шансона!»
Даниил Крамер отвечал на вопросы журналистов, дышащих в затылок друг другу. Журналистов было много. Пришлось терпеливо дожидаться своей очереди, удивляясь терпению всемирно известного пианиста. Основоположника русского джаза. Убежденного космополита. Ненавистника «русского шансона». Педагога. Скульптора человеческих душ… Наконец, гостя 57 Международного музыкального фестиваля имени М.И. Глинки.  
- Как воспринимают русскую музыку на Западе в контексте событий на Украине?
- Не знаю! На мой взгляд, вы уже совершили большую ошибку – причесали Запад под одну гребенку. Понятия «Запад» в природе не существует. Запад – это люди, они живут в разных странах и индивидуально, каждый со своей колокольни, воспринимают события и оценивают их. Им вообще, может быть, до Украины и дела нет! Есть дураки, которые расценивают приезд музыкантов с политической точки зрения. Недавно в Дюссельдорфе три десятка «немцев» украинского происхождения перед концертом Игоря Бутмана устроили протестный парад. Причем здесь Бутман?! Он приехал в Германию отнюдь не в качестве члена «Единой России», а как музыкант. Какое отношение все это имеет к Бутману-саксофонисту? Какое отношение мои недавние концерты в Берлине имеют ко мне? После моего сольного концерта никто не задал мне вопрос о взаимоотношениях России и Украины. Меня восприняли как МУЗЫКАНТА, чему я был страшно рад. Не могу сказать, что музыка не имеет отношения к политике. Имеет! В свое время опера «Набукко» Джузеппе Верди стала гимном национально- освободительного движения Италии. Многое в музыке связано с идеологией, но есть музыканты, которые  не желают  иметь никакого отношения к идеологическим инсинуациям и считают политику морем лжи, грязи и  манипулирования обществом с помощью журналистов! Я принадлежу к их числу.
- Выходит, это СМИ виноваты во всех смертных грехах?!
-  А разве нет? Журналисты доносят до нас информацию, и только от вас зависит, как мы ее воспримем. Лишь некоторые люди в социуме способны воспринимать эту информацию критически. Мне повезло больше, чем другим. Я вырос на Украине, в Харькове и могу получать информацию на русском, украинском и английском языках. И то, поверьте,  в моем мозгу не складывается правдивая картина происходящих событий!  Врут все, ни одна сторона не права, и мы вынуждены жить в мире по правилам игры, инициированным политиками, которые держат прессу на коротком поводке. 
- Но даже из множества фрагментов цельная картина все равно не складывается!
- На самом деле и сами политики всей правды не знают. Откуда ей взяться, да и нужна ли она? На самом деле мы не живем в мире, про который думаем, что мы в нем живем. Мы ничего о нем не знаем, все наши впечатления основаны на субъективных ощущениях. Если я сумею вас убедить, что ваши часы разогрелись, на руке возникнет ожог, а часы так и останутся холодными. Известнейший психологический опыт! Какого цвета эта стена? Мне кажется, что она розовая - так видят глаза человека. Но придет собака и «скажет»: «Эта стена серая!», потому что иначе воспринимает мир. А паук вообще возмутится: «Вы что, с ума сошли?!». У паука совершенно другой мир, рассыпающийся на фасеточные квадратики. 
Мир воспитан агрессией. Я беседовал с американцами - стоит высказать любое диаметрально противоположное мнение, и они начинают видеть в тебе врага.  Не говоря уже про «братские» взаимоотношения русских и украинцев.  
Даниил Крамер: «Я ненавистник русского шансона!»
- В споре рождается истина. Почему бы и не поспорить?
- Нет этих споров, и нет истины. Истина – в войне. Один английский философ сказал: «На войне есть только одна правда: на ней погибают». Другой правды на войне нет. Почитайте Сунь дзы, который вполне справедливо заметил, что война – это искусство обмана. Одно побоище ничем не отличается от другого. Мы не знаем историю – ее пишут люди исходя из конъюнктурных точек зрения на происходящие события. Тем не менее, и в нашем мире есть люди, которые знают правду. Их считанные единицы. Но мы их не знаем, и они не откроют нам истину. Так что там говорят на Западе, знать даже не желаю! Все равно вранье. 
