Владислав Флярковский: «Ненавижу слово «периферия!»

Культура

«В некоторой степени  я чувствую себя лектором Общества «Знание», который приехал в Заполярье, чтобы читать местной публике лекции о том, что такое Северное сияние. Или, скажем, явился в Бурятию, чтоб объяснять шаманам, что такое бубен», - признался на открытии 57 Международного музыкального фестиваля имени М.И Глинки известный российский журналист, обозреватель канала «Культура» Владислав  Флярковский.  


Владислав абсолютно уверен, что его коллега, блистательный знаток музыкальной культуры Святослав  Бэлза, который  из-за болезни не смог почтить своим присутствием старейший фестиваль России, выглядел бы в Смоленске  своим человеком. «Зато  у меня есть бесспорное преимущество: я - ровесник  вашего фестиваля, - заявил почетный ведущий 57-й Глинковской декады  Владислав Флярковский.  – Я был зачат через несколько недель после того, как Иван Семенович Козловский дал единственный сольный концерт в Смоленске, и с его легкой руки появилась идея родить Глинковский фестиваль!»
- Как сегодня воспринимают русскую музыку на Западе в условиях нового витка «холодной войны»? 
- Нашу музыку Запад любит независимо от политической конъюнктуры. Однажды мне посчастливилось услышать игру  Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского в Цюрихе в знаменитом Тонхалле.  Если настолько  горячо и безумно  наши оркестры принимают везде, то, на мой взгляд, русская музыка - главная на свете. Тонхалле был набит битком, и по завершению каждого произведения публика просто бесновалась! Конечно же, только потому, что БСО – один из лучших оркестров мира. 
Колоссальным успехом пользуются выступления Гергиева и  оркестра Мариинского театра. Они исколесили всю планету! 
- Вся беда в том, что негативные процессы все-таки происходят. А как же  горячий прием, который устроили «ценители» прекрасного в Канаде и Нью - Йорке Владимиру Спивакову и «Виртуозам Москвы»?
- Я читал о скандале в Кембридже. Версия, выложенная в Интернете  товарищем в бейсболке с эмблемой Гарварда, который выскочил на сцену выяснять отношения со Спиваковым, -  опус глубоко душевнобольного человека.  Ни к какому Гарвардскому университету он отношения не имеет. Якобы его не пустили в концертный зал потому, что букет, который он прихватил с собой, состоял из голубых  и желтых цветов.  Подобное колористическое сочетание могло оскорбить  Маэстро! Бред собачий! Кому нужен этот молниеносный конфликт, спровоцированный безумцем, кроме него самого? Зато теперь его имя упоминается в одной связке с именем великого Спивакова.
- Это пена, наносное…
- Ни один артист не застрахован от подобных эксцессов и должен быть внутренне готов к тому, что совершенно безумные люди иногда выскакивают на сцену. Ну и что? В Москве тоже порой на сцену выбегают псевдоправославные верующие и срывают спектакли, в которых якобы есть эпизоды, унижающие честь и достоинство верующих. Таких людей везде полно, и не стоит предавать значения их выходкам.  Зато какая замечательная  публика в Смоленске! Я обожаю такую публику! Она сидит в темноте и ее не видно, но ты чувствуешь ее присутствие. Откликающаяся, отзывчивая, такую редко где встретишь. Я наблюдал подобных  вам слушателей в  провинциальном городке  Бремен. Немцы пришли на концерт звезды колоратурного сопрано, певшей  барочную музыку. Публика бесновалась и, не поверите, ртом ловила звуки, движения певицы. Только в провинциальных российских городах я вижу настоящую, идущую из сердца отзывчивость! Меня поддержат и  музыканты, и актеры драматических театров, которые с гастролями ездят по России. Избалованная московская публика кардинально отличается от провинциальной. 
Я не люблю слово «периферия», ненавижу его! А слово «провинциальный» мне даже нравится! Несколько лет назад в Москве гастролировали три актрисы с представлением в одном акте, которое называлось «Провинциалки». Именно так, без всякого самоуничижения, а я бы сказал,  даже с гордостью, они назвали свое шоу. Провинциалки, и при  этом актрисы высочайшего уровня.  Я был восхищен! И прежде всего тем, что артистки нарочито подчеркнули, что они  -
провинциалки, совершенно не стыдясь этого.
Владислав Флярковский: «Ненавижу слово «периферия!»
- Десять лет назад в интервью «РП» художественный руководитель БСО, народный артист СССР Владимир Федосеев признался, что его беспокоит умолчание Глинки. Произведения основоположника русской классической музыки сейчас практически нигде не играют,  а если он и звучит, то крайне редко. Ведь даже на его именном фестивале музыки Глинки нет! Подвижки, конечно же, есть – два года назад в Челябинске поставили оперу «Жизнь  за царя»… Спасибо Большому симфоническому оркестру, уважил Михаила Ивановича, исполнил в финале  незапланированный фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила»! Но этого мало.   
