Cмоленск: О духовном Чернобыле, закате пятиэтажек и трагедии черствого Колобка

Культура
В марте репертуар драмтеатра пополнят два спектакля - фантазия на свободную тему Дианы Балыко «Вам нравится танго?» и «Все по-другому теперь…» по мотивам  пьесы Светланы Баженовой, поставленные заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским. 
Как правило, зритель видит лишь верхушку айсберга. Именно поэтому весьма любопытно познакомиться с режиссерским видением смысловых массивов, таящихся за нагромождением слов, сценических образов и вольных ассоциаций, возникающих при прочтении этих «женских» пьес. Вас удивит глубина отнюдь не неженских проблем, нашедших в них отражение!         
«Я не драматургический вызов и не драматургический прорыв, я – просто женщина, которой хочется высказаться в диалогах, и боль, которую ничем не унять...» - так говорит о себе Диана Балыко.
- Диана Балыко - достаточно известный в России белорусский драматург, и я думаю, что постановка «Вам нравится танго?» вызовет у смолян интерес проблематикой поставленных в ней глубинных вопросов, - убежден Виталий Михайлович. - Балыко делает смелую попытку проанализировать опыт деформированной реальности под названием XX век, взяв в качестве объекта психологического исследования отдельно взятого человека. Молодую женщину, на личности которой отразились губительные процессы разрушения социума в целом. Катастрофы, постигшей Россию, которая безвозвратно утратила многое из-за утопической попытки построить город Солнца в масштабах страны. Рафинированному интеллигенту в пенсне было трудно в одиночку поднять бревно, и ему на смену пришла массовая культура, подобно «Носорогам» Ионеску уничтожающая сознание и вытаптывающая человеческое в человеке.
Это – наш духовный Чернобыль длиной в век, объект для внимательного изучения нереализованных возможностей человека. Я уже говорил о пустоте, которая созидает пустоту, и даже… размножается. От пустоты можно зачать! Она шагает стройными колоннами и требует к себе внимания, понимания и исторического фиксирования. Пустота, уподобляясь героям поэмы «Плохо!», настоятельно диктует сложить о них «Хорошо!», вызывая мучения думающего человека. Драматурга, родившегося в 80-х, который предлагает разобраться с последствиями, оставленными в ней этой эпохой.  Как ей быть со своим телом, душой и сердцем, мозгом?! Жить дальше, продолжать сомневаться, родить еще более сомневающихся и страдающих людей? Или же прекратить производить несчастных на свет, сознательно поставить точку в этом балагане? Тема, затронутая Дианой Балыко, тяжелая, острая и больная. Больно и тяжело будет тем, кто узнает себя в героине спектакля «Вам нравится танго?» В тоже время надеюсь, что само высказывание на эту тему - великое благо, потому что мы сможем предостеречь себя от неверных шагов, ненужных и пустых эмоциональных переживаний, на которые не стоит терять время, вступая в схватку с чудовищем под названием Жизнь. Однако наша героиня (Ольга Федорова) борется до конца. 
Спектакль построен в форме монолога, представленного через пластические и музыкальные партитуры, чтобы дать возможность зрителю не скучать, наблюдая за элементами ассоциативного, условного театра. Премьера состоится 19 марта на Малой сцене. 
В Международный день театра смоленский зритель увидит на Большой сцене премьеру спектакля «Все по-другому теперь…» по мотивам пьесы Светланы Баженовой. Баженова только делает первые шаги на поприще драматургии, тем не менее, ее дебют «По-другому» уже успел получить положительные отзывы критиков и завоевать награду на XI международном конкурсе «Евразия-2013». 
- Так случилось, что эти две пьесы похожи. В центре постановки «Все по-другому теперь…» - анализ угасающей жизни, еще теплящейся в пятиэтажках. Она совершенно другая, не та, которую ведут творческие люди – интеллигентные, думающие, рефлексирующие. Я хочу рассказать о нравственной катастрофе, постигшей людей из пятиэтажек. Вы увидите иную породу людей, свыкшихся с типичной для них ситуацией быть униженными и оскорбленными. К сожалению, это сознание становится коллективным, формирующим окружающую нас действительность. Восемьдесят   процентов граждан нашей страны, вынужденные имитировать счастье и тщательно скрывающие свою обездоленность и униженность, продолжают идти на праздник хоть и не такими стройными колоннами, как раньше, но все равно шагать в ногу  и в едином порыве кричать «ура!»… У них симпатичные лица. Они не накрали, не уехали за границу. Эти люди – «золотая» середина, на которой устойчиво держится жизнь. Как бы нам не хотелось в это уверовать, но жизнь не базируется  на поэтах и писателях, художниках и философах, способных уйти от реальности в свои индивидуальные мирки, эгоизм парения над схваткой и непонимающих тех, кто живет и мыслит просто, острее воспринимает действительность. Вечером жарит яичницу, смотрит телевизор на сон грядущий и ранним утром  идет на работу. 