- Давайте все-таки поговорим о наших «баранах». Чем отличается российский джазмен от американского? 
- К сожалению, для меня, российского музыканта, Америка остается  основным генератором джазовых идей. В этом и заключается основное отличие, хотя за последнюю пару десятилетий уровень российского джаза вырос неимоверно. Я согласен с тем, что часть талантливых европейских музыкантов живут в Америке, но Европа до сих пор не осмелилась на фонтанирование революционными инновациями. Американцы отличаются от нас уровнем креативности и… небоязни, соединенной с высочайшим профессионализмом. И все же мне кажется, что в России время накопления информации подходит к концу. Пройдет немного времени, и количество начнет перерастать в качество. Я в этом убежден! 
Очень долго Европа считала, что оперу способны писать итальянцы, и больше никто. Количество перешло в качество, и оказалось, что это не так. Сейчас еще по инерции считается, что в основу джаза заложена американская музыка. На мой взгляд, это правда, хотя уже и не в той степени, как было в 50 - 70-х годах. Времена изменились, и сегодня в Европе и России музыканты начинают генерировать собственные блестящие идеи. 
- Но джаз все равно остается  молодым искусством...
- Он даже моложе, чем вы думаете. Считается, что джазу сто лет, но российский джаз гораздо моложе!   
Даниил Крамер: «Я ненавистник русского шансона!»
- Так что же получается - русские продвигаются в этом направлении   быстрее других?
- Не знаю. Я не собираюсь оценивать скорость, с которой движется вперед отечественный  джаз – сто, двести километров… Меня волнует качество, а не скорость. Важно, насколько выступление артистов затронет сердца слушателей, чтобы каждый раз человек уходил с концерта джазовой музыки  с наполненной душой. Вот это меня волнует по-настоящему. Жаль только, что не всегда природа или Бог дарит тебе одинаковое вдохновение на каждом концерте. Но если оно приходит – о, да! Ура! 
- А легко ли взять, да и положить Глинку на джазовую основу? Вы приезжали в Смоленск в 2005 году и говорили, что таких экспериментов у вас еще не было… 
- Теперь уже есть. Дело вовсе не в том, легко ли ложится Глинка на джаз, или джаз на Глинку. Вопрос в том, слышишь ли ты эту музыку в джазе?  Я еще не услышал арию Сусанина, и… пока, знаете ли, не собираюсь. Глинка – часть моей музыкальной жизни, но я не сторонник того, чтобы на фестивале, посвященном Глинке, играть только его музыку.   
- Вы не только джазмен, но и педагог. 
- Сейчас, к сожалению, не преподаю - заведую кафедрой в Институте современного искусства (Москва), читаю мастер-класс. Но, конечно же,  продолжаю оставаться педагогом. 
- Многие ваши ученики уехали в Америку, в Европу?
- Кое-кто есть… Звонят! Несколько человек живут в Америке, кто-то – в Германии. Я не оцениваю их по территориальному признаку. Жить можно где угодно - вопрос, как ты при этом играешь. 
- Жалко терять учеников?
- Нет! Почему вы считаете, что если человек уехал из России, то потерялся? Я - убежденный космополит, сторонник человеческого единства, и мне все равно, где играть – в Смоленске или Париже. У музыкантов есть правило: где бы ты не играл, и сколько бы народу не сидело в зале, все они – твои! Это не кокетство и не позерство. Так должен жить музыкант, считающий себя музыкантом. Именно  поэтому я не считаю, что ученик, уехавший за рубеж, потерян. Для страны – да, а для меня – нет. Но я российский музыкант, мне жалко, что российская культура потеряла Женю Кисина. Глупо потеряла… И не только его - многих продолжает терять. Мне жалко людей, которые получают попсу вместо музыки.
