Скандал вокруг малых форм в Смоленске

Культура
Скандал вокруг малых форм в СмоленскеВыставка малых форм, открывшаяся в Доме Художника в Смоленске в канун старта Года культуры, ознаменовалась… миниатюрным скандалом. Ничто не предвещало беды, однако обо все по порядку. 
               Демонстрация рождения большого искусства… 
Понятие «миниатюра», или искусство малых форм, применяется не только по отношению к произведениям живописи, но скульптуры и графики. Жанры и направления «малых  форм» затрагивают практически все области жизни – портрет, натюрморт и пейзаж. Для художника малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента, что находит отражение в  живописи Владимира Лавренова, Веры Козиковой, Владимира Петькова, миниатюрных акварельных портретах Анатолия Попова, экслибрисах Валерия Ляшенко, гравюрах Веры Самариной. Не менее увлекательно знакомство с образными скульптурными композициями Альберта Сергеева, Валерия Гращенкова, Александра Парфенова  и Константина  Куликова. Искусство малых форм – сфера, вызывающая неподдельный интерес коллекционеров и зрителей, захватывающая и необыкновенно увлекательная.
- Наш вернисаж – антипод выставки, состоявшейся в большом выставочном зале. Вы видите настоящее искусство, а не работы, выставленные на продажу, - говорит народный художник России Владимир Ельчанинов. - Художники создавали их для себя! В этих, возможно, невзрачных и тихих работах – рабочих материалах творца - присутствует живая душа. Именно с этой точки зрения вернисаж представляет истинный творческий интерес. Ты получаешь уникальную возможность услышать мысли художника, прикоснуться к динамике художественного процесса.
Экспозиция является убедительным доказательством того, что в Смоленске  существует  настоящее изобразительное искусство, а не его имитация в виде красочных постеров, которые в магазинах висят. Давно пора их собрать да в КВЦ представить – как пример усиленно пропагандируемой сегодня популярной массовой культуры. Сейчас вообще время особенное – идет борьба искусства с кичом. Или суррогат победит, или живое, идущее из самого сердца… 
Мы вовсе не собирались смолянам показывать шедевры, преследуя другую цель – продемонстрировать, как зарождается творчество в камерной, интимной и личностной среде, окружающей художника в мастерской. Поверьте, выставка малых форм – большая редкость!    
                  …и интимные  откровения в пастели
- За последние двадцать лет в Смоленске впервые состоялось открытие экспозиции пастели – хрупкого и изысканного искусства,  - утверждает участник вернисажа Владимир Петьков. – В советские времена техника пастели была незнакома широкому зрителю, и только художники, работавшие в этом направлении, имели представление о разнообразии палитры и методах применения столь капризного материала, позволяющего решить множество художественных задач. К сожалению, исполненные пастелью работы нежны, «сыпучи», они боятся солнечного света, что представляет большую сложность для частого и длительного экспонирования. Поэтому выставленная на всеобщее обозрение пастель – всегда событие и большая редкость. 
 Одна из первых крупных пастельных выставок состоялась в Санкт-Петербурге в 1999 году, еще одна прошла в 2010-м в Омске. Сегодня у вас есть уникальная возможность на примере Любови Обориной, Веры Козиковой, Светослава Арайса и других известных мастеров убедиться в том, что пастель – это не просто цветные мелки, а серьезный, тонкий и глубокий материал, представляющий высокую художественную ценность. На вернисаже представлено более 40 произведений – пейзажей, портретов и натюрмортов.  
                    «Спасибо, что выслушали и… не расстреляли!»    
Однако далеко не все ценители прекрасного получили удовольствие от увиденного в Доме Художника.  У Владимира Аникеева осталось горькое послевкусие: 
- Боюсь, большинству не понравится то, что я скажу. Мне эта выставка кажется абсолютно провальной, - признался искусствовед. - Складывается впечатление, будто никому не нужный старый хлам сгребли по сусекам и расставили по углам… Десяток мастерски выполненных этюдов и пяток скульптур не спасают еще один провальный вернисаж за последнее время.  Подобные экспозиции – результат небрежного отношения выставкома к нашему общему делу. Сидим и дружно руки поднимаем, демократично голосуя, чтобы никого не обидеть! Вы говорите о том, что эта камерная, неформатная и неформальная по своему духу экспозиция состоит из так называемых рабочих материалов. Но и такую выставку нельзя было делать наспех, по старинке – и так сойдет. И действительно, все пройдет идеально: пресса насуропит заумных, графоманских сентенций, ТВ споет очередной бравурный марш. Жизнь прекрасна и замечательна – что ни художник, то мастер. Каждый второй – Мастер с большой буквы. Так к чему же мы придем с таким небрежным отношением к искусству? Нет здесь мудрых, тонких работ, перед которыми можно часами стоять. 
           «Выставка провальная? Позвольте не согласиться!»
Заслуженный художник России, скульптор Людмила Ельчанинова категорически не согласна с мнением смоленского искусствоведа:
 - Экспозиция очень грамотная и интересная, работа над размещением экспонатов проведена кропотливая, математически выверенная. Лично мне очень хотелось, чтобы каждое произведение искусства заняло свое место. Я принимаю критические замечания, но войдите в положение выставкома – в Доме Художника всего–то три небольших выставочных зала, и перед нами стояла задача, как максимально продумать и организовать столь мизерное пространство. Работы маленькие, их можно случайно задеть, вот мы их и расставили по углам, что, естественно, неправильно – скульптура должна иметь круговой обход. 
На мой взгляд, и концепция выставки оригинальна. Мы стремились познакомить зрителя с интимной обстановкой творчества, царящей в мастерской художника, чтобы посетители вернисажа почувствовали атмосферу, в которой мы живем и работаем.  Нам просто захотелось пообщаться со зрителем! 
                            «Рамки кривые? Ну и что…»
- Ребята, здесь очень много находок, которых вы не найдете в масштабных двухметровых работах, - считает народный художник России Вячеслав Самарин. - Скажу честно: мы и вправду под завязку наслушались лестных, хвалебных речей. Каждая  выставка «посткриптум» напоминает примитивную программу «Танцы на льду» - актер откатал номер и, надо же, не упал, его встречает шквал комплиментов-аплодисментов! Восторг до небес, жюри аж захлебывается от счастья, комментируя «небывалое достижение»… 
Владимир Аникеев – единственный в Смоленске человек, который профессионально пишет об искусстве. Не дай Бог ему на зубок попасть! Я считаю, что иногда нужно и правду сказать, чтобы мы задумались. Не вижу причин обижаться.   
- Такая большая выставка скульптуры в Смоленске не проходила со времен моей молодости. Нисколько не преувеличиваю – лет тридцать, наверное! - признался  скульптор Константин Куликов. - Ее организовал Альберт Сергеев. С тех пор – тишина, молчание…  Вот мы и решили совместно с графиками и живописцами сделать вернисаж малых форм. Я рад, что у смолян появилась возможность увидеть личностные, теплые и очень добрые работы. 
Выставка продлится до 28 февраля. Насколько она успешна или безнадежно провальна, судить вам! 







Загрузка комментариев...
Читайте также
16 минут назад
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
23 минуты назад
сегодня, 20:16
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
Новости партнеров