Смоленск: Любовь, кровь и… Смутное время

Культура
Смоленск: Любовь, кровь и… Смутное времяРежиссер Олег Кузьмищев ставит спектакль «Стена», рассказывающий о героической обороне Смоленска  в 1609-1611 годах.
«К юбилею города мы должны были сделать что-то знаковое, связанное со Смоленском. От администрации Смоленской области был получен заказ на постановку пьесы Марии Парамоновой, которая, прочитав роман  Владимира Мединского, написала инсценировку, и, как нам известно, обсудила ее с автором романа. Тот дал добро на ее существование», - говорит Олег Кузьмищев.
- Вам понравился роман Мединского?
- Прочитал с удовольствием. Я вообще большой любитель чтения, поклонник Федора Михайловича Достоевского, Майкла Муркока и Роджера Желязны. «Стена» относится к жанру «мушкетерских» романов. В России, кроме «Стены» Мединского, приключенческих романов на подобную тему, наверно, не существует. Человек заполнил лакуну... «Стеной».  
- Насколько пьеса отличается от романа?
- В инсценировке нашла отражение фабула, имеющая прямое отношение к Смоленску. Мы должны учитывать особенности сцены. Известно, театр не потянет изобилия мелко нарезанных сцен, которые ярко и выразительно читаются в кино. Мне не хотелось нарушать динамику постановки, перегружать ее. На первый план я вывел знаковые линии. Их две, и они – любовные. Именно они пронизывают всю пьесу и объединяют ее основные части: военную, политическую и общечеловеческую.
- Интернет заполнен эротическими цитатами из романа Мединского «Стена». Посетители форумов спорят, является ли Мединский их автором, или нет. Известно, что постановка рассчитана на аудиторию «12+». Представьте себе такую ситуацию: после премьеры подростки идут в книжный магазин, покупают роман…
- Вы серьезно думаете, что подростки повалят в магазин покупать «Стену»? Мне кажется, они вполне удовлетворятся тем, что увидят на сцене. В работе  важен вопрос, как подать красоту женского тела, неотъемлемую от красоты женщины. Красоту, которая манит мужчину, делает его героем, трусом или предателем. Только она и сближает два противоположных пола, и на этом жизнь стоит.   
-  Если на премьеру  приедет автор, вы не испытаете чувства неловкости?
- Отвечу, как древний римлянин. Я сделал все, что мог. Кто может лучше – пусть сделает.
- Вам хочется, чтобы он увидел и оценил вашу работу?
- По-человечески – да. Мединский – интеллектуал, который понимает окружающий мир и отдает полный отчет в том, что делает. Если такой человек даст свою оценку спектаклю, почему мне не должно быть это  интересно?
- Вы ставили перед собой задачу сохранить мистическую линию? Выпустить на сцену «гостей» из будущего с лазерами?..
- Нет. Мне хотелось показать, как живут противоборствующие стороны во время осады Смоленска, что происходит внутри пылающего мира. Любовь, предательство, крики и стоны! Жизнь! Сигизмунд и воевода Шеин интересны зрителю исключительно с человеческой точки зрения – чем они дышат, их чувства.
- Как зрители отличат поляков от русских на сцене?
- Мы взяли за ключевой - образ летучих гусар. Крылья - символ силы, нашествия и напора. Они считают эту землю своей, а смоляне оказывают активное сопротивление, почему они должны отдать хотя бы пядь своей земли? А поляки испокон веков считают Смоленск частью Польши.
- Не боитесь испортить отношения с поляками, которые могут заявить, что в Смоленске поставили «антипольский» спектакль?
- Разве поляки не нападали на Смоленск, и польского нашествия не было? Неужели вы действительно считаете, что нам и про немцев нельзя спектакли ставить, не то поссоримся? В постановке задействованы две встречные силы, которые столкнулись под Смоленском, отстаивая свою правоту в борьбе за землю. Я хотел показать, насколько сложна и болезненна эта борьба.  Меня не волнуют исторические подробности, интерес представляют только общечеловеческие линии, взаимосвязи и отношения между людьми. Официальная информация, отраженная в датах, событиях и цифрах, не дает возможности прикоснуться к эпохе, ощутить ее живое дыхание. История не протоколирует переживания человека, который два года сидит в окопах, утонув в грязи. Зрителю интересны эмоции смертельно уставших защитников Смоленска, их ярость, раздражение и злость! Хочется… человеческого. Мы говорим о художественном произведении, и для нас важны лишь два исторических факта: факт нашествия поляков и падения Смоленска.
- Постановка – «густонаселенная»...
- В спектакле занята почти вся мужская часть труппы. Женских роль в нем только две. Пришлось даже привлечь четырех начинающих артистов, студентов института искусств. Дело военное - дело молодое!
- Кто учил ребят фехтовать?
- Игорь Голубев. Он несколько лет преподавал основы сценодвижения в институте искусств. Игорь помогает мне профессионально построить ситуацию, показывает актерам, как правильно взять в руки оружие, вращать мечом, начать и закончить бой. 
- Вы испытываете любовь к своему детищу, которое вот-вот появится на свет?
- Какая любовь? Не произносите этих мертворожденных фраз. У меня есть амбиции. Честолюбие! Пьеса, и я хочу ее поставить так, чтобы у людей дух захватило!     
P.S. Премьера спектакля «Стена» состоится на сцене Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова 20 сентября. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
21 минуту назад
Жительница Смоленской области подозревается в заведомо ложно...
сегодня, 09:45
Губернатор Василий Анохин призвал смолян проголосовать за лю...
сегодня, 09:17
Герой рисковал жизнью, но смог вытащить обессилевшего мужчин...
Новости партнеров