 Спектакль «Все по-другому теперь…» – размышление о потерях и огромном желании остановить процесс нравственного распада,  попытка найти ответ на вопрос, куда же мы идем? Светлана Баженова, и мы вслед за ней поднимаем серьезные вопросы, и их серьезность доходит до абсурда. Все, что заложено изначально, в семье, станет основой дальнейшей жизни человека. Как быть одному из главных героев,  мальчику Саше, который еще в чреве матери «плавал» в вине? Ему омерзительна «пятиэтажная» жизнь, он ненавидит тех, кто пьет, и пытается найти свой путь.  Саше очень трудно!  В  этой пустыне он нашел только одного человека – соседку Пашу-«артистку» (заслуженная артистка России Ирина Голованова), которая помогает ему стать человеком… Паша – светлый, неунывающий персонаж. Говоря метафорически, ну и что, что вокруг плохо пахнет? Откройте форточки и дышите! Включите хорошую музыку.  Мы же не можем заново, не зная законов домоустройства, переложить проржавевшие канализационные трубы? 
Разве возможно изменить деформированное сознание пьющей от  бессмысленности своего существования мамы, которую наш герой не видел с детства?..  Саша уходит в армию, так и не попрощавшись с биологической матерью – чужим по духу человеком. Возможно, это будет одна из лучших ролей Егора Деюна на данный момент. Трагическая, глубокая…
Спектакль «Все по-другому теперь» – коллективный портрет уходящей натуры, которая вскоре исчезнет, как исчезает с годами совесть. Когда начинаешь исследовать жизненное пространство, неизбежно приходишь к выводу, что… не очень-то и живая эта жизнь, а само пространство, в котором вынужден пребывать человек, глухое и слепое. Потому современные драматурги и начали писать такие пьесы, и великое благо, что их разрешают ставить. Есть надежда, что если этих пьес будет много, а постановки – востребованы, благодаря перестройке художественными средствами коллективного сознания в обществе произойдут позитивные перемены. 
Сегодня мы лишь начинаем говорить  о несбывшихся надеждах и терпящим катастрофу славянском начале, чью жизненную силу пытаются уничтожить другие, более агрессивные и опытные в вопросах ведения идеологических войн и знания социальных законов  нации. Я обязан высказаться на эту тему. «Все по-другому теперь» - своего рода философский трактат.
- Поймет ли зритель то, что вы хотите сказать, или удовлетвориться созерцанием верхушки айсберга? 
- Однажды Анатолий Эфрос, также страдавший от непонимания, сказал мне следующее: «Всегда найдется один понимающий человек, так Богу угодно. Значит, вас уже двое. А двое - уже много!» Другое дело, что созидатели разобщены, а разрушителям свойственно собираться в стаю. Разрушать легко! Но Россия держится, она не подвержена их губительным усилиям. Наше чудо вещее не поддается мощнейшему аппарату разрушения, но как жалко людей, чья жизнь проходит напрасно в бессмысленных стычках! Герои спектакля слепы и глухи за исключением одного слепца, который  захотел прозреть и увидеть нечто большее. Для начала понять, отчего людям живется так дурно и плохо, что заставляет их мучиться и страдать.       
В пьесе есть удивительный персонаж, девочка Оленька, которая рассказывает притчу о Колобке. Автор сознательно внесла коррективы в философскую сказку, пояснив, почему Колобка, закатившегося в дремучий лес,  так никто и не съел.  Просто бабка, которая жила без дедки и без деток, забыла наделить свое детище ушами. Глухое оно у нее уродилось!  Колобок позабыл дорогу домой, а ушей, чтобы бабкин голос услышать, у него не было. Вот он и засох, потому что никому не был нужен, а бабка с горя померла…
- Имеющий уши «колобок» не закатится в темный лес и найдет дорогу домой, к людям, которые в нем нуждаются?
-  Финал спектакля оптимистичен. Есть надежда, что теперь все будет по-другому…







Загрузка комментариев...
Читайте также
17 минут назад

Эта работа займет не менее пяти дней. Подробнее об этом ...

сегодня, 18:15

Владимир Николаевич Полозов пропал в поселке Стодолище Починковского...

сегодня, 15:30
Подписано соглашение о сотрудничестве. Этот шаг направлен на...
сегодня, 16:48
Новости партнеров