Даниил Крамер: «Я ненавистник русского шансона!»
- Шансон?
- Я не прочь высказаться по поводу «блататы». Когда возник термин «русский шансон»,  Елена Камбурова попросила больше не называть ее «шансонье». Такое замечательное слово, и так его испортить! Язык вырвать писаке, который впервые посмел применить понятие «русский шансон» по отношению к тюряге. Позор Министерству культуры, которое поддержало фестиваль «русского шансона»!
Я не просто противник «русского шансона» - его ненавистник!  Среди так называемых шансонье  есть отличные, интеллигентные люди. Но то, чем они занимаются, ужасно, потому что воздействие, которые они оказывают на души людей, особенно на не сложившиеся души, ЧУ-ДО-ВИЩ-НО! 
- Сегодня мало кто отдает себе отчет, что такое культура в ее реальном значении…
- Я связываю с этим многие российские беды. В основу любого государства заложены две вещи, которые должны находиться в гармонии и быть неразрывно связаны друг с другом, -  образование и культура.  Если этого нет, происходит беда. Вплоть до гибели империи! Стоит перекосить этот фундаментальный сплав в сторону образования, и вы получите бездушных монетаристов, в сторону культуры - ни на что не способных рефлексирующих интеллигентов. Сплав должен быть очень точным: образование и культура диктуют, какой будет семья, как воспитают детей. Следующие аспекты - любительский спорт и вера, физическое здоровье и душа. Отмечу особо, что вера, ее искренность и глубина опять же зависит от образования и культуры человека!
Что касается профессионального спорта, я ярый противник олимпиад. Из-за этого безобразия рушатся социально-культурные программы! Более того, олимпийские игрища заставляют людей губить  здоровье. Грязный бизнес! Зато я, не поверите, абсолютный сторонник любительского спорта, детской физкультуры и гимнастики. Вот это действительно во всех отношениях здорово!  
Ни одна армия не спасет государство, если оно не зиждется на здоровом, прочном и точном фундаменте, потому что армия – следствие образования и культуры. Империя непременно погибнет. Постепенно, не сразу!  Поэтому, когда я в очередной раз  наблюдаю последствия «остаточного финансирования» культуры, меня начинает бить истерический хохот. Люди, которые занимаются этими вопросами, понятия не имеют об истинном значении культуры и ее роли в судьбе общества.  Империи проигрывали войны только потому, что в армии служат люди. Бывали случаи, когда в войнах удалось одержать победу на вспышках энтузиазма, но посмотрите, какая в те времена была культурная закладка! Какие люди были в тот момент в российской культуре! Каким было образование!  Сталин – чудовище, совершенно верно, но именно в 30-е годы  произошла ярчайшая вспышка русской культуры и русского образования.  Ни в коем случае мы не смогли бы одержать победу над Германией, занимавшей лидирующие позиции в науке и культуре…
Вы удивляетесь мощи Америки? В Америке нет колледжа без оркестра любительской спортивной команды. Здоровая нация. Вот ее мощь! 
У искусства одна цель – с помощью своего мастерства создать такой образ, который способен изменить человеческую душу. Реализация этой цели как никогда актуальна сегодня, на фоне вспыхнувшей в мире эскалации агрессии, национал-шовинизма и тупого ура-патриотизма, который превращает человеческое сообщество в толпу, обладающую интеллектом пятилетнего ребенка. Создать толпу и управлять ею легко. Труднее создать человека - думающего, способного к анализу и не поддающегося честным глазам и убедительным голосам. Это и есть задача, которую выполняет искусство на протяжении тысячелетий, меняя менталитет человека. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
вчера, 22:27

Инцидент произошел в Починковском районе. В результате возбуждено...

вчера, 21:52

Об этом рассказал Александр Новиков в социальных сетях. ...

Новости партнеров