Почему Глинку так редко исполняют?
- Не могу вам сказать. Еще раз подчеркиваю, что я не музыковед и не историк музыки, и не имею возможности скрупулезно отслеживать, кто, где, и сколько  раз исполняется. Чисто физически не могу, потому что мне приходится следить за тем, что происходит в кино,  театре, балете и в современном искусстве.  Музыка – всего лишь один из секторов, на который я обязан обращать внимание. Тем не менее, как представитель публики и человек, который очень любит музыку, могу предположить, что Глинка в наибольшей степени, нежели Чайковский и Римский – Корсаков,  писал музыку очень специфическую, наполненную особенным, национальным колоритом и звучанием. В этом  достоинство и сила наследия Глинки, его мощь,  а также… Ох, как нехорошо и неправильно так говорить, но и недостаток.  Действительно, кого-то настораживает…  слишком русская партитура композитора! Хотя Михаил Иванович и говорил, что музыку сочиняет народ, но сам практически не использовал напрямую  мелодии русских народных песен. Исключение составляет разве что «Камаринская»… У Глинки есть еще один фрагмент, где содержится прямая цитата из народной песни, затрудняюсь сказать, какой. Был бы я Бэлза, сразу бы вспомнил (смеется)! 
И все равно, грубо выражаясь, дух русской музыки так и лезет из его произведений.  Не исключено, что это кому-то не нравится, кто-то, вполне возможно, считает: «Извините, но это уже чересчур!».  Как говорится:  «Слишком хорошо – тоже не хорошо!» Кому-то кажется, что «слишком русское – не очень хорошо», и предпочитает Глинке  Балакирева или Чайковского. В конце концов, русский он, или не русский, Петра Ильича весь мир играет, а в Японии по нему вообще с ума сходят. А Глинка чересчур русский, может быть, именно поэтому по нему и не сходят с ума. Потому что это музыка, которая … СЛИШКОМ! Не стоит брать близко к сердцу мое предположение – мнение обычного человека, но не теоретика музыки.
- В последнее время на ТВ довольно часто приходится слышать  странные реплики, что классическая музыка в традиционном ее звучании устарела и нуждается в новых интерпретациях и аранжировках. 
- Да ни в чем она не нуждается, разве что в благодарном и подготовленном зрителе. На  дворе XXI век, а залы полные – и в Москве, и в провинции. И на Западе! Я уже упоминал о концерте  в Бремене. Барочное пение – невероятно сложная процедура с технической точки зрения и, на первый взгляд, может показаться, что подобное исполнение  рассчитано на специфического слушателя, каковых считанные единицы. Но я был свидетелем, как на концерте билась в экстазе самая обычная публика! Немцы – большие оригиналы, они не только хлопают и кричат «Браво!», но и топочут ногами. Грохот стоял невероятный!  Ни одного пустого места в зале… А ведь это не заигранная классика, та, что на слуху, а непривычная для слуха музыка XVIII века. Не надо ее трогать, потому что музыка – это не зрелище. Зрительский глаз меняется от эпохи к эпохе, а вместе с ним театр и кино. 
 Многие негодуют: «Что вы делаете  с классикой!»  В театре действительно нужно что-то делать, потому что рождается новый зритель, который  не пойдет смотреть «Карамазовых» Достоевского, если их не поставят так, как поставил Константин Богомолов на сцене МХАТа.  В классике нельзя трогать текст, все остальное – можно.
 А в классической музыке что менять? Она неизменна, и у каждого дирижера свое бережное прочтение классики. Дайте ей возможность жить дальше нетронутой!
- Вы профессионально занимаетесь фотографией, любите снимать места, в которых вам  довелось побывать…
- Ну что вы, я не профессиональный фотограф!
- А как же ваше увлечение фотографией? Не зря же вас причисляют к профессионалам! 
- Да,  увлекаюсь, но кто сейчас не фотографирует?..
 Слышали хохму?  Один человек говорит другому: «Все, я больше не фотограф. Я теперь хирург –  скальпель купил». Фотоаппараты есть у всех, все подвержены повальной моде выкладывать снимки в Интернет. А я ничего никуда не выкладываю – зачем?







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 23:03
Одни хотели разбогатеть с помощью инвестиций, другие давали ...
вчера, 21:51
Жители райцентров отмечают мужество и отвагу сотрудников МЧС...
вчера, 21:08
вчера, 20:35
В свидетельстве о браке днем рождения семьи у них будет знач...
Новости партнеров